Татьяна Гордеева
Консультация для воспитателей «Речевые дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей.
Тема: «Речевые дидактические игры»
(дошкольный возраст)
Автор: Гордеева Татьяна Владимировна,
воспитатель МАДОУ ДС ОВ «Радуга»
Цель: расширить представление педагогов об игре, как ведущем виде деятельности детей; дать представление о применении дидактических игр на занятиях по развитию речи.
Публикация «Консультация для воспитателей „Речевые дидактические игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Психологи утверждают: дошкольный возраст - сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятный для развития речи, формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.
Одно из таких средств- игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте
В современной методической литературе можно найти огромное количество дидактических игр, которые рекомендуется использовать в целях развития речи у детей. Ведь известно, что в игре развитие ребёнка идёт гораздо быстрее, чем при использовании только дидактических приёмов воспитания и обучения.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение «Чей домик?», «Угадай, кто кричит», развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например: «Назови одним словом», или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр, например: «Скажи по другому», «Подбери слово»
При проведении лексических занятий очень часто используются игры с дидактическими (т. е. - специально оснащёнными) куклами:»Кукла Катя обедает», «Кукла Катя одевается на прогулку». Для работы над развитием понимания грамматических форм и употребление их в речи применяются такие игры как «Что изменилось?», «Чего не стало?».
На занятиях часто соединяются логопедические занятия и дидактические игры связанные с движением. Что снимает нагрузку связанную с сидением, повышает работоспособность детей, улучшает качество усвоенных знаний. Такие игры позволяют детям без излишнего напряжения овладеть наиболее сложным программным материалом, закрепить его усвоение.
Некоторые игры включают рифмованный текст, координируемый с ритмичными движениями «Ловишки из круга», «Ищи свою игрушку», «Живая стрелка». Проговаривание стихов одновременно с движением даёт ряд преимуществ, речь детей под воздействием ритмических движений тоже ритмизуется, делается более громкой, чёткой и эмоциональной.
Проводя игру нужно стремиться к тому, чтобы дети могли достичь игровой цели, только усвоив программный материал. Например, в игре «Кто быстрее построит пирамидку?»- участники только в том случае построят пирамидку правильно, если сумеют проанализировать слова по звуковому составу; в игре «Умей слушать»- чтобы разрешить «спор» животных (кто на каком этаже должен жить) и всех правильно расселить, нужно дифференцировать смешиваемые звуки.
В играх дети получают возможность самостоятельно действовать в определённых ситуациях или с определёнными предметами, приобретается собственный действенный и чувственный опыт. Например, в игре «Кто скорее перенесёт предметы?» они самостоятельно среди множества игрушек отбирают нужные- те, названия которых начинаются со звонких (глухих) звуков,- самостоятельно переносят в определённое место, самостоятельно проверяют правильность выполнения задания, выявляют ошибки.
Только в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения детей к заданию.
В каждое занятие включаются физкультминутки, которые служат решением поставленных задач занятия. Для физкультминуток используются игровые упражнения, направленные на развитие общей моторики, двигательных функций рук, зрительно- моторной координации, а также речевого развития. В игровой ситуации слова и движения запоминаются лучше в игре «Пальчики», «Улыбнись», «Кот и мыши», «Паровоз», «Ходит- бегает».
Список литературы:
1. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», «Словесные игры в детском саду».
2. О. В. Узорова «Пальчиковая гимнастика».
3. И. П. Афанасьева «Маленькими шагами в большой мир».
4. Т. И. Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников».
5. Е. С. Колесникова «Развитие звуковой культуры речи дошкольников».
6. А. А. Катаева «Дидактические игры и упражнения