Татьяна Филипп
Цикл занятий по охране природы родного края «В гости к зиме или новые приключения Капитошки»
▼ Скачать + Заказать документы
В гости к зиме или новые приключения Капитошки
Цикл занятий по охране природы родного края.
«В гости к зиме, или новые приключения Капитошки»
Автор: Седнёва Татьяна Вадимовна
МАДОУ "Детский сад №2"Дружба"
«Искать надо сердцем,
самого главного глазами
не увидишь»
А. Экзюпери
Цель: воспитание экологической культуры дошкольников.
Задачи:
1. Формирование экологических знаний, умений, навыков;
Публикация «Цикл занятий по охране природы родного края „В гости к зиме или новые приключения Капитошки“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Обогащение жизненного опыта ребёнка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой;
3. Развитие эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника в процессе взаимодействия с объектами природной среды;
Знакомая незнакомка.
-Ребята, помните историю про Капитошку?
Хотите узнать, что с ним произошло дальше? Слушайте.
Всё лето и всю осень Капитошка с такими же капельками, как и он, то поднимался вверх лёгким паром, то падал на землю. Летом - тёплым и весёлым дождиком, осенью - прохладным и грустным дождём. Летом барабанил свою весёлую песенку по зелёным листочкам, а осенью - грустную песню по жёлтым листьям.
Высоко в небе с пушистой тучки Капитошка видел, как птицы потянулись на юг, в тёплые страны: журавли - клином, цапли и гуси - шеренгой, утки - в линию, а мелкие птицы - скученной стайкой. Да и люди сменили лёгкую одежду на более тёплую.
С каждым днём становилось всё холоднее и холоднее. И вот однажды, взлетев высоко-высоко, Капитошка так замёрз, что ему показалось: он становится всё легче и легче. Посмотрев вокруг, Капитошка увидел, что рядом с ним кружатся шестиконечные звёздочки: одна красивее другой. Только тогда Капитошка заметил, что у него тоже появилось шесть лучиков, и он тоже может кружиться в хороводе с другими снежинками.
Но долго кружиться ему не пришлось: налетел ветерок, подхватил Капитошку – всё завертелось, закружилось.
Долго ли, коротко ли кружил Капитошку ветерок, он не помнил. Очнулся он на ветке ели. Но что с ней случилось? Она сияла разноцветными огоньками, на ветках висели яркие игрушки. Такой ёлку Капитошка ещё не видел!
- Не удивляйся, Капитошка, - услышал он тихий голосок сквозь шум веток, – такой я бываю несколько дней в году. Люди называют эти дни праздниками и украшают нас. Но мне повезло, я остаюсь каждый год живой. Что не скажешь о других моих сёстрах-ёлочках. Их безжалостно срубают, а после праздников выкидывают на свалку.
- Так в лесу может не остаться ни одной зелёной красавицы! Как же их можно спасти? – спросил Капитошка.
- А вот загляни в горящие окна домов, в некоторых наряжают не настоящие, а искусственные ёлки, в других - делают букеты из еловых веточек. Так люди спасают ёлки от вырубки.
- Да, но я вижу и срубленные ёлки, они хотя и нарядные, но это так грустно! Какой же это праздник?
Из глаз Капитошки катились слёзы и тут же замерзали. Капитошка хотел ещё о чём-то спросить ель, но ветерок подхватил его, и опять всё закружилось, завертелось.
Пальчиковая гимнастика «Ёлка»
Ёлка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними, пальчики ты разведи.
Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперёд.
Викторина о ели «Знакомая незнакомка».
1. Какую пользу приносят ели людям?
Ель даёт ценный строительный материал, из её древесины делают высокосортную бумагу и картон, целлофан и киноплёнку, автомобильные покрышки, лекарства, искусственную кожу и музыкальные инструменты. Самые лучшие скрипки Амати и Страдивари изготовлены из ели.
2. Как долго живёт ель?
Средний возраст ели – 250-300 лет, но отдельные деревья могут жить 500-600 лет.
3. Как определить возраст ели?
Ветви ели растут как бы «этажами». По ним можно точно сказать, сколько дереву лет. Для этого нужно сосчитать «этажи» и прибавить к этому числу три-четыре (в первые 3-4 года ель не даёт боковых побегов).
4. Как размножается ель?
Семенами, которые образуются под чешуйками шишек. Пока семена не созреют, чешуйки плотно прижаты и для верности заклеены смолой. Но как только семена созрели, чешуйки отгибаются, выпуская их на свободу. У каждого семечка есть небольшое округлое крылышко, благодаря ему ветер уносит семена далеко от материнского дерева.
