Ирина Васильева
Цикл занятий на основе логопедическая сказки на автоматизацию звука [Р] «Приключения тигренка Рыка»
▼ Скачать +Заказ
Авторская логопедическая сказка
на автоматизацию звука «Р»
С применением артикуляционной гимнастики, биоэнергопластики, кинезитерапии, тактильно- кинестетической и мозжечковой стимуляциии и речедвигательной гимнастики
«Приключения тигренка Рыка»
в трех частях
автор сказки : учитель – логопед Васильева И. Н.
2018
часть Первая
в логопедическом кабинете
Публикация «Цикл занятий на основе логопедическая сказки на автоматизацию звука [Р] „Приключения тигренка Рыка“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Тигр, тигрята, амурский тигр
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Жил был тигренок рык в своей пещере за высоким забором (Упражнение «Заборчик» + биоэнергопластика). Он был очень любобытным, часто открывал двери своей пещеры («Окошко+ биоэнергопластика, смотрел направо-налево («Часики»+ биоэнергопластика+ глазодвигательные упражнения).
А еще Рык был очень трудолюбивым тигренком. Каждое утро он наводил порядок в себе и своем доме. «Чистил свои клыки», «Мыл потолочек и стены» и только потом завтракал. Пек «Блинчики» и пил чай из своей любимой «Чашечки» с «Вкусным вареньем» (все артикуляционные упражнения сопровождаются биоэнергопластикой).
Потом он выходил во двор и кормил своих «индюшат» и «Лошадок». А когда справлялся со всеми делами любил поиграть на музыкальных инструментах: «Гармошке» и «Барабане». Но вспомнил, что не починил мотор у своей машины. ДДын ДДын, дддддд и «Болтушка» пальчиком. «Ура! Заработало!» Как заработал мотор у машинки? РРРРРРРРРРР.
Обрадовался Рык, а вот дворовые собаки рассердились и громко залаялм на тигренка. Рык побежал за помощью к своим друзьям тигрятам.
(Игра-ходилка по дорожкам в домики символы гласных- Ткаченко Т. А.)
РА! РО! РУ! РЫ! РИ! РЭ!- зарычали тигрята, и собаки ринулись наутек. Ка рычали тигрята? Ребенок повторяет.
Затем тигрята все вместе стали делать зарядку. Выполняется речедвигательная гимнастика с жестовыми символами звуков Ткаченко Т. А.
-Друзья, но мы уже опаздываем в нашу музыкальную школу!
На импровизированных пианино (колючих ковриках) дети исполняют «гаммы» - тактильно-кинестетическая стимуляция по 11 модулям на автоматизацию звука Р. (методика Архиповой Елены Филипповны)
- А теперь у нас в школе грамота для тигрят.
Дети за партами произносят чистоговорки в соответствии с кинезиологическими упражнениями.
РА РА РА РА – в школу нам пришла пора (упражнение «Колечки»)
РЫ РЫ РЫ РЫ – много дел у детворы («Кулак-ладонь»)
РУ РУ РУ РУ – я портфель с собой беру («Оладушки»)
- Молодцы тигрята, сегодня вы славно потрудилист и можете выбрать себе подарок, но только тот, в названии которого есть звук Р.
(ракета, роза, арбуз, бараббан)
- Давайте поиграем с вашими подарочками. Они теперь ваши.
Моя ракета, моя роза, мой арбуз, мой барабан.
- Вам они понравились? Тогда назовите их ласково.
Ракеточка, розочка, арбузик, барабанчик.
- Ребята, давайте подарим нашему Рыку волшебные цветы.
- А еще бусами напишем букву Р.
(бусотерапия)
- А напоследок Рык просит выучить с вами стихотворение
«Мы тигрята- дружные ребята!
Хорошо играли, многое узнали!»
Часть Вторая
В физкультурном зале
Дети сидят на матах.
- Ребята, а хотите услышать продолжение сказки о тигренке Рыке?
Тогда рассаживайтесь удобнее и слушайте внимательно.
Однажды утром проснулся Рык, а настроение у него было просто замечательное. Так ему было хорошо и радостно на душе, что решил он не делать сегодня зарядку, а вместе с язычком устроить пляски – тряски.
(Проводится артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика под музыку)
И вдруг он увидел пчелку. Она жужжала вот так ДЗ ДЗ ДЗ ДЗ. Поймал тигренок ее в «чашечку» и спрятал за верхние зубки. А она и там жужжит. Стал тигренок с пчелкой играть. (Дети пальчиком делают «Болтушку»). А она вылетела- РРРРРРРРР.
Рык всегда хотел быть умным тигренком и для этого выполнял специальные упражнения.
(кинезиологические упражнения с проговариванием слогов, на автоматизацию Р)
«Колечки»- РА РО РУ РЫ
«Оладушки»- АР ОР УР ЫР
«Кулак-Ладонь»- АРА ОРО УРУ ЫРЫ
«Кулак-ребро- ладонь- хлопок»- РЫК РЫК РЫК РЫК
А теперь проверим, стали ли мои тигрятки умнее. Я буду задавать вам задачки, а вы вместо ответа будете рычать.
«На цветке сидело пять пчелок, одна пчелка улетела. Сколько пчелок осталось?» - Р Р Р Р
- Молодцы! (следующие задачки по аналогии по количеству детей)
Ребята, загрустил наш Тигренок….А все потому, что не может найти свою маму тигрицу. Поможем Рыку?
- Путь к пещере мамы не близкий. Сначала мы пойдем вот по этим дорожкам. Но не просто так, нужно не упасть с узкой дорожки, при этом проговаривать чистоговорку. Вот так (логопед идет по шнуру и говорит любую чистоговорку)
РА РА РА РА – вот высокая гора
РЫ РЫ РЫ РЫ – за горою комары
РУ РУ РУ РУ – под горою кенгуру
РО РО РО РО – потерял павлин перо
- С этим заданием вы справились.
- Дальше путь идет по кочкам.
Играет музыка- вы бегаете. Музыка остановилась- вам нужно занять кочку, и не потеряв равновесие придумать слово, в котором есть звук Р.
(играем 2-3 раза)
- Думаю мама тигрица совсем близко. На мячах кенгуру допрыгать до определенной отметки.
- Мама, закричал тигренок. Как он зарычал (тихо рррррр)
- А мама зарычала ласково, но громко РРРРРР
Мама тигрица приготовила Рыку целый мешок игрушек. Они или деревянные или резиновые. Вы будете каждый доставать по одной и называть какая игрушка (резиновый крокодил, деревянный кирпичик, деревянная пирамидка, резиновая кукла и тд)
- А теперь ребята, тигрица- мама, просит вас составить схему к игрушкам словам, которые вы вытащили.
(Дети из пластмассовых цветных шариков из бассейна составляют звуковую схему к словам)
- Вот и этой истории про Рыка пришел конец, а кто с нами играл- тот молодец!
Часть Третья
В экологической комнате с использованием интерактивной доски
Наш тигренок Рык снова рад встрече с вами.
Проводится артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой
Наш тигренок улыбнулся УЛЫБОЧКА
Зазевался, потянулся ОКОШКО-ИГОЛОЧКА
А потом пошел гулять
на крылечке загорать БЛИНЧИК
На крылечке полежал-
На качели побежал. КАЧЕЛИ
Поспешил потом во двор,
Чтобы починить забор ДЯТЕЛ
В лес пошел,
Грибок нашел ГРИБОК
Как тигренку хорошо! УЛЫБОЧКА
На гармошке поиграл ГАРМОШКА
На лошадке поскакал ЛОШАДКА
- А после решил сделать зарядку.
Проводится речедвигательная гимнастика с проговариванием слогов : РА РО РУ РЫ РИ РЭ.
- Зарядился наш Рык энергией и снова захотел поиграть на рояле. А вот и ноты.
Проводится тактильно- кинестетическая стимуляция на колючих ковриках по 11 модулям. Автоматизация звуков базируется на утрированном произнесении гласных и согласных звуков в разных звукокомплексах (модулях). Это сочетается с использованием пальцевых прижимов на гласные звуки (прием биоэнергопластики).
- Стало Рыку еще веселее, еще радостнее. И стал он все вокруг называть ласково:
Не карандаш, а ….карандашик
Роза- розочка
Ракета- ракеточка
Перо- перышко.
- Захотел Рык подкрепиться фруктами и овощами. А какими- догадайтесь сами.
РАД РАД РАД РАД – ВОТ ЗЕЛЕНЫЙ… ВИНОГРАД
РУЗ РУЗ РУЗ РУЗ _ ВКУСНЫЙ СЛАДЕНЬИЙ …АРБУЗ
РОС РОС РОС РОС – РОС НА ВЕТКЕ… АБРИКОС
ДОР ДОР ДОР ДОР – СОЧНЫЙ СПЕЛЫЙ… ПОМИДОР
РЕЦ РЕЦ РЕЦ РЕЦ – ВОТ ЗЕЛЕНЫЙ… ОГУРЕЦ
РУЗА РУЗА РУЗА РУЗА – ИЗ ПАЧАТКА… КУКУРУЗА
-Давайте поиграем с этими чистоговорками!
Произносятся чистоговорки с синхронным выполнением кинезиологического упражнения «Кулак- ребро- ладонь- хлопок»
- Вдруг немного заскучал наш тигренок. Он захотел отвезти фрукты и овощи своим друзьям. Но они живут в Африке, и добраться можно только на самолете.
Используя зрительные символы Ткаченко Т. А., выстраивается самолет, где иллюминаторы- символы гласных звуков.
- Нужно купить билет в самолет. Давайте подберем билетик-соответствующую символу букву.
Дети выполняют задание.
- Ну что наш самолет отправляется в полет. (звучит соответствующая музыка)
- А вот уже друзья встречают тигренка Рыка.
- Кто его встречает? Ответьте полным предложением
(Рыка встречает крокодил…жираф…носорог…зебра)
- Они очень рады встрече. Давайте построим звуковые схемы к этим словам.
Дети выполняют задание.
- Тигренок Рык благодарит вас, ребята, за то, что вы были с ним все это время.
- А нашей сказке приходит конец, а кто звук «Р» говорить научился- тот молодец!