МААМ-картинки

Парциальная программа по экологическому воспитанию 4–6 лет

Кузнецова Светлана
Парциальная программа по экологическому воспитанию 4–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Загадки природы

ВВЕДЕНИЕ

Понять природу наблюдаемых тел и явлений в природе, дать объяснения их свойствам, узнать, как они возникают и развиваются, люди хотели всегда.

Исчисление времени, календарные системы, религиозная обрядность, народные праздники, приметы, фольклор - вот не полный перечень того, что так или иначе отображено в культуре. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу.

Публикация «Парциальная программа по экологическому воспитанию 4–6 лет» размещена в разделах

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность данной программы заключается в том, что она знакомит детей не только с известными им природными явлениями, но и содержит призыв к увлекательнейшему занятию – самостоятельным природным наблюдениям, а также начальные экологические понятия и сведения, необходимые для таких наблюдений, одновременно способствуя и общекультурному развитию детей.

Содержание программы позволяет создать у воспитанников общие представления о бескрайнем мире природы. Маленьким экологам будет легче понять, почему мы называем себя земляне, каким образом наша жизнь зависит от временных изменений в природе и где живут наши меньшие братья, и еще много увлекательных вопросов и ответов ждут ребят.

Программа рассчитана на создание условий для интеллектуального и духовного развития личности ребенка, его познавательной активности, формирование у детей начальных знаний и навыков в области экологии и в других смежных дисциплинах, приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям. В процессе реализации программы учитывается взаимодействие воспитателя с семьей, общение детей в группе, что обеспечивает благополучие каждого ребенка.

В основу перспективного планирования легли программа С. Н. Николаевой «Юный эколог» и пособие О. А. Холодовой «За три месяца до школы. Задания по развитию познавательных способностей (5-6 лет, которые отличаются высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включают целый комплекс физических и кинезиологических упражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной.

Использование большого количества красочного наглядного материала позволяет добиваться эффективности занятий, а также способствует меньшей утомляемости детей во время занятий.

Большое значение в данном курсе занятий отводится развитию памяти, обучению приемам произвольного запоминания, что является одним из условий успешной адаптации и социализации ребенка.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, сложнее становятся графические диктанты и симметричные рисунки, увеличивается темп выполнения заданий.

Данная программа построена с учетом следующих концептуальных идей:

- свободное развитие личности ребенка;

- гуманистический характер образования;

-приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека;

- высокая положительная мотивация учащихся к познавательной деятельности, самообразованию, стимулирование творческого потенциала личности;

- непринужденная и доброжелательная обстановка.

Программа рассчитана на ребят среднего и старшего дошкольного возраста.

Срок реализации данной образовательной программы составляет 1 год (с учетом варьирования заданий для среднего и старшего возрастов).

Цель программы – формирование у ребенка, на основе изучения экологии и путем развития творческого мышления и навыков познавательной деятельности, целостного представления об окружающем мире и истории познания природы человеком.

Задачи:

Образовательные:

- формирование основ экологических знаний, представлений об окружающем мире;

- ознакомление и обучение детей работе с простыми лабораторными приборами;

- приобретение навыков самостоятельного планирования своей деятельности.

Развивающие:

- развитие познавательного интереса, любознательности, абстрактного мышления детей;

- развитие грамотной устной речи;

- развитие пространственных и временных представлений;

- выявление творческих способностей детей, развитие воображения, фантазии.

Основная структура проведения занятий:

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

- Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.

- Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию работы стволовых отделов мозга, снятию мышечного напряжения.

- Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков.

- Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики рук.

- Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи, а также подвижности и гибкости кистей рук.

Воспитательные :

- воспитание творческого продуктивного подхода при получении новых знаний и умений;

- воспитание коммуникативных навыков и умений при совместной деятельности детей в процессе освоения программы;

- формирование личностных качеств, таких как ответственность, самостоятельность.

Основными формами занятий являются:

- беседы, дискуссии;

- настольные тематические игры, викторины, игры-путешествия, коллективные игры;

- проведение экологических экспериментов;

- оформление гербария растения, коллекции семян и плодов;

- использование на занятиях наглядных пособий (видеофильмов, слайдовых программ, плакатов, фотоснимков, карт);

- использование экологических компьютерных игр.

Кроме того, учитывая возраст детей, обучающихся по программе, используются и такие формы занятий, как:

- подвижные игры;

- работа с детскими конструкторами-играми, лепка из пластилина, рисование;

- проведение конкурсов рисунков;

- проведение театрализованных экологических праздников.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Основным результатом обучения станет формирование у детей полноценного представления о сложности окружающего мира, понимании того, что всем разнообразием знаний о природе можно овладеть только при постоянной работе, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.

