Лучший педагог года

Педагогическая разработка «Волшебные макароны» для ДОУ компенсирующего вида

Лариса Сенникова
Педагогическая разработка «Волшебные макароны» для ДОУ компенсирующего вида
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 81

Авторская педагогическая разработка

«Волшебные макароны»

тип творческой работы: комбинаторная

форма (учебная, воспитательная программа, УМП, концепция, методические рекомендации)

Автор разработки :

Сенникова Лариса Владимировна,

Воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ детский сад компенсирующего вида№81

Содержание:

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка___3

Публикация «Педагогическая разработка „Волшебные макароны“ для ДОУ компенсирующего вида» размещена в разделах

1.2 Возрастные и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта ___12

1.3 Целевые ориентиры на этапе завершения реализации авторской педагогической разработки ___16

2. Содержательный раздел

2.1 Календарно-тематическое планирование работы с детьми с нарушением интеллекта___18

2.2 Календарно-тематическое планирование работы с родителями___33

2.3 Календарно-тематическое планирование работы с педагогами___35

3. Список используемой литературы___37

4. Приложение

4.1 Цикл примерных мероприятий___41

4.2 Методическое обеспечение ___54

Пояснительная записка.

Реализуемая авторская педагогическая разработка строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми и разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Конституция РФ, ст. 43, 72.2

4. Конвенция о правах ребенка (1989 г.)

5. Типовое положение о ДОУ.

6. СанПиН 2.4.1.3049-13.

7. Устав ДОУ.

8. ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о

9. Общеобразовательная программа ДОУ

Авторская педагогическая разработка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Её реализация рассчитана на 72 календарных недели (36 недель в учебном году, и включает в себя 1 период непосредственной образовательной деятельности в неделю. Длительность одного периода НОД в группе 5-6 лет (третий год обучения) - 25 мин; в группе 6-7 лет (четвёртый год обучения) - 30 мин, согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26.

Актуальность.

В проекте ФГОС общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.

Дети с нарушениями интеллекта - наиболее многочисленная категория аномальных детей. Главной задачей обучения и воспитания таких детей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Изобразительная деятельность является одной из форм усвоения ребенком социального опыта. Именно её умственно отсталые дети выделяют из различных видов деятельности и отдают ей предпочтение, как наиболее интересной и занимательной.

В настоящее время существует огромное количество разнообразных материалов, предоставляющих огромный простор для детского творчества. Но как интересно бывает сделать что-нибудь необычное из вполне обычных материалов, найти нестандартное применение тому, к чему все уже привыкли.

В ходе активного поиска выяснилось, что вермишель, рожки, макароны, лапша — это не только макаронные изделия, но и отличный поделочный материал.

Вообще, как известно, аппликация имеет очень большое значение в развитии ребенка, а именно:

• развивает художественное воображение и эстетический вкус;

• развивает конструкторское мышление - из частей собрать целое;

• развивает моторику и тактильные ощущения, особенно если помимо бумаги используются другие материалы - ткань, крупа, сухоцветы, соломка;

• помогает выучить цвета и формы;

• знакомит с понятием «технология» - чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу.

Аппликация - увлекательнейший мир, который вы можете открыть для себя и своих детей! Это мир фантазии и игры, великолепных превращений, удивительных открытий и волшебных сказок!

Работа с применением макаронных изделий способствуют развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе работы постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние такая деятельность оказывает на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления, развивают любознательность и наблюдательность. Коллективные виды работ позволяют способствуют формированию дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи. Результаты своего труда дети могут увидеть на стенах детского сада в качестве оформления, на различных выставках, конкурсах, что, несомненно, благоприятно сказывается на эмоциональном настрое, гордости за выполненную работу.

Самый ответственный момент – раскрасить изделия. Одни остаются некрашеными: естественный макаронный цвет тоже очень симпатично выглядит. Другие становятся зелеными, розовыми, красными, перламутровыми… Раскрашивать макаронные изделия детям очень нравится – гуашь замечательно ложится – получается яркий устойчивый цвет.

