Папки-передвижки

Авторская парциальная программа по познавательному развитию «Презенташки от Китёнка»

света золотухина
Авторская парциальная программа по познавательному развитию «Презенташки от Китёнка»
▼ Скачать + Заказать документы

Программа

«Презенташки от КИТёнка»

в рамках реализации вариативной части,

формируемой участниками образовательных отношений

АООП МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка»

Образовательная область по ФГОС ДО:

Познавательное развитие

Выполнила учитель-дефектолог, высшей квалификационной категории

Золотухина Светлана Борисовна

НОВОСИБИРСК

Содержание

1. Пояснительная записка. ….3

2. Учебный план…6

3. Содержание учебного плана. Методическое обеспечение…. 8

4. Определения результативности…. 21

Публикация «Авторская парциальная программа по познавательному развитию „Презенташки от Китёнка“» размещена в разделах

5. Критерии определения уровня развития коррекционных видов деятельности у дошкольников с нарушением зрения…. 22

6. Материально – техническая база для реализации проекта…. 26

7. Список используемой литературы….26

Пояснительная записка

Важной составляющей современного образовательного процесса ДОУ является создание интерактивной среды, позволяющей существенно расширить возможности взаимодействия ребенка с информационными ресурсами. Мультимедийные технологии в дошкольном образовании имеют преимущество перед традиционным проведением организованной образовательной деятельности. Они вызывают интерес у детей за счет реалистичности и динамичности изображения, использования анимации.

Направленность программы - информационно-познавательная.

Новизна программы заключается в том, что в процесс обучения включена проектная деятельность с использованием компьютерных технологий.

Актуальность программы :

Дошкольное детство является важным периодом в развитии детей. От его особенностей в значительной степени зависит дальнейшее психическое развитие ребенка.

Нарушение зрения накладывает отпечаток на весь ход развития ребенка, создает своеобразие, характеризующееся рядом особенностей. Несмотря на отрицательные влияния дефекта, развивающийся организм ребенка имеет огромные возможности, используя которые ребенок с нарушением зрения познает окружающий мир.

Снижение остроты зрения отрицательно влияет на точность, полноту и скорость восприятия, что замедляет и затрудняет узнавание предметов и изображений, представления и знания детей о предметах реального мира скудны и схематичны. Образуются недостаточно четкие, нестойкие, а иногда и неправильные представления воспринятых предметов, дети затрудняются в установлении причинно-следственных связей, снижается уровень эмоционального восприятия окружающего. Сравнительно медленно происходит запоминание наглядного материала, что обусловлено нечеткостью восприятия, недостатки которого отрицательно влияют на развитие психических функций.

Актуальность использования информационных компьютерных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях компьютерных обучающих программ, а также особенностями детей с нарушениями зрения. Это позволяет педагогам объективно реализовать идеи индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения.

Мультимедийные презентации (М/П) позволяют представить обучающий и развивающий материал, как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фотографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Педагогическая целесообразность программы :

Мультимедийные презентации (М/П, как часть компьютерных технологий, являются эффективным средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения и повысить его результативность.

Система занятий построена в соответствии с тематическим планированием ДОУ, имеет коррекционную направленность, которая создает предпосылки для формирования дифференцированного восприятия, расширяет и обогащает представления детей об окружающем мире. Данная система помогает преодолеть присущий детям с нарушениями зрения вербализм. Вербализация зрительно представляемого материала повышает образность речи детей, активнее включается логический анализ зрительных свойств объектов при их восприятии на дальнем расстоянии. При сформированности представлений, обозначенных словом, речь у детей с нарушением зрения не будет носить формальный характер.

На каждую тему составлены занятия с учетом возраста детей. Новая тема вводится дефектологами до проведения занятий по данной теме в группе, реализуя пропедевтический принцип обучения. Наглядный материал адаптирован соответственно офтальмо-гигиеническим требованиям для дошкольников с нарушениями зрения.

Цель программы : Сформировать представления об окружающем мире.

Задачи программы :

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

формирование познавательных действий, становление сознания

развитие воображения и творческой активности

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах

окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира

Системное и многоплановое формирование четких конкретных представлений детей с нарушениями зрения об окружающем мире;

Развитие навыка смысловой обработки представлений об окружающем мире путем сравнения, классификации, обобщения;

Формирование у детей умения фиксировать и закреплять образы объектов в памяти, как базы для формирования понятий;

Развитие образности речи посредством вербализации визуально воспринимаемого материла.

Воспитание познавательных интересов.