Развивающий эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания.

Обучающиеся будут знать:

- знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе;

- способы безопасного взаимодействия с растениями и животными;

- проявлять интерес, доброту к природным явлениям и объектам;

- основные календарные праздники и их связь с природными циклами;

- основные сведения о различных предметах и явлениях как естественного, так и искусственного происхождения.

Дети будут уметь:

- работать с учебными пособиями и простейшими лабораторными инструментами;

- определять времена года, времена суток;

- помогать друг другу;

-воспитывать в себе бережное отношение, доброжелательное отношение к природе;

-проявлять творческие навыки.

Для контроля полученных знаний и умений используется диагностическое тестирование на протяжении всего учебного года группы в целом и отдельных воспитанников, а при необходимости и соответствующая коррекция (результаты работы, констатируемые контрольными тестами трудно спрогнозировать к концу учебного года, так как они могут меняться волнообразно). Ребята также выполнят по ходу учебного года различные проверочные задания по пройденным темам.

Для контроля используются и такие формы, как тематические праздники, викторины, сюжетно-ролевые игры. Итоги реализации программы проводятся в форме выставки детских работ.

Экологическая развивающая среда в детском саду

Элементы развивающей среды Функциональная роль Формы и методы работы

1 2 3

1. Комната природы (экологическая комната, зимний сад) - обучающая;

- познавательная;

- эколого-эстетическая;

- формирование нравственных качеств;

- приобретение навыков ухода за живой природой, воспитание бережного и заботливого отношения к ней. - экологические занятия;

- наблюдения за объектами живой природы;

- рассматривание природных зон, беседы;

- труд по уходу за живыми объектами;

- исследовательская деятельность

2. Экологическая тропинка на участке детского сада. - познавательная;

- эколого-оздоровительная;

- развитие эмоциональной и сенсорной сферы;

- эмоционально-позитивное и безопасное общение с природой;

- исследовательская - экологические и комплексные занятия;

- общение детей с природой ближайшего окружения;

- игры;

- практическая деятельность (посадка растений, уход за ними);

- исследовательская деятельность;

- фенологические наблюдения;

3. Огород, сад - познавательная;

- формирование трудовых навыков;

- эколого-эстетическая;

- эколого-оздоровительная;

- выработка навыков экологически безопасного поведения - посадка и уход за растениями;

- наблюдения за стадиями роста растений;

- ведение дневников наблюдений;

- знакомство с правилами экологической безопасности для себя и природы;

- сбор урожая

4. Экологически развивающая среда в группах - познавательная;

- эколого-эстетическая;

- эмоционально-позитивное общение с природными объектами;

- развитие воображения;

- формирование трудовых навыков по уходу за растениями - игры;

- общение с живой природой и помощь в уходе;

- тематические выставки детских работ;

- ведение фенологических и погодных календарей;

- чтение художественной и энциклопедической литературы о природе;

- экологические занятия;

- ведение панорамы добрых дел и др.

5. Библиотека (Методический кабинет) - познавательная;

- воспитание интереса к литературе (художественной и научно-популярной);

- развивающая - чтение;

- рассматривание иллюстраций;

- беседы и обсуждение прочитанного;

- конкурсы;

- составление сказок о природе

6. Музыкальный зал - эколого-эстетическая;

- познавательная;

- развивающая - проведение экологических, фольклорных праздников;

- песни, хореографические композиции о природе;

- выставки рисунков, поделок из природного материала;

- родительские собрания экологической направленности

7. Физкультурный зал - эколого-оздоровительная;

-развивающая - подвижные игры;

- упражнения-перевоплощения в объекты живой природы;

- дыхательная гимнастика;

- хождение босиком по мешочкам с камушками

8. Фитобар - познавательная;

- эколого-оздоровительная; - рассматривание и беседы о лекарственных растениях;

- употребление фиточая

9. Коридоры, холлы - познавательная;

-развивающая;

- эстетическая;

- информационная - рассматривание пейзажей о природе;

- экологический стенд для родителей;

- выставки детских работ о природе

10. Уголки для родителей - познавательная;

- информационная;

- развивающая - методические рекомендации;

- выставки совместных работ детей и родителей;

- экологическая газета «Прикоснись к природе сердцем»

Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:

«Экологическая лаборатория»

Здесь представлены наборы для исследования:

- микроскопы;

- увеличительные стекла;

- пробирки;

- сыпучие продукты (крупа, опилки, стружка, песок, земля, пенопласт)

«Центр песка и воды»

Здесь в наличии:

- два больших тазика для песка и для воды;

- различные емкости: лейки, ведра, различных цветов пластиковые бутылки;