А какие замечательные, удивительные работы получаются из макаронных изделий! Картины, сувениры, бусы, ожерелья, шкатулки, вазочки – все это воспитанники с большим удовольствием делают из различных макаронных изделий (колесиков, палочек, звездочек, бантиков, перьев, ракушек).

Доступность и разнообразие макаронный изделий позволяют широко использовать данный материал в работе с детьми.

По сей день организация продуктивной деятельности с детьми с нарушениями интеллекта остается актуальной, так как, нет парциальных или авторских программ. Поэтому перед нами встала задача: создание педагогической разработки «Волшебные макароны».

Широко известно высказывание В. И. Сухомлинского «Ум ребенка – на кончиках его пальцев». Но этот ум тоже требует развитие, как и все остальное. Помочь развиться творчеству ребенка, поставить на верный путь, может взрослый. Что мы в своей работе и делаем.

Направленность авторской разработки

Авторская педагогическая разработка «Волшебные макароны» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и направлена на развитие и коррекцию творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой продуктивной деятельности.

Технологии

В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.

Отличительные особенности авторской педагогической разработки :

1. Педагогический опыт применения макаронных изделий пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.

2. Эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными.

3. В способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный.

Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.

Цель:

Развитие творческих способностей и мелкой моторики рук, через аппликацию макаронными изделиями.

Задачи:

• познакомить детей с аппликацией из макарон, основными способами приклеивания макаронных изделий;

• побуждать детей создавать выразительный образ в своих работах с помощью макаронных изделий;

• способствовать развитию у детей воображения, творчества;

• развивать мелкую моторику пальцев;

• воспитывать чувство «прекрасного», аккуратность, усидчивость, гордость за свой выполненный труд.

Создание условий

Чтобы успешно работать по данной теме, нам надо было создать необходимые условия. Совместно с родителями воспитанников собрали и подготовили следующие материалы для аппликации из макаронных изделий :

• разнообразные макаронные изделия (лапша, вермишель, колесики, палочки, звездочки, бантики, перья, ракушки)

• гуашь

• акварель

• пищевой краситель, целлофановые мешочки

• клеенки для раскрашивания макаронных изделий

• кисти клеевые и для рисования

• клей ПВА

• разноцветный картон

• листы формата А3

Форма и методы

• Оформление предметно-развивающей среды

• Индивидуальная работа с детьми

• Работа парами

Групповая работа с детьми

• Тематические развлечения

• Мастер-классы с педагогами, совместные родителей с детьми

• Консультации для родителей и педагогов

• Публикация информации на сайте ДОУ

• Выставки творческих работ в группе и в ДОУ по лексическим темам

• Родительские собрания (Ознакомительное и в конце года подведение итога)

Принципы организации

• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования

• Учёт возрастных и психологических особенностей детей

• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений

• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

• Игровая форма подачи материала

• Сотрудничество Организации с семьей

• Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

Методическое обеспечение

Для освоения авторской педагогической разработки используются разнообразные приёмы и методы. Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей:

• Словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ)

• Наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки)

• Игровые (дидактические, развивающие, подвижные)

• Опытно-экспериментальные

• Метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание)

Интеграция всех образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие – усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие – формирование представлений о времени, о цвете, форме, величине предметов, формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие – развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения, чтение стихов и рассказов о природе, овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.

Художественно-эстетическое развитие – развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализация самостоятельной творческой деятельности.

Физическое развитие – становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами; использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой, зрительной и артикуляционной гимнастики во время проведения НОД; развитие крупной и мелкой моторики.

Предполагаемый результат

В результате проведённой работы дети с нарушением интеллекта приобретут следующие качества

Инициативность

Самостоятельность

Любознательность

Наблюдательность

Воображение, фантазия, образное мышление

Творческие способности

Склонность к экспериментированию

Способность к принятию решений

В рамках реализации авторской разработки предусмотрены

способы и формы выявления, фиксации и предъявления результатов

Способы и формы

выявления результатов Способы и формы фиксации

результатов Способы и формы предъявления

результатов

Беседа, опрос, наблюдение

Выставки,

Итоговые занятия

Анализ мероприятий

Анализ приобретенных

навыков

Грамоты

Дипломы

Фотоотчёты

Отзывы (детей и родителей)

