Ирина Щепетинникова
Модель взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса ДОО компенсирующего вида
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнение образовательных, развивающих, воспитательных, коррекционных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий участников образовательных отношений: специалистов, педагогов, семей воспитанников.
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструкторов по физической культуре, воспитателей, тьюторов и родителей воспитанников.
Публикация «Модель взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса ДОО компенсирующего вида» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Взаимодействие педагогов, специалистов и родителей отражено в направлениях взаимосвязи, таких, как: интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей;
взаимодействие учителя -логопеда и инструктора по физической культуре (музыкального руководителя); взаимодействие с семьями воспитанников, а также в совместной работе всех участников образовательного процесса во всех пяти образовательных областях.
Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель -логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя -логопеда.
В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют учитель-дефектолог, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально - волевой сферы, а воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях,
объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, об особенностях природы. Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям планировать темы по ознакомлению с окружающим миром, выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы.
Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель - логопед, который оказывает методическую помощь по подготовке занятий логопедической ритмикой.
Работу в образовательной области «Физическое развитие» осуществляют инструктор по физической культуре/плаванию при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников.
Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников. В группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, с нарушениями речи, ведущая роль отводится учителю-логопеду, а коррекционное направление работы является приоритетным, так как его целью является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем - логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре
осуществляют все мероприятия, предусмотренные Программой, занимаются физическим, социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно -эстетическим развитием детей.
Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей.
Эффективность коррекционно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ во многом зависит, прежде всего,
от преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей. Взаимодействие с воспитателями учитель-логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. В журнале/тетради взаимодействия для воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; индивидуально для каждого ребенка определяет коррекционные задачи, которым воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь. Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, учитель- логопед рекомендует им занятия по тем разделам Программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Прежде всего, учитель - логопед рекомендует индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.