5. Кто из жителей леса любит лакомиться семенами ели?
Пёстрый дятел, белка, клёст.
6. Как ель предсказывает погоду?
К ясной и сухой погоде ветки ели смотрят вверх, к дождю опускаются вниз.
7. Откуда приходят в наши дома пушистые красавицы?
Во многих районах нашей страны организованы питомники, где выращивают молодые ёлочки.
8. Как помочь елям жить долго, приносить пользу и радость людям? Нельзя срубать ёлки. Нельзя, проходя по лесу, просто так обломить макушку дерева. На Новый год ёлку можно заменить композицией из хвойных веток, а ещё лучше посадить ёлочку во дворе дома или школы.
Речные строители.
С тех пор, как Капитошка превратился в снежинку, он стал лёгким, воздушным, но к полётам так и не привык. Когда ветерок угомонился, Капитошка увидел, что он очутился на берегу реки Туманной, где родился. Но что с ней случилось? Когда-то шумная, быстрая, она покрылась чем-то твёрдым, прозрачным. Опустился Капитошка на её поверхность и поскользил. На берегу он заметил дерево. Его, видимо, кто-то пытался срубить: вокруг валялись щепки, срубленные ветки. «Не ужели люди перепутали это дерево с ёлкой и хотели срубить его к празднику?», - удивился Капитошка.
Но тут из воды вынырнуло страшное животное: на задних лапах были перепонки, мощный хвост напоминал весло и изо рта торчали длинные острые зубы. Капитошка так испугался, что вскрикнул.
-Кто тут?- спросило странное существо.
-А, это ты, Капитошка. Тебя и не узнать. Не бойся меня. Я - бобр, я тоже родился на этой реке и мои родители, и бабушка с дедушкой.
-А зачем ты дерево срубил? У тебя тоже праздник?
-Мы, бобры, валим деревья по необходимости, ведь питаемся мы сочной молодой корой, а из поленьев и веток строим на реке плотины. Видишь, какие у меня зубы, я ими могу перегрызть ствол молодого дерева за несколько минут.
-А зачем тебе такой странный хвост?
-Когда я плыву, хвост служит мне веслом, а если почувствую опасность - громко хлопаю им по воде, предупреждая сородичей о приближении врага.
-А люди вас обижают?
-Когда-то у людей была в моде одежда из нашего меха, истребляли они нас в несчётном количестве. Мода прошла, но злые люди остались. Возьмут и поставят капкан на берегу. Так что, приходится смотреть в оба.
- А где же твоя семья?
-Вон, видишь, из воды куча веток и сучьев торчит - это моя хатка. Вход в неё под водой - никто из хищников туда не заберётся, да и от зимних холодов спасение. В морозы моя семья забирается внутрь и ест молодые веточки, запасённые заранее.
Захотелось Капитошке погостить у бобра в хатке, да не тут-то было. Подхватил его ветерок и понёс в чистое поле.
Задание 2.
Наши предки очень любили зиму. Много пословиц, поговорок и загадок сочиняли.
Попробуйте отгадать «зимние» загадки.
Белая морковка зимой растёт. (Сосулька.)
Всю зиму смирно лежит, а весной убежит. (Снег.)
Шуба в избе, а рукав на улице. (Печка.)
Старик у ворот тепло уволок.
Сам не бежит, и стоять не велит. (Мороз.)
Летом спит, зимой ест, тело тёплое, а крови нет. (Печка.)
Таять может, а не лёд.
Не фонарь, а даёт. (Свечка.)
Сам вода, да по воде плавает. (Лёд.)
Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат. (Небо, звёздё, месяц.)
Свищет, гонит, вслед ему кланяются. (Ветер.)
Побегушки - бегут, поползушки - ползут. (Кони, сани.)
Следы на снегу.
А в поле белым-бело, лишь сухая трава из-под снега торчит. Увидел Капитошка сверху коричневатый холмик и опустился рядом. Да ведь это не холмик, а заяц-русак!
- От кого зайчик прячешься? - спросил Капитошка.
- Всё вокруг белое, а шубка у меня коричневая, издалека меня видно, поэтому приходится прятаться.
- А почему в лесу не спрячешься, ведь там деревья и кусты?
- В лесу ещё страшнее. Мало ли кто за деревьями тебя стережёт, да и бежать в лесу неудобно. Другое дело в поле - беги от врага в любую сторону.
- А у тебя что, врагов много?
- Хватает: и лисы, и волки, и собаки, и хищные птицы. Одно у меня спасение - быстрые ноги. А зимой меня выслеживать легче - следы на снегу остаются. Но тут у меня свои хитрости. Убегая, я следы запутываю: то петлю сделаю, то по своему же следу назад возвращаюсь, а потом как прыгну за куст метра на три в сторону, и дальше бежать! Недаром про меня говорят: «Заяц не трус, а себя бережёт».
- А люди тоже на тебя охотятся?
- Бывает, людям нравится моё мясо и лёгкий тёплый мех. Но и охотников я могу провести, недаром о моей смекалке легенды ходят. Но чаще брат наш гибнет от химической обработки полей, да и соль, которую мы любим, можем спутать со смертельной селитрой. Да и садоводы нас недолюбливают. Иногда мы обгладываем кору фруктовых деревьев. А что нам делать? Это летом мы едим сочную травку, а зимой - кору с молодых осинок и ив, можем полакомиться сеном, да и в сад заглянуть.
Зимой и зверям и птицам тяжело приходится, вот и тянемся мы ближе к жилью человека. Люди иногда подкармливают нас. Для птиц они устраивают столовые.
- Как бы мне хотелось на эти птичьи столовые поглядеть!- сказал Капитошка.
Дождался Капитошка попутного ветерка, попрощался с зайцем и полетел в ближайшую деревню с весёлым названием Бабушкино.
«Школа следопытов».
Рассмотрите внимательно рисунок. На снегу много следов. Попробуй определить, кто из животных прошёл здесь, и в какую сторону он направился.
Геометрический конструктор «Танграм»
Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной,
И стоит среди травы –
Уши больше головы
Зайка слушает, привстал,
Ушки кверху он поднял,
Ушки вон какие!
Длинные, большие!
Зайка боится волка и лисицу,
И медведя, и сову.
Спрячем заиньку в траву.
Убегает зайка –
Попробуй-ка, поймай-ка!
Птичьи столовые.
Пролетая над посёлком, Капитошка увидел, что и здесь зима постаралась. Всё укрыла белым одеялом: деревья, дорожки, дома. Из печных труб поднимаются пушистые столбики дыма. Мороз никого на улицу не пускает, где же Капитошка разыщет птичьи столовые?
И тут, пролетая над одним из домов, Капитошка услышал весёлый птичий гомон. Опустившись пониже, Капитошка заметил стайку птиц. Они перелетали от одной кормушки к другой и весело переговаривались. И каких тут только птиц не было: синицы, снегири, воробьи, щеглы и даже задумчивый дубонос, который всегда ест неспеша.
- Это и есть птичья столовая? - спросил Капитошка у подлетевшей синицы.
- Да, и чего тут только нет: и семечки, и пшено, и хлебные крошки, даже кусочки несолёного сала! Нам без такой помощи не пережить морозные дни. Много нас гибнет в сильные морозы не от холода, а от голода. Только не во всех птичьих столовых перекусить удаётся. Бывает, снегом корм занесёт, если у кормушки навеса нет, ветер семена сдует, если нет бортиков. А иногда люди забывают заполнять кормушки кормом; мы прилетаем, а есть нечего! Обидно! Мы же людям тоже помогаем: уничтожаем вредных насекомых на их приусадебных участках, да и песенками своими радуем. Но не все птицы остаются зимовать, многие в теплые страны в поисках тепла и корма.
- А где эти тёплые страны? - спросил Капитошка у разговорчивой синицы.
- Не знаю, ведь я там никогда не была, но знаю, кто тебе может рассказать. За посёлком есть озеро под названием Бассейка, его создали люди. Вот там можно отыскать птицу, которую называют лебедь-шипун.
- А какой он лебедь-шипун? И почему его так называют?
- Точно не знаю, спроси у него сам. Так вот, он в тех тёплых странах бывал, он тебе про них и расскажет. А я полетела дальше в другую столовую.
Подхватил Капитошку ветерок, поднял высоко-высоко. Капитошка сверху увидел, что таких птичьих столовых в посёлке много. «С такими заботливыми людьми птицы обязательно доживут до весны», - подумал Капитошка.
Задание 4.
Пока Капитошка занимается поисками чудо-птицы, мы поиграем в игру «Прилетели птицы»
Во время чтения стихотворения вы должны хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите не птицу.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Совы и ватрушки.
«Бывает или нет».
1. На дворе мороз, а в гнезде – голенькие птенчики.
Бывает или нет?
Если бывает, то скажите, как называются птицы, которые выводят птенцов зимой. С чем эта особенность связана?
Это клесты. Пища клестов – еловые шишки, которые созревают в конце года, поэтому и птенцы появляются осенью и зимой
2. Есть такие птицы, которые прилетают к нам вместе с зимой.
Бывает или нет?
Если бывает, то скажите, как называется эта птица. Почему у неё такие «странные желания»?
Это снегирь. Летом снегири живут гораздо севернее, где очень сильные морозы. Вот и кажется снегирям наша зима тёплой.
3. Название птице совсем не подходит. Оно связано со словами зябнуть, мёрзнуть. А птица, наоборот, прилетает к нам одной из первых, когда на улице ещё нередки морозы и метели.
Бывает или нет?
Если бывает, то скажите, как называется эта птица.
Это зяблик. Окраска у него не очень яркая. Грудь коричневая, спинка красновато-коричневая, голова светло-серая. А на крыльях яркие белые полоски.
Царь-птица.
Ветерок нёс Капитошку всё дальше и дальше. Уже позади остались дома. Внизу блеснуло озеро. Оно было покрыто льдом, лишь посередине осталась тёмная полынья. На льду и в воде Капитошка заметил больших птиц: одни были белые, как снег, другие - коричневатые. «Какие же из них лебеди?» - растерялся Капитошка.
Он решил опуститься возле самой красивой птицы: перья у неё были белоснежные, длинная шея красиво изогнута, у основания оранжевого клюва имелось чёрное утолщение. Всё это придавало птице царственный вид.
- Кто ты? – тихо спросил Капитошка.
- Я лебедь-шипун, – ответила белоснежная птица.
- Вот тебя то я и искал. Почему тебя так называют?
- Я тихая птица, но иногда подаю голос – сильное шипение.
- Я ещё хочу у тебя узнать о тёплых странах.
- Да, было время, я со своей стаей летал туда. Там тепло и много богатых пищей водоёмов. Путь туда далёк и труден. Но последние годы зимы стоят тёплые, и моя стая никуда не улетает, остаётся на родине. Питаемся мы растениями, растущими в воде, водными насекомыми и их личинками, мелкой рыбёшкой. Видишь, какая у меня длинная шея, с её помощью я могу доставать со дна всякую живность.
- Значит, вам хорошо зимой и не нужна столовая, как мелким птицам?
- Нам хорошо, когда есть открытая вода. Но когда сильные морозы, вода замерзает, нам приходится отправляться на поиски незамерзающего водоёма. В такое время мы можем погибнуть, если не отыщем его.
- А люди вам помогают?
- В городах люди приносят корм для нас к водоёмам. Там птицы людей не боятся, доверяют им.
- А что это за коричневатые птицы среди вас? – поинтересовался Капитошка.
- Да это же наши подросшие лебедята. Пройдёт немного времени, и они станут такими же белоснежными, как и я.
- И как я! – подхватил Капитошка.
- Но мне пора, полынья скоро замёрзнет, надо искать новое место кормёжки. До встречи, Капитошка! – сказал лебедь и побежал по воде на широких перепончатых лапах. Махая мощными крыльями, он набирал скорость для взлёта. И тут Капитошка услышал, что при каждом взмахе крыльев раздаётся звук, похожий на музыку.
- Я тоже хочу лететь с тобой! – крикнул Капитошка, но лебедь его уже не слышал.
Капитошка долго провожал взглядом царственную птицу, пока та не превратилась в белую точку. Тут поднялся сильный ветер и давай кружить снежинки, да с такой силой, что у Капитошки дух захватило. Опустил ветер Капитошку на землю и засыпал другими снежинками. И заснул наш путешественник, чтобы весной проснуться с другими снежинками и весёлым ручейком прозвенеть, подпевая птицам: «Весна пришла!».
Литература.
1. Тарабарина Т. И. И учёба, и игра: природоведение. Ярославль: Академия развития, 1998.
2. Ваулина В. Д. Наш край. Калининградское книжное издательство, 1988.
3. Брем А. Жизнь животных. Москва: ЭКСМО, 2004.
4. Великолепная энциклопедия животных. Москва: «Махаон», 2004.
5. Журнал «Муравейник» № 11, 12, 2006.
6. «Ступеньки развития» Калининград 2004
7. И. В. Цветкова «Экология для начальной школы. Игры и проекты» Ярославль «Академия развития», 1997