Методические разработки

Выставки

Готовые изделия

Отчеты

Открытые просмотры НОД

Аналитические справки

Возрастные и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

III - IV года обучения (5 -7 лет)

Умственная отсталость – это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности. Причины, вызывающие умственную отсталость разнообразны, однако для нее остаются характерными определенные общие признаки. Вследствие раннего срока поражения центральной нервной системы и последующего прекращения заболевания, психическое развитие происходит на дефектной основе. Несмотря на различный характер заболевания, вызвавшего поражение мозга, психическое развитие осуществляется в сходных условиях, поскольку поражение мозга произошло до развития речи и мышления.

Ощущения и восприятия. Особенности восприятий и ощущений умственно отсталых детей очень детально изучены советскими психологами (И. М. Соловьев, К. И. Вересотская, М. М. Нудельман, Е. М. Кудрявцева). Замедленность темпа восприятий сочетается у умственно отсталых детей со значительным сужением объема воспринимаемого материала. Эта слабость обозрения объясняется особенностями движения взора. То, что нормальные дети видят сразу, олигофрены - последовательно, пишет И. М. Соловьев. Узость восприятия мешает умственно отсталому ребенку ориентироваться в новой местности в непривычной ситуации. Недостаточная активность восприятия также имеет место быть.

Мышление. Имеет место бедность наглядных и слуховых представлений, крайне ограниченный игровой опыт, малое знакомство с предметными действиями, а самое главное - плохое развитие речи лишают ребенка той необходимой базы, на основе которой должно развиваться мышление. Недостаточность логического мышления проявляется в слабой способности к обобщению, олигофрены с трудом понимают любое явление в окружающем их мире. Переносный смысл фраз и слов понимается с трудом или не понимается совсем. Предметно-практическое мышление носит ограниченный характер. Олигофрены сравнивают явления и предметы по внешним признакам. Мышление замедленно по темпу, тугоподвижности.

Память. Как показали исследования (Х. С. Замский, умственно отсталые дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. Среди недостатков памяти отметим: замедленность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения, эпизодическая забывчивость, а также несовершенство переработки воспринимаемого материала.

Внимание. Уровень развития внимания у детей с нарушением интеллекта весьма низок. Умственно отсталые дети смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания они не улавливают многое из того, о чем им сообщает воспитатель. Переключаемость с одного вида деятельности на другой сильно затруднена. Произвольное внимание слабо выражено. Внимание отличается плохой фиксированностью на объекте, легко рассеивается.

Эмоционально-волевая сфера. Л. С. Выготский писал, что «именно в дефекте овладения собственным поведением лежит главный источник всего недоразвития умственно отсталого ребенка». Незрелость личности, данной категории детей, обусловленная в первую очередь особенностями развития его потребностей и интеллекта, проявляется в ряде особенностей его эмоциональной сферы. Для таких детей характерно недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции однообразны, мало дифференцированы, оттенки переживаний либо очень бедны, либо отсутствуют. Эмоциональные реакции в основном наблюдаются на раздражители, которые воздействуют непосредственно на человека. Интерес к окружающему недостаточен. Инициатива и самостоятельность отсутствуют. Одновременно с этим они не способны подавлять аффекты. Часты сильные аффективные реакции по незначительному поводу.

Моторика. Отмечается недоразвитие моторики. Движения бедные, однообразные, часто угловатые, бесцельные, замедленные. Может наблюдаться двигательное беспокойство, наличие содружественных движений (синкинезий).

