Юлия Голубева
Программа по познавательному развитию «Маленький математик» для детей с высоким уровнем развития (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Принято: Утверждаю:
На педагогическом совете Заведующий
МКДОУ «ЦРР – д/с № 1» МКДОУ «ЦРР – д/с № 1»
Протокол № ___
(Н. Л. Арлюкова)
от «___» ___ 201 г. от
201 г.
ПРОГРАММА
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
"МАЛЕНЬКИЙ МАТЕМАТИК"
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ
Срок реализации программы 2017-2019 учебный год
Публикация «Программа по познавательному развитию „Маленький математик“ для детей с высоким уровнем развития (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Составители :МОРОЧКО СВЕТЛАНА ЛЬВОВНА– воспитатель
первой квалификационной категории
ГОЛУБЕВА ЮЛИЯ ИВАНОВНА – воспитатель
соответствие занимаемой должности
Заволжск, 2017
ЦЕЛЕВОЙ
РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка:
1.1 Цели и задачи реализации Программы;
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста
1.3Планируемые результаты освоения программы
2
3
4
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
РАЗДЕЛ 2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в образовательной области «Познавательное развитие»
2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы. Механизм реализации Программы
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
2.4 Календарно-тематическое планирование
5
6
7
18
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
РАЗДЕЛ 3.1. Методическое обеспечение образовательной программы
10
Приложения Диагностические задания.
Определение творческого потенциала ребенка
Технологии, применяемые в работе.
1. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте.
В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике, развивает интеллектуальные, познавательные, творческие способности.
Для детей с интеллектуальной одарё нностью характерны следующие черты:
• высоко развитая любознательность, пытливость;
• способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;
• высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);
• раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;
• развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;
• способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;
• раннее развитие сенсорных способностей;
• оригинальность суждений, высокая обучаемость;
• стремление к самостоятельности.
1.1. Цель программы :
• выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей;
• создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
Задачи:
1. Определение склонности ребенка.
2. Создать систему работы вне занятий, дополнительного образования дошкольников.
3. Организовать индивидуальную работу с ребенком по усвоению знаний и развития логического мышления
4. Создать условия для дальнейшего личностного роста детей, реализации их интеллектуальных способностей.
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста
Ребенок в возрасте 5-6 лет пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе бумаги. Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание.
В ходе проведения диагностики по познавательному развитию были выявлены дети с высоким уровне развития. (Приложение 1)
1. Кузнецова Арина
2. Крутова Даша
3. Можжухина Лиза
4. Пронский Захар
5. Шарова Арина
1.3. Планируемые результаты программы.
По итогам обучения дети должны знать:
• числа от 0 до 10 и их графическое изображение;
• порядковый счет от 1 до 10;
• числа-соседи;
• меру длины — сантиметр;
• простейшие геометрические понятия: точка, луч, угол, отрезок, прямая, горизонтальные и вертикальные линии, кривая, ломаная, замкнутая и разомкнутая линии;
• понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко, низко, глубоко;
• геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник;
• вершины, стороны, углы фигур;
• основные цвета и их оттенки;
• название сторон и углов клетки;
• строчку и столбик в тетради в клеточку (0,7 см);
• предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к;
• временные части суток: утро, день, вечер, ночь;
• название дней недели;
• название месяцев и времен года;
уметь:
• считать от 1 до 10 и от 10 до 1;
• находить и сравнивать числа-соседи, преобразовывать смежные числа;
• решать простейшие арифметические задачи;
• находить недостающий или «четвертый лишний» предмет;
• изменять геометрические фигуры по 1-2 признакам;
• подбирать и группировать предметы по 1-2 признакам;
• ориентироваться в тетради в клеточку (0,7 см);
• ориентироваться в пространстве;
• ориентироваться во времени (утро, день, вечер, ночь, дни недели, месяцы, времена года);
• правильно использовать предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к;
• сравнивать предметы по различным признакам: размер, форма, цвет, высота, длина, ширина, толщина;
• использовать линейку для измерения длины, высоты, ширины предметов;
• измерять длину отрезков, сторон фигур, записывать их значение в сантиметрах;
• делить фигуры на 2—4 равные части и на 2—6 неравные;
• собирать фигуры из 4—8 частей;
• рисовать узоры (на слух) в тетрадях;
• рисовать по памяти;
• срисовывать и дорисовывать различные предметы по точкам и по клеточкам;
• собирать мозаики, кубики, конструкторы по образцу и по словесной инструкции;
• логически формулировать ответы;
• продолжать логический ряд фигур и предметов;
• решать математические загадки, ребусы, головоломки.
2. Содержательный раздел.
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в образовательной области "Познавательное развитие"
Перспективным и важным направлением в работе с детьми, имеющими склонность к математике, является развитие у них логического мышления, которое подразумевает формирование приемов мыслительной деятельности, а также умений понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Обязательным условием развития логического мышления у интеллектуально одаренных детей является формирование приемов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации, аналогии, систематизации, абстрагирования. В пособии представлены примерные варианты упражнений на развитие логического мышления и способностей к аналитико-синтетической мыслительной деятельности.
В работе с детьми применяются различные виды занимательного материала :
• занимательные вопросы, задачи-шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности; задачи-головоломки, цель которых – составить фигуры из указанного количества счетных палочек: в данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих;
• группа игр на моделирование плоских или объемных фигур, которая способствует развитию образного и логического мышления, пространственных представлений;
• наглядные логические задачи: на заполнение пустых клеток, продолжение ряда, поиск признаков отличия, нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой.
2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы. Механизм реализации Программы
1. Научно-технические средства:
• образовательная программа «Математика для дошкольников»;
• учебно-методические пособия (комплект рабочих тетрадей для детей К. В. Шевелева «Готовимся к школе» в двух частях, «Задачки в клеточках», «Занимательная математика», «Занимательная геометрия», «Упражнения и тесты в клеточках», «Подготовлен ли ребенок к школе по математике?», «Количество и счет», «Графические диктанты»).
2. Материально-техническое обеспечение :
• строительный набор (кирпичики);
• кубики с сюжетными картинками (8—24 кубика) «Сказки», «Зоопарк», «Овощи и фрукты» и др. ;
• кубики Никитина: «Уникуб», «Чудо-куб», «Занимательные кубики»;
• игры Никитина: «Сложи квадрат», «Дроби»;
• конструкторы: «Малыш», «Кроха», «Стеллар», «Лего»;
• рамки-вкладыши Монтессори;
• наборы дидактический, арифметический;
• арифметическое домино;
• коллекция шнуровок (ежик, грибок, белочка и др.);
• мозаика детская;
• коллекция мировых головоломок (Танграм, Гексамино, Пентамино, головоломка Архимеда и др.);
• набор карточек с цифрами от 0 до 20;
• счетная и ученическая линейка, демонстрационный материал по каждой теме программы;
• счетные палочки;
• набор планов по ориентации в кабинете и на улице;
• набор карточек с изображением различных моделей (для сборки конструктора);
• наборы игрушек;
• наборы пластмассовых плоскостных и объемных фигур;
• магнитная доска с набором цифр; пособия: «Круглый год», «Я изучаю дни недели»;
• логические блоки Дьенеша;
• цветные счетные палочки Кюизенера;
• пособие «Домик».
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
Используются следующие способы определения результативности:
• педагогическое наблюдение;
• педагогический анализ результатов опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия в викторинах, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях.
Мониторинг.
• педагогический мониторинг: контрольные задания и тесты, диагностика личностного роста и продвижения;
• мониторинг образовательной деятельности детей : оформление листов индивидуального образовательного маршрута, оформление фотоотчёта.
Виды контроля
• Начальный или входной контроль – с целью определения уровня развития детей.
• Текущий контроль – с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала.
• Промежуточный или рубежный контроль – с целью определения результатов обучения.
• Итоговый контроль – с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей.
2.4. Календарно-тематическое планирование
1. Количество и счет (15 занятий)
• числа от 0 до 10;
• порядковый счет в пределах 10 (первый, второй);
• прямой и обратный счет в пределах 10;
• нахождение и сравнение чисел-соседей;
• решение простейших арифметических задач.
Для обучения детей по теме «Количество и счет» используется рабочая тетрадь «Занимательная математика» (К. В. Шевелёв)
2. Величина (9 занятий)
• сравнение предметов по форме;
• сравнение предметов по цвету;
• сравнение предметов по размерам;
• сравнение предметов по длине и высоте;
• сравнение предметов по ширине и толщине;
• введение в активную речь понятий: большой, маленький; больше, меньше, одинакового размера; длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; тоньше, толще, одинаковые по толщине; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету;
• нахождение в группе предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 1-2 признакам;
• подбор и группировка предметов по 1-2 признакам;
• изменение геометрических фигур по 1-2 признакам (размер, цвет, форма);
• методы наложения и приложения;
• прием попарного сравнения.
Тема «Величина» представлена в рабочей тетради «Занимательная математика» (К. В. Шевелёв).
3. Ориентировка в пространстве (10 занятий)
• ориентировка на листе в клеточку;
• ориентировка в клеточке;
• ориентировка в кабинете по словесной инструкции;
• понятия: слева, справа, вверху, внизу;
• направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад;
• формирование представлений: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом, внутри, вне, глубоко, глубже;
• использование предлогов: в, на, над, под, за, перед, между, от, к.
Тема «Ориентировка в пространстве» представлена в рабочих тетрадях «Занимательная математика», «Задачки в клеточках».
4. Ориентировка во времени (6 занятий)
• название дней недели;
• название месяцев;
• времена года, год;
• формирование представлений: утро, день, вечер, ночь;
• формирование понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера.
5. Простейшие геометрические представления (5 занятий)
• точка, луч, угол, отрезок;
• прямая, горизонтальная и вертикальная линии;
• ломаная и кривая линии;
• разомкнутые и замкнутые линии;
• ученическая линейка, ее практическое использование;
• знакомство с мерой длины — сантиметром.
Для изучения темы «Простейшие геометрические представления» используется рабочая тетрадь «Занимательная геометрия» (К. В. Шевелёв).
6. Геометрические фигуры (7 занятий)
• треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, многоугольник;
• углы, стороны, вершины фигур;
• измерение длин сторон фигур в сантиметрах при помощи ученической линейки;
• выделение из ряда фигур «лишних», не подходящих по 1-2 признакам;
• группировка фигур по 1-2 признакам;
• деление фигур на равные и неравные части;
• сборка целых фигур из 4-8 частей.
Тема «Геометрические фигуры» представлена в рабочей тетради «Занимательная геометрия».
7. Графические работы (10 занятий)
• штрихование и раскрашивание;
• рисование по памяти;
• рисование узоров по клеточкам на слух;
• срисовывание предметов по клеткам и по точкам;
• дорисовывание недостающих частей предметов;
• копирование точек, палочек, узоров, ломаных и кривых линий.
Тема «Графические работы» представлена в рабочих тетрадях «Задачки в клеточках» и «Занимательная математика».
8. Конструирование и моделирование (10 занятий)
• собирание мозаики по рисунку и по словесной инструкции;
• собирание кубиков с разноцветными гранями (или фрагментами сказок) по сюжетной картинке;
• собирание кубиков «Уникуб»;
• работа со строительным материалом (кирпичики);
• собирание конструктора по образцу и по словесной инструкции;
• собирание картинок из частей;
• собирание цифр из счетных палочек;
• игры с бусинками.
9. Логические задачи (8 занятий)
• антонимические игры;
• продолжение логического ряда;
• классификация предметов по признакам;
• нахождение в группе предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 1-2 признакам;
• головоломки различного вида сложения;
• занимательные вопросы, ребусы, логические загадки;
• игры, развивающие память, внимание, воображение и логическое мышление;
• математические конкурсы.
Итого 72 занятия
3. Организационный раздел.
3.1. Методическое обеспечение образовательной программы
1. Шевелев К. В. Конспекты занятий по математике с детьми 5-6 лет. -М. :2009
2. ШевелевК. В. Конспекты занятий по математике с детьми 6-7 лет. -М. :2010
3. Шевелев К. В. «Дошкольная математика в играх» — М. : Мозаика-синтез, 2005. - 80 с.
4. Шевелев К. В. Авторская образовательная программа «Математика для дошкольников». — М. : Издательство «Ювента», 2006. — 32 с.
5. Колесникова Е. В. Математика для детей 5-6 лет – М. :ТЦ Сфера, 2014 – 64с.
6. Колесникова Е. В. Обучение решению арифметических задач. Методическое пособие –М. :ТЦ Сфера, 2012.
7. Новикова В. П. Математические игры в детском саду и начальной школе.
Рабочие тетради для детей
1. Шевелев К. В. Учусь писать цифры. Рабочая тетрадь для дошкольников 5-6 лет.
2. Шевелев К. В. Готовимся к школе (в 2х частях). Рабочая тетрадь для дошкольников 5-6 лет.
3. Шевелев К. В. Занимательная геометрия. Рабочая тетрадь для дошкольников 5-6 лет.
4. Шевелев К. В. Графические диктанты. Рабочая тетрадь для дошкольников 5-6 лет.
5. Колесникова Е. В. Я решаю арифметические задачи. Рабочая тетрадь для дошкольников 5-7 лет.