ольга носова (горячева)
«Речевые игры» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Хорошая речь – важнейшее условие развития интегративных качеств ребёнка, достижение целевых ориентиров дошкольного образования».
МБДОУ «Звёздочка»
Воспитатель Носова О. А.
Публикация «„Речевые игры“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Расширение пассивного и активного словаря детей осуществляется на занятиях по развитию речи, познавательно-исследовательской деятельности, а также во время прогулок и экскурсий. Основой для организации речевой практики у детей служат практические действия с предметами, активные наблюдения за жизненными явлениями. Составляя предложения по описанию различных действий по содержанию картинки и т. п., дети учатся связно рассказывать об увиденном. Постепенно такие сообщения объединяются в короткий рассказ.
Весь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи. Существует много средств устранения недостатков речи: игры, упражнения, чтение художественных произведений. Наиболее эффективными, на мой взгляд, являются речевые игры.
Важность речевых игр для развития детей трудно переоценить. Во время проведения таких игр решаются важные задачи:
- воспитание звуковой культуры речи;
- формирование грамматического строя речи;
- обогащение словарного запаса;
- развитие связной речи;
Известно, что речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время непосредственной образовательной деятельности. У детей, увлечённых игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для подготовки к школе.
В своей работе я очень часто использую различные игры и упражнения по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Игры и упражнения использую как во время непосредственной образовательной деятельности, так и вне её с определённой группой детей или индивидуально.
Предлагаю вашему вниманию некоторые из них:
Игра «Продолжи предложение»
Цель: развивать мышление, речь, навык правильного произношения
«Учись читать книги, потому что….», «Слова надо говорить громко, потому что….», «Если бы я был волшебником, я бы ….»
«Это правда или нет?»
Цель игры : формировать умение находить неточности в тексте.
Взрослый читает стихотворение, а ребёнок внимательно слушает и отмечает, чего на свете не бывает.
Тёплая весна сейчас, виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей «Га- га- га! – пел соловей.
Быстро дайте мне ответ – это правда или нет?
«Какое слово заблудилось?»
Цель игры : формировать умение подбирать точные по смыслу слова.
Взрослый читает стихотворение, а ребёнок должен заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук (жук) с длинными усами.
Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном:
Обязательно примите десять цапель (капель) перед сном».
Жучка будку (булку) не доела. Неохота, Надоело.
Забодал меня котёл (козёл, на него я очень зол.
«Шутка».
Цель игры : ребёнок должен заменить как можно больше небылиц.
У нас в переулке есть дом с чудесами,
Сходите, взгляните – увидите сами:
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучкина бабушка в куклы играет.
А рыбы читают весёлые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишки.
Так же очень часто я использую театральные мини – постановки. Мы, вместе с детьми, выбираем любую сказку, дети сами выбирают себе роль и в развлекательной форме пересказывают сказку по ролям.
Таким образом, развитие активного словаря детей посредством дидактической игры будет достаточно эффективным, так как дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Именно в дидактической игре ребёнок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.