Наталия Неваленая
Концепция «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Сагуновская средняя общеобразовательная школа
Подгоренского муниципального района Воронежской области
КОНЦЕПЦИЯ
«Художественно-эстетическое развитие дошкольников»
Составила: Неваленая Наталья
Михайловна (воспитатель)
2017г.
Содержание
Введение
1. Система работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников в группе МКОУ Сагуновской СОШ
1.1. Содержание образования (выбор программ и технологий)
Публикация «Концепция „Художественно-эстетическое развитие дошкольников“» размещена в разделах
1.2. Создание условий для художественно-эстетического развития (создание предметно-пространственной среды)
1.3. Организация образовательного процесса
2. Вовлечение семьи в образовательный процесс
3. Координация работы с другими учреждениями
Заключение
Приложение
Введение
Любовь воспитателя к детям – это любовь не к избранным, а к каждому, к любому ребенку: покладистому и трудному, подвижному, медлительному, дерзкому и вежливому, застенчивому и бойкому.
Нам, воспитателям, доверено самое дорогое – ДЕТИ!
Работу с детьми я считаю очень интересной и увлекательной. Я долго думала, на что сделать основной упор в воспитании ребят. И пришла к выводу, что в последнее время стала актуальна проблема теории и практики художественно-эстетического воспитания.
И мне хотелось бы вспомнить цитату Льва Семёновича Выготского, который сказал:
«Творчество-это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое».
Художественно-эстетическое развитие (п. 2.6 ФГОС ДО) предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Актуальность художественно-эстетического развития дошкольников определяется тем, что художественно-эстетическое развитие является важнейшей стороной воспитания ребенка. Оно влияет на познание нравственной стороны, способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, повышает и познавательную активность.
1. Система работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников в группе МКОУ Сагуновской СОШ.
1.1. Содержание образования (выбор программ и технологий).
Работа в группе строится в соответствии с требованиями «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования» «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Н. А. Васильевой.
В своей работе я использую дополнительную литературу:
• Г. Н. Давыдова «Пластинография»;
• Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»;
• И. А. Шаляпина «Нетрадиционное рисование с дошкольниками» ФГОС ДО;
• И. В. Новикова «Объемная аппликация в детском саду».
1.2. Создание условий для художественно-эстетического развития (создание предметно-пространственной среды)
Одним из главных условий художественно-эстетического развития является правильная организация предметно-пространственной среды.
Для развития художественно-эстетического восприятия детей я изучила и проанализировала психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
В группе мною были оформлены уголки:
- Уголок изобразительной деятельности;
- Театральный уголок;
- Книжный уголок;
- Живой уголок (Приложение 1);
Эффективно использую раздевалку и коридоры: в них размещаю выставки фотографий, рисунков детей, подделок из природного материала.
Созданная в группе предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
1.3. Организация образовательного процесса.
Взаимодействие педагога и детей осуществляется в форме партнёрских отношений, с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:
• Групповая и подгрупповая организованная образовательная деятельность;
• Праздники;
• Развлечения;
• Конкурсы;
• Недели творчества;
• Выставки рисунков и подделок;
• Экскурсии;
• Дидактические игры и т. д. (Приложение 2)
Для дополнительного образования воспитанников в нашей группе созданы кружки:
• Кружок «Семицветик»
Целью является: формирование у детей умения создавать выразительный образ доступными выразительными средствами. Развитие у детей художественных способностей. Создание условий для творческого самовыражения ребенка.
Детям дается возможность создавать работы, не имея даже никаких художественных навыков. При этом у них развивается мелкая моторика, воображение. Здесь присутствует как традиционная техника рисования, так и нетрадиционная.
• Кружок «Умелые ручки»
Целью является: формирование у детей практических навыков работы с разными материалами и инструментами. Развитие детской инициативы, фантазии. Привитие детям эстетического вкуса, удовлетворения от выполненной красивой поделки.
Работа ведется с использованием природного материала, бумаги, бросового материала. На занятии дети проявляют инициативу в создании картин, поделок. При этом у них развивается мелкая моторика, фантазия, дети учатся работать с такими материалами, как: сухие листья, желуди, цветы, вата, картон, салфетки и т. д. (Приложение 3)
Я разговариваю с ребятами обо всем, что попадается на глаза - о растениях (какое дерево. большое, а куст. маленький, о животных, о людях, о времени (ночью мы. спим, а днем. гуляем).
Я постоянно поддерживаю интерес к изобразительной деятельности. Поэтому на занятиях я знакомлю детей с разнообразными видами и техниками рисования. Всё необычное привлекает внимание ребенка, заставляет его удивляться.
Одним из используемых мной нетрадиционных средств развития художественно-эстетического восприятия является использование прозрачного мольберта.
На занятии мы используем различные техники рисования на мольберте:
1. Рисование пальцами и ладошкой: рисуя пальчиками или ладошками, при тактильных ощущениях, у детей развивается мелкая моторика, сенсорное восприятие, зрительное восприятие, воображение. Такие занятия очень интересны детям, они с удовольствием создают картины на стекле. Детки младшего возраста нуждаются в посторонней помощи, тогда, ребенок рисует с одной стороны, а я помогаю ему, рисуя с обратной стороны мольберта;
2. Поролоновые рисунки: из поролона мы делаем самые разнообразные маленькие геометрические фигуры. Обмакиваем их в краску и методом штампов наносим изображение. При этом мы вспоминаем геометрические фигуры, беседуем о том, какой предмет мы можем нарисовать с помощью определенной фигуры. На таких занятиях у детей развивается не только художественно-эстетические качества, но и познавательные;
4. Точечный рисунок: мы берем ватную палочку, окунаем в краску, затем ставим ее перпендикулярно к стеклу и начинаем изображать рисунок.
На занятиях с мольбертом у детей развивается: общая и мелкая моторика, сенсорное восприятие, речь и мышление (в процессе восприятия и отображения). Происходит коррекция зрительного восприятия, преодолеваются недостатки развития личностных качеств (неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость и т. д.).
Приобщая детей к народному искусству, я обратилась к народному промыслу – дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.
Чтение художественной литературы тоже немало важно в художественно-эстетическом развитии ребенка. После прочтения какого-либо произведения, я даю возможность высказать детям свое мнение. Мы ставим спектакли, зарисовываем понравившегося героя произведения, создаем аппликации на тему прочитанной сказки, делаем выставки своих работ (Приложение 4).
2. Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс.
Наиболее удачной формой организации процесса развития художественно-эстетического восприятия детей дошкольного возраста, стала совместная деятельность взрослых и детей. Благодаря совместной работе с родителями были созданы проекты.
• Огород на окне: совместно с родителями и детьми был сконструирован этот проект, мы посадили зеленый лук, установили забор, большой дом. Дети следят за растениями каждый день. Благодаря этому проекту, у детей развивается чувство ответственности, познание. Им интересно наблюдать за ростом лука, проводить эксперименты;
• Наше село: проект создан совместно с родителями и детьми. Были сконструированы дома из бумаги и картона, сделана дорога со светофором и пешеходным переходом. Получение знаний о родном селе способствуют привязанности, любви к родному краю. Дети узнают обычаи, традиции родного села, у них развиваются патриотические чувства, творческие способности.
Мы создаем выставки совместного творчества детей и родителей. Наши родители вместе с детками проявляют фантазию, творчески подходят к работе (Приложение 5).
Мною были проведены консультации для родителей: «Значение художественно-эстетического развития дошкольника», «Роль прозрачного мольберта в развитии художественно-эстетического восприятия».
Провела групповое родительское собрание на тему: «Развитие ребенка средствами изобразительного искусства».
3. Координация работы с другими учреждениями.
Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования личностной культуры мною был установлен контакт с музеем МКОУ Сагуновской СОШ, с сельской библиотекой, Храмом, сельским ДК (Приложение 6).
Заключение
В результате проделанной работы дети приобрели:
• Умения и навыки передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов;
• У них улучшилось восприятие, обогатился сенсорный опыт;
• Приобрели способность понимать и замечать изображения знакомых предметов, явлений и передавать их в рисунке;
• Проявляют активность в восприятии прекрасного в окружающем мире и искусстве;
• Используют разнообразные средства и техники при передачи художественных образов;
• Приобрели уверенность в своих возможностях;
• Пропала скованность, застенчивость.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников не только обеспечивает художественно-эстетическое отношение детей к искусству и действительности, но и параллельно вносит весомый вклад во всестороннее развитие ребенка, способствует формированию нравственности.
Мне очень хочется, чтобы у детей пробуждалась вера в свои творческие способности, индивидуальность, вера в то, что ребенок пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить радость.
Поэтому, я планирую продолжать совершенствовать систему работы по художественно-эстетическому развитию в соответствии с федеральными государственными основными стандартами дошкольного образования.
Список литературы
1. ФГОС ДО (https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/);
2. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации;
3. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие для пед. вузов / ред. Е. А. Дубровская, С. А. Козлова –Москва : Академия, 2008. – 256 с.
Приложение.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6