Отличительные особенности парциальной программы :

Активное внедрение мультимедийных презентаций в воспитательно-образовательный процесс ДОУ вызывает у ребенка живой интерес, является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия, помогает обогащению интеллектуального и эмоционального развития ребенка, способствует повышению качества образования.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы :

от трех до семи лет.

Сроки реализации программы :

Программа рассчитана на 4 года обучения.

1 год обучения - 1 раз в неделю, 15 мин.

2 год обучения – 1 раз в неделю, 20 мин.

3 год обучения – 1 раз в неделю, 25 мин.

4 год обучения – 1 раз в неделю, 30 мин.

Форма и режим работы: групповая.

Ожидаемые результаты:

• Сформированность четких конкретных представлений у детей с нарушениями зрения об окружающем мире;

• Умение фиксировать и закреплять образы объектов в памяти, как базы для формирования понятий;

Развитие у детей навыка смысловой обработки представлений об окружающем мире путем сравнения, классификации, обобщения;

• Умение контролировать собственные эмоциональные, поведенческие проявления;

• Преодоление вербализма, обогащение образности речи;

• Сформированность у детей дошкольного возраста ключевых компетентностей – коммуникативных, деятельностных, освоение общечеловеческих ценностей;

• Умение использовать приобретённые знания в самостоятельной деятельности;

• Участие родителей в реализации проекта;

• Социализация и успешная интеграция детей с нарушениями зрения в общество сверстников.

Участники, реализующие программу «Презенташки от КИТёнка»

1. Учителя – дефектологи

2. Логопед

3. Воспитатели

4. Родители

5. Воспитатель по ИЗО

Учебный план:

№ Тема 1 год 2 год 3 год 4 год

1. Овощи. Чудо - Огород. 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

2. Фрукты. Сад. 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

3. Осень. Признаки. (Подготовка животных и насекомых к осени, труд людей). 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

4. Лес (деревья, грибы, ягоды) 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

5. Перелётные птицы. 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

6. Дикие животные; Детёныши диких животных. 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

7. Домашние животные и их детёныши 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

8. Домашние птицы 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

9. Подводный мир 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

10. Семья 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

11. Младший возраст: Человек. Старший возраст: Человек. Жители разных стран 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

12. Одежда. Обувь. 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

13. Зима. Признаки 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

14. Зимующие птицы 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

15. Животные Севера 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

16. Новый год 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

17. Знакомство с русским фольклором 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

18. Дом 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

19. Мебель 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

20. Комнатные растения 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

21. Транспорт. 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

22. Правила дорожного движения 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

23. Наша Армия 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

24. Профессии. 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

25. Инструменты. 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

26. Весна. Первые признаки 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

27. Посуда. 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

28. Продукты питания. 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

29. Перелётные птицы. 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

30. Весна. Признаки. Изменение в жизни растений животных и насекомых. Труд людей. 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

31. Мой город. 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

32. Наша Родина. 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

33. Деревья и кустарники 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

34. Цветы. 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

35. Насекомые 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин

Определения результативности:

Метод отслеживания результативности обучающихся содержания программы – беседа.

№ Ребенок Живая природа Неживая природа Общие представления

человек Животные, птицы, рыбы Растения Явления природы Времена года Одежда, мебель, посуда, продукты питания, дом. Профессии, город, родина, транспорт, армия, праздники.

Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г.

1 Аня

2 Саша

3 Егор

4 Вика

5 Иван

3 – высокий уровень (ребенок справляется с заданием самостоятельно)

2 – средний уровень (ребенок справляется с заданием с незначительной помощью педагога)

1 – низкий уровень (для выполнения задания ребенку требуется значительная помощь педагога)

Критерии определения уровня развития коррекционных видов деятельности у дошкольников с нарушением зрения.

Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа

Называет свое имя, фамилию, имена своих родителей. Называет свое имя, фамилию, имена своих родителей, свой адрес. Называет свое фамилию, имя и отчество, имена и отчества своих родителей, домашний адрес. Называет свое фамилию, имя и отчество, имена и отчества своих родителей и родственников, дату рождения, домашний адрес, телефон, имеющие награды членов семьи. Имеет представление о необходимости этих знаний.