- воронки, спринцовки;

- природный материал: шишки, камни, куски древесины и пр. ;

- металлические, пробковые, пластиковые, деревянные предметы;

- игрушки: песочные наборы, резиновые, кораблики …;

- экологические наборы «Пруд», «Пустыня», «Лес», «Антарктида»;

- коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания

Центр «Огород на подоконнике»

В экологической зоне оборудованы :

- уголок цветов: эстетически оформлен, растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностями, подписаны;

- мини-огород: контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур, для выгонки растений в ранее весеннее время;

- уголок садовода: инструмент для полива, рыхдения, ужода за растениями

Центр «Живой уголок»

- сухой аквариум;

- частые гости нашей группы – домашние любимцы: родители приносят на короткое время для знакомства и наблюдений попугаев, кошек, хомячков…

Центр «Искусство»

Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами.

В центре «Искусство» детям предложены различные материалы:

- для рисования: гуашь, пастель, цв. карандаши, акварель, кисти…;

- для лепки: пластилин, глина, соленое тесто;

- для аппликации: цв. бумага, ткань, клей, ножницы, трафареты…

Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.

«Опытный участок»

Центр организован на территории детского сада в специально отведенном огороженном месте. Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.

В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, экологические вечера…

Заключение

Предмет экологии для детей старшего дошкольного возраста является новой областью знаний и может быть использован для формирования целостной картины мира и места человека в ней.

В старшем дошкольном возрасте на первый план выступает овладение новыми способами действия, развитие познавательных потребностей. Сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребенка, то есть появляется предпосылка к совместной деятельности не только со взрослыми, но и в коллективе детей.

Основным результатом обучения станет формирование у детей полноценного представления о сложности окружающего мира, понимании того, что всем разнообразием знаний о природной среде можно овладеть только при постоянной работе, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.

Список литературы

1. Большая энциклопедия для дошкольника. – М., 2002

2. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада. = М., 1989

3. Грехова Л. И. В союзе с природой. – Ставрополь, 2002

4. Козлова С. А. Я – человек. Программа социального развития ребенка. – М., 2003

5. Мищенкова Л. В. 25 развивающих занятий. Академия развития. 2005

6. Николаева С. Н. Юный эколог. – М., 2002

7. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе. / авт. -сост. Ю. В. Останкова. – Волгоград: Учитель, 2009

8. Холодова О. А. За три месяца до школы: Задания по развитию познавательных способностей (5-6 лет) : Рабочая тетрадь/ О. Холодова. – М. : Росткнига. – 2009. – 80с. (Юным умникам и умницам)

9. Шорыгина Т. А. Зеленые сказки: экология для малышей. – М., 2006

Публикации по теме:

«Мы — земляне». Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников Цели, задачи и особенности программы. Основная цель программы – создание условий для становления основ экологического сознания у старших.

Программа по экологическому воспитанию дошкольников «Юные экологи» Пояснительная записка Существующие программы по экологическому воспитанию дошкольников и по ознакомлению детей с окружающим миром, рассчитаны.

Картотека игр по экологическому воспитанию для детей 4–5 лет Карточка. №1 «ОВОЩИ – «ХУДЫШКИ» И ОВОЩИ – «ТОЛСТЯЧКИ» Цель: развивать творческие способности детей и умение объяснять и отстоять свою точку.

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Мы сажаем кукурузу» для детей 6–7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Теремок» Конспект непосредственно образовательной.

Кружковая работа по экологическому воспитанию для детей 2–3 лет «Мир открытий» КРУЖКОВАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ «МИР ОТКРЫТИЙ». Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой.

Парциальная программа по формированию безопасного поведения на дороге у дошкольников Парциальная программа по формированию безопасного поведения на дороге у дошкольников Средняя группа (от 4 до 5 лет) Составлена на основе.

Парциальная программа по формированию безопасного поведения на дороге у дошкольников. 2 часть Парциальная программа по формированию безопасного поведения на дороге у дошкольников Воспитатель Коробкова Т. Д. Старшая группа (от 5 до.

Парциальная программа по формированию безопасного поведения на дороге у дошкольников Подготовительная группа (от 6 до 7 лет) Учебно-тематический план № Наименование разделов Количество образовательных ситуаций 1 Ребёнок.

Программа педагогического просвещения родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Природа и мы» Программа педагогического просвещения родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Природа и мы» Сегодня экологическое.

Программа по экологическому воспитанию для родителей Введение Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Парциальная программа по экологическому воспитанию 4–6 лет
Опубликовано: 17 декабря 2018 в 19:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Парциальная программа по экологическому воспитанию 4–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Кузнецова Светлана (УИ 1465832) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД