Кузнецова Светлана
Парциальная программа по экологическому воспитанию 4–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Загадки природы
ВВЕДЕНИЕ
Понять природу наблюдаемых тел и явлений в природе, дать объяснения их свойствам, узнать, как они возникают и развиваются, люди хотели всегда.
Исчисление времени, календарные системы, религиозная обрядность, народные праздники, приметы, фольклор - вот не полный перечень того, что так или иначе отображено в культуре. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу.
Публикация «Парциальная программа по экологическому воспитанию 4–6 лет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность данной программы заключается в том, что она знакомит детей не только с известными им природными явлениями, но и содержит призыв к увлекательнейшему занятию – самостоятельным природным наблюдениям, а также начальные экологические понятия и сведения, необходимые для таких наблюдений, одновременно способствуя и общекультурному развитию детей.
Содержание программы позволяет создать у воспитанников общие представления о бескрайнем мире природы. Маленьким экологам будет легче понять, почему мы называем себя земляне, каким образом наша жизнь зависит от временных изменений в природе и где живут наши меньшие братья, и еще много увлекательных вопросов и ответов ждут ребят.
Программа рассчитана на создание условий для интеллектуального и духовного развития личности ребенка, его познавательной активности, формирование у детей начальных знаний и навыков в области экологии и в других смежных дисциплинах, приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям. В процессе реализации программы учитывается взаимодействие воспитателя с семьей, общение детей в группе, что обеспечивает благополучие каждого ребенка.
В основу перспективного планирования легли программа С. Н. Николаевой «Юный эколог» и пособие О. А. Холодовой «За три месяца до школы. Задания по развитию познавательных способностей (5-6 лет, которые отличаются высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включают целый комплекс физических и кинезиологических упражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной.
Использование большого количества красочного наглядного материала позволяет добиваться эффективности занятий, а также способствует меньшей утомляемости детей во время занятий.
Большое значение в данном курсе занятий отводится развитию памяти, обучению приемам произвольного запоминания, что является одним из условий успешной адаптации и социализации ребенка.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, сложнее становятся графические диктанты и симметричные рисунки, увеличивается темп выполнения заданий.
Данная программа построена с учетом следующих концептуальных идей:
- свободное развитие личности ребенка;
- гуманистический характер образования;
-приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека;
- высокая положительная мотивация учащихся к познавательной деятельности, самообразованию, стимулирование творческого потенциала личности;
- непринужденная и доброжелательная обстановка.
Программа рассчитана на ребят среднего и старшего дошкольного возраста.
Срок реализации данной образовательной программы составляет 1 год (с учетом варьирования заданий для среднего и старшего возрастов).
Цель программы – формирование у ребенка, на основе изучения экологии и путем развития творческого мышления и навыков познавательной деятельности, целостного представления об окружающем мире и истории познания природы человеком.
Задачи:
Образовательные:
- формирование основ экологических знаний, представлений об окружающем мире;
- ознакомление и обучение детей работе с простыми лабораторными приборами;
- приобретение навыков самостоятельного планирования своей деятельности.
Развивающие:
- развитие познавательного интереса, любознательности, абстрактного мышления детей;
- развитие грамотной устной речи;
- развитие пространственных и временных представлений;
- выявление творческих способностей детей, развитие воображения, фантазии.
Основная структура проведения занятий:
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.
- Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.
- Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию работы стволовых отделов мозга, снятию мышечного напряжения.
- Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков.
- Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики рук.
- Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи, а также подвижности и гибкости кистей рук.
Воспитательные :
- воспитание творческого продуктивного подхода при получении новых знаний и умений;
- воспитание коммуникативных навыков и умений при совместной деятельности детей в процессе освоения программы;
- формирование личностных качеств, таких как ответственность, самостоятельность.
Основными формами занятий являются:
- беседы, дискуссии;
- настольные тематические игры, викторины, игры-путешествия, коллективные игры;
- проведение экологических экспериментов;
- оформление гербария растения, коллекции семян и плодов;
- использование на занятиях наглядных пособий (видеофильмов, слайдовых программ, плакатов, фотоснимков, карт);
- использование экологических компьютерных игр.
Кроме того, учитывая возраст детей, обучающихся по программе, используются и такие формы занятий, как:
- подвижные игры;
- работа с детскими конструкторами-играми, лепка из пластилина, рисование;
- проведение конкурсов рисунков;
- проведение театрализованных экологических праздников.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Основным результатом обучения станет формирование у детей полноценного представления о сложности окружающего мира, понимании того, что всем разнообразием знаний о природе можно овладеть только при постоянной работе, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.
Развивающий эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания.
Обучающиеся будут знать:
- знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе;
- способы безопасного взаимодействия с растениями и животными;
- проявлять интерес, доброту к природным явлениям и объектам;
- основные календарные праздники и их связь с природными циклами;
- основные сведения о различных предметах и явлениях как естественного, так и искусственного происхождения.
Дети будут уметь:
- работать с учебными пособиями и простейшими лабораторными инструментами;
- определять времена года, времена суток;
- помогать друг другу;
-воспитывать в себе бережное отношение, доброжелательное отношение к природе;
-проявлять творческие навыки.
Для контроля полученных знаний и умений используется диагностическое тестирование на протяжении всего учебного года группы в целом и отдельных воспитанников, а при необходимости и соответствующая коррекция (результаты работы, констатируемые контрольными тестами трудно спрогнозировать к концу учебного года, так как они могут меняться волнообразно). Ребята также выполнят по ходу учебного года различные проверочные задания по пройденным темам.
Для контроля используются и такие формы, как тематические праздники, викторины, сюжетно-ролевые игры. Итоги реализации программы проводятся в форме выставки детских работ.
Экологическая развивающая среда в детском саду
Элементы развивающей среды Функциональная роль Формы и методы работы
1 2 3
1. Комната природы (экологическая комната, зимний сад) - обучающая;
- познавательная;
- эколого-эстетическая;
- формирование нравственных качеств;
- приобретение навыков ухода за живой природой, воспитание бережного и заботливого отношения к ней. - экологические занятия;
- наблюдения за объектами живой природы;
- рассматривание природных зон, беседы;
- труд по уходу за живыми объектами;
- исследовательская деятельность
2. Экологическая тропинка на участке детского сада. - познавательная;
- эколого-оздоровительная;
- развитие эмоциональной и сенсорной сферы;
- эмоционально-позитивное и безопасное общение с природой;
- исследовательская - экологические и комплексные занятия;
- общение детей с природой ближайшего окружения;
- игры;
- практическая деятельность (посадка растений, уход за ними);
- исследовательская деятельность;
- фенологические наблюдения;
3. Огород, сад - познавательная;
- формирование трудовых навыков;
- эколого-эстетическая;
- эколого-оздоровительная;
- выработка навыков экологически безопасного поведения - посадка и уход за растениями;
- наблюдения за стадиями роста растений;
- ведение дневников наблюдений;
- знакомство с правилами экологической безопасности для себя и природы;
- сбор урожая
4. Экологически развивающая среда в группах - познавательная;
- эколого-эстетическая;
- эмоционально-позитивное общение с природными объектами;
- развитие воображения;
- формирование трудовых навыков по уходу за растениями - игры;
- общение с живой природой и помощь в уходе;
- тематические выставки детских работ;
- ведение фенологических и погодных календарей;
- чтение художественной и энциклопедической литературы о природе;
- экологические занятия;
- ведение панорамы добрых дел и др.
5. Библиотека (Методический кабинет) - познавательная;
- воспитание интереса к литературе (художественной и научно-популярной);
- развивающая - чтение;
- рассматривание иллюстраций;
- беседы и обсуждение прочитанного;
- конкурсы;
- составление сказок о природе
6. Музыкальный зал - эколого-эстетическая;
- познавательная;
- развивающая - проведение экологических, фольклорных праздников;
- песни, хореографические композиции о природе;
- выставки рисунков, поделок из природного материала;
- родительские собрания экологической направленности
7. Физкультурный зал - эколого-оздоровительная;
-развивающая - подвижные игры;
- упражнения-перевоплощения в объекты живой природы;
- дыхательная гимнастика;
- хождение босиком по мешочкам с камушками
8. Фитобар - познавательная;
- эколого-оздоровительная; - рассматривание и беседы о лекарственных растениях;
- употребление фиточая
9. Коридоры, холлы - познавательная;
-развивающая;
- эстетическая;
- информационная - рассматривание пейзажей о природе;
- экологический стенд для родителей;
- выставки детских работ о природе
10. Уголки для родителей - познавательная;
- информационная;
- развивающая - методические рекомендации;
- выставки совместных работ детей и родителей;
- экологическая газета «Прикоснись к природе сердцем»
Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:
«Экологическая лаборатория»
Здесь представлены наборы для исследования:
- микроскопы;
- увеличительные стекла;
- пробирки;
- сыпучие продукты (крупа, опилки, стружка, песок, земля, пенопласт)
«Центр песка и воды»
Здесь в наличии:
- два больших тазика для песка и для воды;
- различные емкости: лейки, ведра, различных цветов пластиковые бутылки;
- воронки, спринцовки;
- природный материал: шишки, камни, куски древесины и пр. ;
- металлические, пробковые, пластиковые, деревянные предметы;
- игрушки: песочные наборы, резиновые, кораблики …;
- экологические наборы «Пруд», «Пустыня», «Лес», «Антарктида»;
- коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания
Центр «Огород на подоконнике»
В экологической зоне оборудованы :
- уголок цветов: эстетически оформлен, растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностями, подписаны;
- мини-огород: контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур, для выгонки растений в ранее весеннее время;
- уголок садовода: инструмент для полива, рыхдения, ужода за растениями
Центр «Живой уголок»
- сухой аквариум;
- частые гости нашей группы – домашние любимцы: родители приносят на короткое время для знакомства и наблюдений попугаев, кошек, хомячков…
Центр «Искусство»
Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами.
В центре «Искусство» детям предложены различные материалы:
- для рисования: гуашь, пастель, цв. карандаши, акварель, кисти…;
- для лепки: пластилин, глина, соленое тесто;
- для аппликации: цв. бумага, ткань, клей, ножницы, трафареты…
Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.
«Опытный участок»
Центр организован на территории детского сада в специально отведенном огороженном месте. Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.
В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, экологические вечера…
Заключение
Предмет экологии для детей старшего дошкольного возраста является новой областью знаний и может быть использован для формирования целостной картины мира и места человека в ней.
В старшем дошкольном возрасте на первый план выступает овладение новыми способами действия, развитие познавательных потребностей. Сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребенка, то есть появляется предпосылка к совместной деятельности не только со взрослыми, но и в коллективе детей.
Основным результатом обучения станет формирование у детей полноценного представления о сложности окружающего мира, понимании того, что всем разнообразием знаний о природной среде можно овладеть только при постоянной работе, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.
Список литературы
1. Большая энциклопедия для дошкольника. – М., 2002
2. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада. = М., 1989
3. Грехова Л. И. В союзе с природой. – Ставрополь, 2002
4. Козлова С. А. Я – человек. Программа социального развития ребенка. – М., 2003
5. Мищенкова Л. В. 25 развивающих занятий. Академия развития. 2005
6. Николаева С. Н. Юный эколог. – М., 2002
7. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе. / авт. -сост. Ю. В. Останкова. – Волгоград: Учитель, 2009
8. Холодова О. А. За три месяца до школы: Задания по развитию познавательных способностей (5-6 лет) : Рабочая тетрадь/ О. Холодова. – М. : Росткнига. – 2009. – 80с. (Юным умникам и умницам)
9. Шорыгина Т. А. Зеленые сказки: экология для малышей. – М., 2006