Лидия Жукова
Игры для развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Игра- основное и любимое занятие ребенка дошкольного возраста. Особое место в семье игр занимают речевые игры : они направлены на формирование разных сторон речи, что необходимо для осознания явлений языка и речи, и на развитие языковой способности ребенка. Особое внимание уделяется приоритетным направлениям каждой речевой задачи: воспитание звуковой стороны речи, обогащение словаря тематическими группами слов,формирование грамматического строя речи, развитие связной речи. Таким образом,если ребенок будет осознавая значение слова и одновременно видеть возможности сочетания этого слова с другими, то его языковые способности будут развиваться успешнее. Использование в речевых играх красочного наглядного материала позволяет добиваться высокой эффективности, о значении наглядности хорошо сказал К. Д. Ушинский: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Данные речевые игры показывают, как формируются основные компоненты речевой системы и в более короткие сроки автоматизируются поставленные звуки.
Публикация «Игры для развития речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2015
1. «Подарю букет».
Цели и задачи:
Коррекционно-образовательные: Формировать у детей развернутую фразовую речь. Дифференцировать звуки [Р], [Рь], [Л] в словах, во фразовой речи.
Коррекционно - развивающие : Упражнять в образовании множественного числа имен существительных; в согласовании числительных с существительными в родительном падеже; в образовании прилагательных от существительных и согласовании прилагательных с существительными; Развивать память, внимание, мышление.
Коррекционно-воспитательные: содружество детей и педагога.
Ход игры.
-У нас сегодня гости. Это кукла Рая, Рита, Луша.
-Для наших гостей мы соберем и составим букеты.
-Посмотрите, что это?
Дети:- это цветы.
-Назовите их.
Дети:- Это ирис, нарцисс, ромашка.
-Можем ли мы составить букеты из этих цветов для Раи, Риты и Луши?
Дети: - Для букетов мало цветов.
-Правильно. Значит нам нужны…
Из конверта вынимаю цветы (по 5 штук каждого вида).
Дети:- Это ирисы, нарциссы, ромашки.
-Какие ирисы? - Какие ромашки?- Какие нарциссы?
Дети: - Ирисы голубые.
-Ромашки белые.
-Нарциссы желтые.
-Сколько нам нужно составить букетов?
Дети:- Нам нужно составить 3 букета.
-Каждый из вас составляет один букет из этих цветов.
-А теперь скажите, как вы собрали букеты?
Дети: - Из двух ромашек, трех ирисов, одного нарцисса. И т. д.
-Очень красивые у вас получились букеты.
-Но если вы внимательные, то сразу догадаетесь, какие любят цветы наши гости.
(В волосах у кукол цветы ромашка, ирис, нарцисс.)
-Из каких цветов мы будем дарить букет Рае?
Дети: - Рае будем дарить букет из ромашек.
- Рите будем дарить букет из нарциссов.
- Луше будем дарить букет из ирисов.
-Как будет называться букет из ромашек? Из ирисов? Из нарциссов?
Дети: - Ромашковый букет.
- Ирисовый букет.
- Нарциссовый букет.
-Давайте подарим букеты нашим гостям. И скажите, какой букет вы дарите.
Дети: - Я дарю Рае белый ромашковый букет.
- Я дарю Рите желтый нарциссовый букет.
- Я дарю Луше голубой ирисовый букет.
-Вы сегодня научились составлять очень красивые букеты и говорить, какие букеты у вас получились.
2. «Я в поход пойду и собой возьму»
Цель: Формировать развернутую фразовую речь.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Совершенствовать грамматический строй речи;
- Обобщать знания по темам: «Одежда», «Посуда», «Продукты».
Коррекционно – развивающие :
-Закреплять умение образовывать качественные прилагательные;
- согласовывать числительные с существительными;
-согласовывать притяжательные местоимения с существительными;
- Практически употреблять предлог «чтобы»;
- развивать внимание, мышление, память.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, развивать навыки сотрудничества.
Предварительная работа: беседа о походах, рассматривали фотографии, журналы.
Оборудование: предметные картинки, цветные (красны, синий, желтый) рюкзаки.
Ход игры
Логопед. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Я в поход пойду и с собой возьму…»
Перед вами картинки с предметами, возьмите их и скажите, что каждый из вас возьмет в поход.
Дети. Проговаривают фразу: «Я в поход возьму плащ, чайник, сыр …»
Логопед. Упражнение: «Какой, какие, какая».
Дети. Проговаривают фразу: «Плащ удобный, новый …»
Логопед. Упражнение: «Для чего нужно»
Дети. Проговаривают фразу: «Мне нужен плащ, чтобы не промокнуть под дождем»
Логопед. Вдруг поднялся ветерок и перепутал все картинки. Найдите свои картинки и
Скажите что они ваши
Дети. Проговаривают фразу «Это мой плащ…»
Логопед. А если нас в поход будут собираться 5 детей.
Упражнение: «Скажи про 5»
Дети. Проговаривают фразу: «5 конфет,5 ложек…»
Логопед. Что еще нужно для похода.
Дети. «Нужен для похода рюкзак».
Логопед. Давайте разложим картинки по рюкзакам. Если вы внимательные,
то догадаетесь в какой рюкзак нужно положить картинки.
Дети. Раскладывают картинки.
Логопед. Что в красном рюкзаке, в синем, в желтом?
Дети. «В красном рюкзаке одежда».
«В синем рюкзаке посуда».
«В желтом рюкзаке наша пища».
Логопед. Какая лишняя картинка осталась.
Дети. «Мяч. Это игрушка».
Логопед. Скажите, когда вы пойдете в поход,что вы возьмете.
Дети. «Я в поход пойду и с собой возьму теплую и удобную одежду»
«Я в поход пойду и с собой возьму пластмассовую посуду»
«Я в поход пойду и с собой возьму полезную пищу»
Логопед. Молодцы дети,вы научились собираться в поход и брать с собой нужные и полезные предметы.
3. «У Алены в альбоме…»
Цели и задачи.
Коррекционно – образовательные:
Формировать у детей развернутую фразовую речь. Дифференцировать звуки [Р], [Ль] в словах,фразах, связной речи.
Коррекционно - развивающие :
Закреплять образование множественного числа имен существительных, образование имен существительных при помощи ласкательных суффиксов, образование имен существительных в родительном и дательном падежах.
Коррекционно-воспитательные: Выдержку и уважительное отношение к партнеру.
Ход игры.
-Все дети очень любят рассматривать картинки и даже собирать их в свои коллекции.
-Так мои знакомые девочки Алена и Вера собрали интересную коллекцию из картинок. Давайте рассмотрим их альбомы с коллекцией картинок.
-У Алены в альбоме лимон. А у Веры в альбоме?
-Дети: А у Веры в альбоме лимоны.
Теперь детям предлагается рассматривать картинки проговаривать первоначальную фразу: У Алены в альбоме павлин. А у Веры в альбоме павлины.
Следующие картинки: стол, роза, барабан, мухомор.
-У Алены в альбоме лента, а у Веры в альбоме ленточка.
Следующие картинки: кольцо, апельсин, рука, трава, светофор.
- У Алены в альбоме зеленая ель, а у Веры в альбоме зеленая роща.
Следующие картинки: зеленые лягушки, зеленые огурцы, зеленые карандаши, зеленые шары.
- У Алены в альбоме пирамидка, а у Веры нет пирамидки, а есть колечки от пирамидки.
Следующие картинки: самолет (крылья от самолета, персик (косточка от персика, варан (рога от барана).
- У Алены в альбоме Зеленая куртка без застежки, а у Веры курточка с застежкой.
Следующие картинки: зеленые шорты с карманами и без карманов, зеленый трактор без колес и с колесами, зеленый кораблик с парусом и без паруса.
Вот какие интересные картинки в коллекции у девочек.