Воображение. У детей с нарушениями интеллекта из-за органических или функциональных нарушений, имевших место в раннем возрасте, воображение оказывается на низком уровне развития. Страдают все виды воображения. У детей не сформированы как структурный, так и операционный компоненты воображения, имеются трудности в использовании образов памяти, восприятия, страдает целостность создания образов, речь не выполняет своей регулирующей функции. Воображение по отношении к мышлению выполняет компенсаторную функцию. При этом установлено, что уровень развития воображения коррелирует со степенью тяжести нарушения.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. Страдают все компоненты речи : лексика (скудный словарный запас, пассивный словарь превышает активный); грамматический строй речи (фрагментарность речи, структурная неоформленность предложений, пропуски главных членов предложения, замедленный тем становления связной речи); звукопроизношение (большое количество дефектных звуков, искажение звуков и замены, дефекты звукопроизношения сочетаются с нарушениями звуковой структуры слова: пропуски согласных при их стечении («такан» - стакан, замена первого согласного звука («светы» - цветы, переставляют звуки соседних слогов («моносафт» -космонавт, пропускают слоги («сатар» - санитар).

Недифференцированность обобщений (затрудняет изменение выделенного принципа обобщения - по цвету, трудно переключиться на другую классификацию - по форме); неполноценность мыслительных процессов (анализа - затрудняются выполнить мысленное расчленение предмета, явления, ситуации ; синтеза - не развито умение собрать отдельные части в целое; абстрагирования - неумение отделить существенные признаки от несущественных; сравнения - отождествляют сходные объекты); недостаточно критично относятся к результатам своего труда.

Отмечается нарушение соотношения цели и действия (процесс выполнения действий формальный); дети подменяют или упрощают цель; поставленную задачу дети с нарушениями интеллекта выполняют без предварительной ориентировки в ней; затруднен перенос полученных знаний; часто затрудняются переключиться с одного действия на другое; некритичны к результату собственной деятельности.

Характеризуется незрелостью и недоразвитием.

Целевые ориентиры

на этапе завершения реализации авторской разработки

• Ребенок достаточно овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

• Ребенок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда, другим людям и самому себе, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

• Ребенок достаточно обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; ребенок владеет разными формами и видами игры, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

• Ребенок достаточно владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.

• У ребенка достаточно развита крупная и мелкая моторика; он достаточно подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

• Ребенок достаточно способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Публикации по теме:

Цели и задачи АОП дошкольного образования ДОО компенсирующего вида Адаптированная образовательная программа дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида направлена на реализацию следующих.

Модель взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса ДОО компенсирующего вида Выполнение образовательных, развивающих, воспитательных, коррекционных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному.

Особенности основной образовательной программы ДОУ компенсирующего вида В соответствии с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, которые учитывают.

Презентация ППРС в подготовительной группе компенсирующего вида «Транспорт и ПДД»Презентация ППРС в подготовительной группе компенсирующего вида «Транспорт и ПДД» Презентация ППРС в подготовительной группе компенсирующего вида по теме недели «Транспорт. ПДД» В моей работе достигать положительных результатов.

Презентация «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы в ДОО компенсирующего вида»Презентация «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы в ДОО компенсирующего вида» Выступление на региональном научно-практическом семинаре по проблеме реализации ООП ДО для детей с ОВЗ в условиях ДОО компенсирующего вида.

Принципы и подходы к формированию программы ДОО компенсирующего вида Программа ДОУ определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста от 3 лет до 7 лет в условиях.

Проект «Комнатные растения» в старшей группе компенсирующего видаПроект «Комнатные растения» в старшей группе компенсирующего вида Проект «Комнатные растения» в старшей группе компенсирующего вида Вид проекта: познавательно-исследовательский,творческо-информационный.

Проект «Театр и дети» в подготовительной группе компенсирующего видаПроект «Театр и дети» в подготовительной группе компенсирующего вида Проект «Театр и дети» в подготовительной группе компенсирующего вида. Тип проекта: Познавательно-творческий. Продолжительность: с 9.03 по.

Программы и технологии коррекционно-развивающего обучения в ДОО компенсирующего вида В статье указан перечень программ и технологий для организации коррекционно-развивающей работы в ДОО компенсирующего вида. Адресная направленность:.

Развитие содержания программы ДОО компенсирующего вида Совершенствование работы по содержанию Программы включает: • тщательное изучение материалов Программы; • корректировка содержания, дополнения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая разработка «Волшебные макароны» для ДОУ компенсирующего вида
Опубликовано: 29 марта 2022 в 18:20
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая разработка «Волшебные макароны» для ДОУ компенсирующего вида» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Сенникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД