Тагуи Ординян
Составительская парциальная программа для детей младшего возраста «Бусография»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В связи с построением педагогического процесса с учётом ФГОС ДО произошло изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: не через систему НОД, а через другие формы образовательной работы с детьми.
Игра — важная деятельность, через которую педагог может решить любую образовательную задачу. Используемые в нашей работе игровые технологии, в соответствии с основными требованиями ФГОСДО, направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья ребёнка.
Публикация «Составительская парциальная программа для детей младшего возраста „Бусография“» размещена в разделах
Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. С внедрением игровых технологий происходит развитие эмоциональной сферы ребёнка, возникает интерес как позитивная эмоция, и, как следствие, ребёнок выполняет, роль заинтересованного участника образовательного процесса, а не исполнителя указаний со стороны воспитателя, также происходит взаимодействие воспитателя с детьми.
Игровые технологии как система игр используется не только в совместной и самостоятельной деятельности, но и при проведении режимных моментов, что обеспечивает более успешное усвоение детьми культурно — гигиенических навыков (соблюдение одного из ориентиров развития системы дошкольного образования, заданного ФГОСДО). Развлекательная функция игры связана с созданием определённого комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, то есть стабилизации личности.
В настоящее время ширится круг инновационных и альтернативных программ развития ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. Тем не менее, вопрос о развитии творческого потенциала ребёнка остаётся актуальным. Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в разных видах деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть.
Движение, музыка, игра как раз то, в чем нуждается ребенок в дошкольный период. На основе этого он осваивает двигательно- ритмические, коммуникативные навыки, и при этом развиваются психические процессы, которые лежат в основе психомоторного развития.
Проблема творческого развития младших дошкольников – одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и творческого развития детей, является театрализованная деятельность, которая в полной мере позволяет реализовывать все принципы воспитания.
Услышав о методике «Бусоград», я решила обязательно применить ее в своей педагогической практике, ведь в бусах есть что-то магическое. Бусы — это не только элементы украшения, соответствующие тому или иному костюму, бусы — это и полет нашей фантазии, а для ребенка — это еще и доступный и эстетически притягательный материал.
Мои воспитанники – дошколята очень любят этот город, где можно творить добро, красоту и дарить ее окружающим.
Актуальность
На современном этапе развития человека речь крайне необходима для установления контактов, для выражения своих мыслей и помыслов. Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребёнком речи.
В наше время, как правило, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы с папой и, как следствие всего этого, у ребёнка возникает много проблем с речью.
В методической разработке М. И. Родиной, указывается, что, благодаря применению в работе с детьми техники «Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки», дети «быстрее начинают чисто и выразительно говорить».
Цель: формирование и развитие речи младшего дошкольного возраста через бусографию
Задачи:
• расширение, обогащение и активация словаря;
• воспитание звуковой культуры речи;
• формирование правильной разговорной речи;
• развитие связной речи.
Планируемый результат:
• усовершенствование пространственных представлений;
• развитие зрительного и слухового восприятия, способности к наблюдению, сравнению, творческому воображению;
• развитие коммуникативных навыков;
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 4 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Все подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе я использовала технологию М. И. Родиной «Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки», а также накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Считаю, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. И поэтому я использую следующие приемы:
• систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
• последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
• все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;
• если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.
Методы:
• наглядные методы: демонстрационный материал;
• словесные методы: беседа, рассказ, объяснение, вопросы проблемного характера, уточнение, диалог.
• практические методы: исследовательская деятельность детей, продуктивная деятельность. Принципы:
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов, возрасту и особенностям развития).
• стремление к общению с взрослыми и активное подражание им в движениях и действиях; появление игры, в которой ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоциональный отклик на игру, предложенную взрослым, принятие игровой задачи.
Примерное тематическое планирование по технологии М. И. Родиной
«Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки»
Месяц Игровое упражнение Содержание
сентябрь - «Знакомство с Феей», «Шкатулка»-Развивать воображение; научить составлять описательную загадку посредством перечисления признаков предмета без его названия; формировать интерес к окружающему, совместным играм, преодолевать трудности в общении.
октябрь-«Крыша 1 вариант»,«Крыша 2 вариант»-Познакомить детей с четверостишьем как жанром устного народного творчества; развивать внимание, память; научить детей проговаривать слова, фразы, заканчивать строчки; воспитывать доброжелательные отношения в общении со сверстниками.
ноябрь-«Домик», «Тарелка, лодочка, квадрат»-При помощи бус выкладывать более сложные фигуры, развитие процесса различать и называть геометрические фигуры (квадрат, составлять из них предметные формы.
декабрь - «Колонны 1 вариант»,«Колонны 2 вариант»- Формировать четкое и правильное произношение звуков; развивать фантазию ребенка; развивать чувство ритма.
январь-«Рисуем бусами, как красками 1 вариант»,«Рисуем бусами, как красками 2 вариант»-Развитие умений различать предметы по размеру (шире - уже, сравнивать их, находить связи между предметами по размеру, употреблять слова «такой же, как, «не такой»; понимать пространственные отношения (слева, справа, между, посередине); определять предмет по его части; самостоятельно придумывать и складывать предметные силуэты из частей.
февраль-«Башни и дворцы 1 вариант»,«Башни и дворцы 2 вариант»-Развитие умений самостоятельно составлять геометрические фигуры заданного цвета и размера; выражать в речи способ выполнения действия; выбирать определенные фигуры из множества других; складывать силуэты по схеме – образцу и собственному замыслу.
март-«Сказочный замок 1 вариант», «Сказочный замок 2 вариант»-Способствовать развитию диалогической речи; учить детей согласовывать слова и действия персонажа; воспитывать вежливость, дружеские отношения, сочувствие друг к другу.
апрель-«Рисуем с Бусинкой картину 1 вариант»,«Рисуем с Бусинкой картину 2 вариант»-Развитие познавательных процессов мышления, внимания, памяти; речи, творческих способностей и самостоятельности; умений различать и называть цвет; форму, составлять по схеме фигуру из частей. Формирование плавной правильной речи.
май-«Цветочки»,«Бабочка»-При помощи бус выкладывать более сложные фигуры, отражающие последовательно события в сказке, рассказанной педагогом: бабочка, цветы. Учить сопровождать движение руки речью.
Методическая литература
1. М. И. Родина, "Бусоград", "Музыкальная палитра", Санкт-Петербург", 2014г.
2. М. И. Родина, А. И. Буренина, "Кукляндия", "Музыкальная палитра", Санкт-Петербург"