Называет и показывает части своего тела и куклы. Узнает и называет 5-6 представителей живой природы (животных, птиц, по голосу, внешнему виду). Объясняет о пользе домашних птиц и животных, о труде людей по уходу за животными, диких животных в природных условиях (как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Узнает и называет 3 насекомых Распознают по окраске, размеру, издаваемым звукам, поведению 3-4 птицы, 7-8 животных. Рассказывает о сезонных изменениях животных и птиц (птицы перелетные, зимующие, некоторые животные меняют окрас, некоторые зимой спят)

Узнает и называет 2 вида бабочек, жуков (рассказывает о способе передвижения - летают, бегают). Называет о животных и растениях занесенными в Красную книгу.

Узнает и называет 3- 4 представителей живой природы (по голосу, внешнему виду, выделяет и называет отличительные особенности внешнего вида. Узнает и называет 3-4 дерева, 1 кустарник, цветущих растений, комнатных растений (в т. ч части растений, 4-5 вида овощей и фруктов (по вкусу, цвету, величине и форме).

2-3 вида ягод, узнаёт мухомор, как несъедобный гриб. Узнает и различает по коре, листьям, цветам, плодам 4-5 деревьев, 3-4, 5-6 травянистых растений леса, луга, сада кустарника. Имеют представления о выращивании растений из семян. Знает правила ухода за цветами Классифицирует животный мир: звери (домашние, дикие нашего края, животные Севера и южных стран, насекомые, рыбы, земноводные, птицы (перелетные, зимующие, кочующие).

Узнает и называет 2-3 дерева, цветущих растений, комнатных растений (в т. ч. части растений, 2-3 вида овощей и фруктов (по вкусу, цвету, величине и форме). Имеет представления о сезонных изменениях в природе.

Знает о том, где и как выращивают овощи и фрукты, о их пользе, способах выращивания (теплицы, оранжереи, влияние климата на рост растений. Устанавливает связи и взаимодействия человека с природой.

Ориентируется в окружающем мире. (временные понятия) Определяет материал, из которого изготовлена вещь. Понимает назначение окружающих предметов Имеет представления о сезонных изменениях в природе.

Называет признаки времени года.

Умеют вести календарь природы. Различает по внешнему виду и описанию комнатные растения, знает правила ухода.

Обобщает предметы окружения, знает названия 4 предметов и их части (диван, стул, стол, шкаф – спинка, сиденье, ножки) Рассказывает о труде взрослых ближайшего окружения. Рассказывает о профессиональном труде взрослых (4-5 профессии). Называет трудовые действия Узнает и называет предметы одежды, обуви, мебели, продуктов питания и т. д. Имеет понятия бережно относится к одежде, правильного ухода за мебелью, обувью и т. д. Анализирует «полезную» и «неполезную» еду. Знает правила нахождения на природе (не оставлять мусор, не разорять гнезда, муравейники)

Рассказывает о профессиональном труде взрослых (2-3 профессии) Узнает и называет общественный транспорт. Имеет представление о правилах дорожного движения (улицу переходят в определенных местах на зеленый сигнал светофора). Узнает и называет достопримечательности нашего города, несколько улиц, носящих имена известных людей. Называет столицу нашей Родины и несколько крупных городов, узнает флаг России и герб. Имеет представления о сезонных изменениях в природе. (человек, животный мир)

Называет признаки времени года. Знает природные явления (гейзеры, водопад, северное сияние, айсберги)

Имеет представление о труде взрослых ближайшего окружения Называет название города, где они живут, улицы, на которой расположен детский сад. Узнает и называет транспорт. Имеет представление о правилах дорожного движения, называет несколько дорожных знаков (пешеходный переход, переходить дорогу запрещено). Пользуется правилами поведения в общественном транспорте. Знает нашу планету Земля, материки, полюса, и другие планеты солнечной системы

Понимает и обозначает в речи назначение предметов повседневного пользования. (для чего нужен стул) Понимает представления о государственных праздниках (новый год, 23 февраля, 8 марта, день космонавтики, день Победы). Умеют группировать окружающие предметы по назначению, материалу, классифицировать их (посуда – столовая, чайная.) Устанавливает связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием. Знает существенные характеристики предметов, их свойства и качества.

Отчетливо произносят короткие фразы Употребляет существительные в именительном и родительном падеже. Правильно используют форму множественного числа родительного падежа (ложек, вилок, груш, помидоров) Рассказывает о труде взрослых и их общественной значимости, о разнообразии инструментов, которыми они пользуются для облегчения работы. Рассказывает о труде людей в сельском хозяйстве в разные времена года. Имеет представление о процессе создания предметов. (посуда из фарфора, производства мороженного, сахара)

Согласовывают слова в роде, числе, падеже. Называет несколько рода войск Армии. Имеет понятие о сражениях в ВОВ. Определяет профессию на иллюстрациях, рассказывает о профессиональном труде, как человек должен творчески относиться к любому делу, проявлять самостоятельность, выдумку, интерес к выполняемой работе.

