Ольга Проняева
Педсовет: «Художественно эстетическое развитие дошкольников».
▼ Скачать +Заказ
Педсовет
Тема «Художественно эстетическое развитие дошкольников».
Цель: расширить знания педагогов о художественно-эстетической деятельности, показать целесообразность использования художественно-эстетической деятельности деятельности в процессе развития дошкольников.
Задачи:
1. Выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в ДОУ
Публикация «Педсовет: „Художественно эстетическое развитие дошкольников“,» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
2. Познакомиться с инновационными формами художественно-эстетического развития дошкольников.
Подготовка к педсовету :
1. Изучение научно - методической литературы по данной проблеме.
2. Проведение тематического контроля «Художественно – эстетическое развитие детей».
3. Проведение смотра - конкурса уголков художественного творчества.
Повестка дня:
1. Сообщение «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»
Ст. воспитатель
2. Итоги тематического контроля - (аналитическая справка по результатам тематической проверки)
Ст. воспитатель
3. Вопрос из теории: «Условия, средства, роль педагога в эстетическом воспитании детей»
Воспитатель Сухова Ю. В.
4. Деловая игра «Путешествие в художественно-эстетический мир».
Ст. воспитатель
5. Решение педсовета.
Ст. воспитатель
1. Сообщение «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников»
В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации в связи с «Федеральными государственными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая его мерилом человеческих ценностей.
Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности.
Именно поэтому многие детские сады уделяют большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования (в "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей", где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.
Сейчас я вам раздам целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, это то, к чему мы педагоги должны стремиться при построении педагогического процесса.
• ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
• ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
• у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
• ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ;
• ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
• ребенок проявляет интерес к художественно - эстетической стороне окружающей действительности. У ребенка сформировано эмоционально-ценностное отношение к познаваемому. Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки, объектов природы (растения, животные, испытывает чувство радости; пытается в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность. Активен при создании индивидуальных и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации; с удовольствием участвует в выставках детских работ;
• у ребенка проявляется умение всматриваться в окружающие предметы и явления, в картины и игрушки, находить в них знакомые изображения, замечать яркость, выразительность цветовых образов. Ребенок осваивает знания о свойствах предметов: цвете, оттенках основных цветов, форме и материалах.
Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности, в результате которой у обучаемых детей происходит эффект добровольного обучения, научения и тренировки.
Только творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам. И только средствами грамотно выстроенного педагогического процесса эстетическое воспитание позволяет научить детей думать, мыслить в процессе слушания, наблюдения, визуального восприятия и грамотно, доступно выражать свои мысли, представления, фантазии – не хаотично, а в определенной органической логике.
Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.
Таким образом, правильно организованная система работы по художественно – эстетическому воспитанию детей – создание условий для эстетического воспитания, организация воспитательно-образовательного процесса позволит создать благоприятные условия для развития художественно – эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат художественно-эстетического воспитания, духовно-богатую, всесторонне развитую личность.
2. Итоги тематического контроля «Художественно – эстетическое развитие дошкольников» (аналитическая справка по результатам тематической проверки)
Цель: определение эффективности воспитательно-образовательной работы по художественно-эстетическому воспитанию детей средствами изобразительной деятельности.
Основные формы и методы работы:
1. Обследование уровня развития детей
2. Оценка профессиональных умений воспитателя
3. Планирование воспитательно-образовательной работы
4. Оценка форм взаимодействия с родителями
Сроки контроля: 20.02.2017-27.02.2017г.
Основание для контроля: выполнение задачи годового плана на 2016 – 2017 уч/год.
Методы: анализ, наблюдение, выводы.
Тематический контроль был проведен в соответствии с годовым планом работы дошкольного учреждения, его задачами, с целью изучения системы работы педагогов по художественно-эстетическому развитию детей всех возрастных групп.
В тематической проверке приняло участие 6 групп.
Вывод:
Знания и умения воспитателей проверялись в ходе наблюдения педпроцесса (просмотр и анализ занятий, а также в ходе собеседования с воспитателем).
Педагоги знают программные задачи по данному разделу. Но не всегда могут правильно руководить детским творчеством. Педагоги строят занятие с учетом наблюдений, прочитанных книг, изученных художественных альбомов, иллюстраций, с опорой на все, что может помочь в поисках творческого разнообразия решений. Почти все педагоги стараются использовать разные методы и подходы к организации НОД, включают игровые моменты и ситуации. Но мало внимания уделяют анализу детских работ.
Практически все дети проявляют интерес к изобразительной деятельности. Высокая активность и увлеченность по рисованию и лепке, аппликации наблюдается во всех группах. Многие дети проявляют самостоятельность в выборе изобразительных материалов. В основном дети неплохо усваивают умения, хотя в каждой группе есть дети, которые не справляются с программными задачами по своему возрасту. Во второй половине дня в самостоятельной деятельности воспитанники с удовольствием занимаются лепкой, рисованием. Наблюдается высокая активность и увлеченность на занятиях по рисованию и лепке у детей всех возрастных групп. Основная масса детей выполняют работу в соответствии с заданием, но не у всех детей еще наблюдается устойчивость при выполнении замысла. Многие дети проявляют самостоятельность в выборе изобразительных материалов и технических приемов изображения. В основном дети неплохо усваивают программные умения, у них довольно устойчивые навыки, хотя в каждой группе есть дети, которые не справляются с программными задачами по своему возрасту (как в техническом, так и в творческом плане).
Планирование работы с детьми.
В календарных планах воспитателей планируются занятия по изодеятельности, аппликации, конструированию, планируется ознакомление с художественной литературой. Все воспитатели прописывают программное содержание занятий.
Планируется индивидуальная работа с детьми, беседы по различным темам, наблюдения, дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые игры, самостоятельная деятельность детей.
Планируется работа с родителями. Воспитатели организуют выставки рисунков, поделок, в которых принимают участие родители с детьми. Привлекают родителей к участию в конкурсах рисунков. Проводят индивидуальные консультации. В группах оформлены уголки для родителей.
Создание условий.
В МБДОУ Д/с №31 созданы условия для развития художественно-творческих способностей детей. Имеются произведения изобразительного искусства разных видов и жанров, есть необходимые изобразительные материалы, имеется игровой материал, народные игрушки и т. д. В каждой группе оборудовано отдельное место для художественно-эстетического уголка. Не во всех группах созданы условия для закрепления названия цветов, знакомства с оттенками. В некоторых группах необходимо пополнить уголки необходимым материалом, в соответствии с возрастом детей. Не во всех группах материал для творчества имеется в достаточном количестве (ясли «Птичка», старшая, подготовительная, мало карандашей, трафаретов, материалов для нетрадиционного рисования и аппликации, схем, альбомов. Во всех группах организуется приобщение детей к декоративной деятельности: силуэты игрушек, народные игрушки, матрешки, тематические альбомы «Знакомство с росписью». Почти во всех группах, кроме средней и 2й младшей, не достаточно отражена тема недели, а так же некоторый материал выставлен не по сезону (осенние листья, трафареты с летними фигурами, летние иллюстрации и т. д.). Не во всех группах организованы мини-выставки детского творчества лучших работ. В яслях не хватает материала для отработки навыков проведения линий в разном направлении, штриховки. Так же не во всех группах дошкольного возраста имеется достаточно материала для подготовки к рисованию предметов округлой формы, обводки по контуру. Самые показательные уголки творчества отмечены в средней и 2й младшей группе. В остальных группах выявлены небольшие недочеты, недостаточно материала по сезону, иллюстраций, альбомов, схем, не отражена тема недели.
Анализ документации и наглядного материала на группах показал, что работе с родителями по развитию художественно-творческих способностей детей воспитатели уделяют достаточно внимания и необходимо продолжать работу в этом направлении. Воспитатели организуют выставки рисунков, поделок, в которых принимают участие родители с детьми.
Привлекают родителей к изготовлению игрушек и оформлению групп. Проводят индивидуальные консультации. Оформлена наглядная информация.
По результатам тематического контроля можно сделать следующие выводы:
• Работа педагогического коллектива детского сада по художественно – эстетическому развитию детей ведется на среднем уровне.
• Грубых нарушений не выявлено. Имели место небольшие недочеты организационного характера.
Рекомендации:
Необходимо обратить внимание воспитателей на то, как дети владеют основными техниками приёма рисования, учить самостоятельно создавать художественные образы в различных видах изоискусства, проявлять творчество в разных видах деятельности, учить создавать декоративные композиции.
Также хотелось предложить использовать в практике методики рисования с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и использовать основные приёмы рисования во время НОД. Продолжать пополнить уголки творчества дидактическими играми по изобразительной деятельности.
Таким образом, проводимая воспитательно-образовательная работа проводится на хорошем уровне и является эффективной.
Решение:
• Более творчески подходить к организации занятий по художественно-эстетическому развитию детей, использовать разнообразные методы и приемы на данных занятиях.
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели.
• Дооборудовать уголки по художественно-продуктивной деятельности в
соответствии с возрастом детей, темой недели и сезоном.
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели.
• Использовать разнообразные формы работы с родителями, подготовить
наглядный материал для родителей по развитию художественно-творческих способностей детей.
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели
3. Выступление с докладом: «Условия, средства, роль педагога в эстетическом воспитании детей» воспитатель Ю. В. Сухова
4. Психологическая разгрузка (педагог-психолог Ю. В. Захарова)
5. Деловая игра: «Путешествие в художественно-эстетический мир»
Педагоги делятся на 2 команды (название команды педагоги придумывают сами). В процессе работы за каждый правильный ответ команда получает балл.
В состав экспертной комиссии входят: заведующая, ст. воспитатель, инструктор по физ. культуре, педагог-психолог. Они оценивают ответы и выполненные задания.
Деловая игра состоит из 4 частей. Каждый её этап регламентирован. В конце подводится общий итог. Отмечаются победители. Ведущий напоминает правила игры:
уметь слушать других;
вырабатывать общее решение вопроса;
принимать активное участие в игре;
не оспаривать оценку жюри;
соблюдать культуру речи и тактичность;
придерживаться регламента.
1. Страна «Рисовандия».
Педагоги придумывают название команды, рисуют каждая команда свою эмблему и придумывают свой девиз так, чтобы у первой команды в девиз входило слово рисовать, а у второй команды слово раскрашивать.
2. «Мозговой штурм»
«Мозговой штурм» - разминка
Вопросы задаются одновременно всем командам,
• Назовите материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности. (Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)
• Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. (Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)
• Назовите цвета, составляющие цветовой круг. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)
• Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования. (К первому виду относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами; нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов : рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа.)
• Назовите, какие вы знаете росписи (городецкая, хохломская, дымковская, гжель, мезенская, жостовская, семеновская, палех)
• Назовите способы лепки. (Пластический и конструктивный.)
• Назовите основные приемы, используемые на занятиях лепкой. (Выкатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание.)
• Назовите основные способы украшения вылепленных изделий. (Налеп, углубленный рельеф при помощи стеки.)
.* Назовите основные виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура)
3. Станция «Воображандия».
Игра: «Нарисуй глазами детей»
Педагогам предлагается нарисовать на темы: «Приятное - неприятное», «Радость - печаль», «Красивое - безобразное», «Ласковое – грубое» с позиций ребенка. По завершению работы, каждая группа комментирует свой рисунок.
4. Станция «Угадайка».
Педагоги по очереди разгадывают кроссворд.
1. Прием рисования (приманивание)
2. Этим мы рисуем (кисть)
3. Городецкая, гжель, хохлома, жестово– как это назвать одним словом (роспись)
4. Нетрадиционная техника рисования (монотипия)
5. Как с латинского переводится словосочетание – декоративно – прикладное искусство (украшаю)
6. Это воспитание способствует развитию эмоционально – чувственной сферы, формирует сенсорную культуру речи ребёнка, формирует представление о поступках, манерах поведения (эстетическое).
1 П
2 К
3 Р
4 М
5 У
6 Э
5. Станция «Раздумье» (решение педагогических ситуаций)
• Дети должны были нарисовать с натуры чучело белки. Им было предложено обследовать натуру разными способами: дети средней группы, изучая белку, гладили ее по шерстке, показывали части тела и т. д. ; дети старшей группы, изучали белку с опорой лишь на зрительное восприятие. Будут ли отличаться рисунки детей разных возрастных групп? Дайте психологическое обоснование своим суждениям.
• Между мамами состоялся следующий разговор. «Как хорошо рисует ваш сын. У моего же одни каракули. Сколько ни говорю, Чтобы рисовал аккуратно, он каждый раз рисует плохо». – «А вы пробовали его учить?» - «Я часто усаживаю сына рисовать. Но рисунки его плохи. Наверно, у него нет способностей». Права ли в своих догадках мама плохо рисующего ребенка? Какой совет можно дать родителям, желающим развивать умения, способности своих детей?
• Папа купил сыну (2 года 3 месяца) цветные карандаши. Мальчик начал рисовать, но у него ничего похожего на окружающие предметы не получилось. Он сжимал карандаш в руке, линии выходили слабые, на рисунке никак не получалась елка, которую ему так хотелось нарисовать. Мама сказала, что ребенку еще рано рисовать. Но отец настойчиво вкладывал карандаш в руку сына и водил им по бумаге: «Давай вначале вместе нарисуем, потом у тебя одного получится». Он вслух обозначал то, что получалось в процессе совместного рисования, побуждал мальчика самостоятельно узнавать изображенное на бумаге. Проанализируйте поведение родителей, укажите, кто прав и почему.
• Детям 5 лет, живущим в крупном городе, предложили нарисовать дом. Большинство нарисовали традиционный одноэтажный домик, в основе которого был изображен прямоугольник и сверху треугольник. Чем объяснить однообразие, примитивность в изображении дома на рисунках пятилетних городских жителей? С какими ошибками в обучении ребенка рисованию связаны эти явления?
6. Станция «Калейдоскоп изобразительного искусства»
• Как называют художника, отдающего предпочтение изображению моря? Животных? (маринист, анималист)
• Какого русского художника называли "певцом русской природы"? (Ивана Ивановича Шишкина, покажите его портрет
• Какие вы знаете картины этого художника («Сосна», «Рожь», «Утро в сосновом бору»,
• Как называется известная картина Шишкина с медведями? ("Утро в сосновом лесу")
• Жанр живописи, изображающий предметы быта, цветы и т. д. (натюрморт)
• Морской пейзаж (марина)
• Как называют художника, отдающего предпочтение изображению лица человека? Военных действий (портретист, баталист)
• Точная передача произведения художника, сделанная в типографии (репродукция)
• Назовите русского художника-морениста, автора картин: "Волна", "Черное море", и др. (Иван Константинович Айвазовский, покажите портрет
• Какие вы знаете еще его картины?
•. Как звали основателя знаменитой картинной галереи, которая находится в Москве?
• (Петр Михайлович Третьяков)
• Как называют художника, отдающего предпочтение изображению природы? (пейзажист)
• Объект изображения (натура)
• Изображение художника самого себя (автопортрет)
• Один из лучших пейзажей какого художника называется "Золотая осень"? (Исаака Левитана., покажите портрет
• Назовите единственную картину Исаака Левитана, где изображен человек. ("Осенний день в Сокольниках".)
Подведение итогов деловой игры.
6. Решение педсовета :
1. Принять результаты тематического контроля «Организация условий для реализации художественно-эстетического направления в МБДОУ» и сроки по выполнению замечаний и рекомендаций по его итогам.
1. Включать в работу по художественно-эстетическому развитию приёмы рисования по возрастным особенностям детей.
2. Регулярно пополнять уголки художественного творчества.
4. Активно участвовать в конкурсах различных уровней, периодически публиковать свои работы в электронных СМИ.
5. Проводить дальнейшую работу с родителями при участии в детско-взрослых конкурсах поделок и рисунков, выставках разного уровня.
6. Размещать информацию в родительских уголках по данной теме.