Рассказывает об общенародных праздниках: новый год, колядки, 23 февраля, 8 марта, 9 мая, день города, активно участвует в подготовке атрибутов к праздникам Знает герб, флаг, гимн России и нашего города, имеет представление о Президенте и Правительстве России, руководителей города и области своего края. Ориентируется в главных достопримечательностях России. (Петергоф, Гейзеры на Камчатке, Мамаев курган, Кремль)

Умеет поддерживать непринужденную беседу, употребляет в речи простые и сложные предложения. Называет рода войск Армии. Имеет представление о героях ВОВ, героях космоса (Гагарин, Терешкова, Леонов)

Имеет представление о людях разных национальностей, их обычаях, традициях, фольклоре, труде. Знает русский национальный костюм.

Различает и называет виды транспорта, знает дорожные знаки их назначения

Понимает и отражает в речи назначение окружающих предметов.

Умеет задавать и отвечать на вопросы, понятно рассказывает о факте, событии, явлении.

Материально – техническая база для реализации программы :

- Интерактивный комплекс;

- Компьютер или ноутбук;

- Помещение не менее 30 кв. м. ;

- Детские стульчики по количеству участников;

- Стол.

Список используемой литературы

1. Аветисов Э. С., Ковалевский Е. И., Хватова А. В., Руководство по детской офтальмологии. М., 1987.

2. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия у детей. М. 2004.

3. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. М., 2006.

4. Литвак А. Г. Психология слабовидящих. СПб., 2006.

5. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. М., 1999.

6. Плаксина Л. И. Опыт коррекционно – воспитательной работы в детских садах для слабовидящих детей // Дефектология. 2003 №6.

7. Подколзина Е. Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения // Дефектология 2005.№6.

8. Подколзина Е. Н. Тифлопедагогическая диагностика с нарушением зрения. М. 2014.

9. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей дошкольного возраста с нарушением зрения. СПб., 2016.

10. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы Н. Е. Вераксы. М., 2014

11. Программа воспитания и обучения в детском саду. М. А. Васильева. М., 2005.

12. Социально – бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий) /ред. -сост. Е. Н. Подколзина. М., 2007.

Публикации по теме:

«В гости к дедушке Фольклору». Конспект ООД по познавательному развитию и развитию речи в средней группе Интеграция: коммуникация, физическое развитие, экологическое воспитание, музыкальное развитие, художественно-эстетическое развитие Виды.

Парциальная программа по социально-коммуникативному развитию «Волшебный мир» муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение – детский сад №8 комбинированного вида г. Татарск ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО: На заседании.

Парциальная программа по театрализованным играм «Теремочек» Парциальная программа по театрализованным играм «Теремочек»Цель: развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Задачи:.

Парциальная программа по экологическому воспитанию 4–6 лет Загадки природы ВВЕДЕНИЕ Понять природу наблюдаемых тел и явлений в природе, дать объяснения их свойствам, узнать, как они возникают и развиваются,.

Парциальная программа «Волшебные звуки» Парциальная программа "Волшебные звуки» Программа предназначена для занятий музицированием с детьми дошкольного возраста в детском саду.

Конспект занятия по познавательному развитию и развитию речи в подготовительной группе «Спасение солнышка» Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 43»- «детский сад 40» Познавательное развитие.

Программа по познавательному развитию «Маленький математик» для детей с высоким уровнем развития (старший дошкольный возраст) Принято: Утверждаю: На педагогическом совете Заведующий МКДОУ «ЦРР – д/с № 1» МКДОУ «ЦРР – д/с № 1» Протокол № ___ (Н. Л. Арлюкова) от.

Рабочая программа кружка по познавательному развитию детей «Бусинки» Филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» с. Новобелокатай.

Рабочая программа по познавательному развитию (старшая группа) № Тема занятия Цель Количество занятий Тип занятия Используемые пособия (средства обучения) Литература 1 День республики, день знаний. НРК.

Составительская парциальная программа для детей младшего возраста «Бусография» .

Автор публикации:
Авторская парциальная программа по познавательному развитию «Презенташки от Китёнка»
Опубликовано: 8 февраля 2019 в 08:12
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Авторская парциальная программа по познавательному развитию «Презенташки от Китёнка»» (включая файлы) размещена пользователем света золотухина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД