Марина Шекель
Педсовет Тема: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка к педагогическому совету:
1. Тематическая проверка : «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»
2. Встреча с работниками районной библиотеки
3. Открытый просмотр занятий – в средней группе – Чермошенцева М. В., в старшей группе – Дядина Е. С.
Цель:
Публикация «Педсовет Тема: „Художественно-эстетическое развитие дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приёмов при работе с художественной литературе.
- Развивать творчество педагогов.
План педсовета :
1. Вступительное слово заведующей
2. Анализ выполнения решений предыдущего педсовета
3. Выступление заместителя заведующей по теме: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»
4. Выступление музыкального руководителя Янышевой О. В. по теме: «Как решаются задачи эстетического воспитания в музыкальной деятельности»
5. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
6. Обмен опытом работы педагогов
7. Подведение итогов педсовета и методические рекомендации
Ход педсовета.
I. Вступительное слово заведующей
II. Анализ выполнения решений предыдущего педсовета
1. Использовать в работе с детьми по социально-коммуникативному развитию разнообразные формы и методы (игровые технологии, ИКТ, проектирование, сотрудничество с социальным окружением).
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели всех групп
Все это выполняется в полной мере, весь образовательный процесс строится на основе игры, каждая тематическая неделя оформляется в виде проекта, на протяжении всего времени детский сад сотрудничает с социумом (посещение музея, библиотеки, дом ремесел и др.)
2. Способствовать обогащению детской игры в части развития диалога, ролевого общения, ролевых отношений и действий, обновлению и пополнению атрибутов игр, их разнообразию в зависимости от возраста детей и планирования.
В группах систематически обновляется и обогащается игровое оборудование, дидактический и наглядный материал в зависимости от возраста детей и планирования.
Можно сделать вывод, что все намеченные мероприятия выполняются соответственно годовому плану на 2014-2015 учебный год.
III. Выступление заместителя заведующей по теме: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»
Какими мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет художественно-эстетическое воспитание. В связи с этим ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
Как решаются задачи эстетического воспитания
в музыкальной деятельности выступление музыкального руководителя Янышевой О. В.
Всегда вызывает восхищение человек интеллектуально развитый, умеющий логически мыслить, концентрировать внимание, обладающий хорошей памятью, физически крепкий. Но достаточно ли этих качеств, чтобы считаться всесторонне развитым?
По настоящему гармоничный человек эмоционально чуток, восприимчив, он способен чувствовать прекрасное и наслаждаться удивительным миром искусства. Огромную роль в эмоциональном развитии играет музыка, как «язык чувств».
Основная задача музыкального воспитания детей дошкольного возраста : развитие эмоционального отношения к музыке, формирование хорошего музыкального вкуса. Эту работу нужно начинать с раннего детства. Не случайно с древних времен любая педагогическая система не мыслилась без изучения музыки, рисования, танцев, иностранных языков, а зачастую эти дисциплины считались ведущими. Американские ученые считают и сегодня, что музыка развивает интеллект и познавательные способности.
Культура – это наследство предыдущих поколений (все художественные ценности, в том числе и музыка). Задача музыкального руководителя состоит в том, что чтобы сформировать у детей эмоционально-оценочное (положительное) отношение к музыке, чтобы каждый ребенок присвоил эти культурные ценности (это моя музыка, я ее люблю). Если с раннего детства музыка запала в душу – то это ребенок присваивает на всю жизнь.
В старшей группе дети уже дают обоснованную, аргументированную оценку музыке. Оценка – это желание ребенка повторно слушать музыкальное произведение. Из числа любимых можно назвать следующие произведения, которые слушают дети: «Тройка» Свиридова, «Испанское болеро» Чайковского из балета «Лебединое озеро», «Мелодия» Глюка, «Шутка» Баха и др.
Как решаются задачи эстетического воспитания детей в музыкальной деятельности? Прежде всего через слушание и восприятие классической музыки, специально отобранной для детей, через использование классической музыки во всех видах музыкальной деятельности (это танцы под классическую музыку, это игра на музыкальных инструментах, это танцевальные и игровые творческие импровизации детей, это музыкальные игры-сказки (ритмопластика, это отношение к музыке самого педагога, выразительный и эмоциональный показ танцев, песен, ритмопластических этюдов и т. д.)
Своим выбором репертуара, своим эмоциональным отношением к музыке, через использование художественного слова, произведений живописи педагог формирует у детей представление об эталонах красоты в искусстве и в жизни.
На музыкальных занятиях активизируется познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.
Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, активизируются все творческие возможности растущего человека.
Музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:
1. Воспитывать и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах, развивать элементарную музыкальную грамотность. Все это позволяет детям действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать.
Чтобы полностью выполнить программные требования, надо хорошо продумать методы и приемы, которые строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. Ведущая роль принадлежит педагогу, который должен строить свою работу, прежде всего с учетом интересов и потребностей каждого ребенка. Музыкально-эстетическое воспитание направленно не только на развитие каких-либо способностей, но и на формирование личности ребенка. Следовательно, методы должны быть едины по своей направленности и обеспечить в конечном счете воспитание эстетического отношения ребенка к музыке.
Конспект
интеллектуальной игры
«Что? Где? Когда?»
на тему «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Цель: повышение компетентности педагогов по данной образовательной области.
Задачи: уточнить и закрепить теоретические знания и практические навыки воспитателей. Формировать навыки позитивного общения воспитателей, умения работать в коллективе.
Методы активизации педагогов:
• блицтурнир – метод мозгового штурма;
• ответы на предлагаемые вопросы – метод дискуссии;
• вопрос родителя – решение педагогических ситуаций;
Игровой реквизит: волчок со стрелочкой, игровое поле, конверты и игровые карточки с заданиями, магнитофон с записью музыкального сопровождения передачи «Что? Где? Когда?», черный ящик; видеозаписи с проблемными ситуациями; мольберт, магнитная доска и магниты, грамоты.
Ход игры:
Заместитель заведующей: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вашему вниманию интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?».
(Звучит музыка из передачи “Что? Где? Когда?”.)
Заместитель заведующей: Мы собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы художественно-эстетического воспитания дошкольников.
Предлагаю считать нашу игру своеобразным «пробегом» по тропе знаний в области развития творческих способностей к художественному творчеству, формированию культуры.
(Звучит музыка из передачи “Что? Где? Когда?”.)
Заместитель заведующей: Сегодня мы начинаем прямую трансляцию весенней серии игр «Что? Где? Когда?», и я хочу представить знатоков:
• воспитатели (Ф. И. О.);
• капитан команды (Ф. И. О.).
(Звучит музыка из передачи “Что? Где? Когда?”.)
Блицтурнир
1. Гжель всем нравится своим цветом. Какой он? (Синий.)
2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан. (Дерево.)
3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (Глина.)
4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (Жостово.)
5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (Золотая.)
6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково Филимоново, Каргополья. (Игрушка.)
7. Профессия мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера в Каргополье. (Гончар.)
8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств из можно отнести? (Скульптура.)
9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились Городецкие мастера. (Прялка.)
1-й раунд
(Крутится волчок. Звучит музыка “Дикая лошадь”
из передачи “Что? Где? Когда?”.)
Вопрос №1
Заместитель заведующей: Итак, против знатоков играет психолог детского сада Васильченко И. Н.
Психолог:
Уважаемые знатоки, известно, что знаменитый физик Исаак Ньютон разложил солнечный луч сквозь трёхгранную призму. И получил разноцветную полоску цветов или цветовой круг, называемые спектром, который состоит из семи цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового).
А теперь вопрос:
Назовите три главных цвета в спектре, и докажите, почему они главные.
(Минута на размышление. После этого знатоки отвечают на вопрос.)
Заместитель заведующей: Внимание! Правильный ответ.
Психолог:
(Красный, желтый и синий - это три главных цвета. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)
Вопрос №2
Заместитель заведующей: Итак, против знатоков играет музыкальный руководитель детского сада Горбань Л. В.
Музыкальный руководитель:
При раскопках древнеегипетского поселения в Фивах были обнаружены обломки известняка с забавными рисунками. На одном из них изображены осел, лев, крокодил и обезьяна.
Внимание вопрос: Чем занимаются животные изображенные на забавных рисунках?
(Минута на размышление. После этого знатоки отвечают на вопрос.)
Заместитель заведующей: Внимание! Правильный ответ.
Музыкальный руководитель: Животные, изображенные на рисунках играют на музыкальных инструментах (осёл и обезьяна — половина крыловского «Квартета»)
Вопрос № 3
«Черный ящик»
Заместитель заведующей: Внимание! «Черный ящик».
(Звучит музыка “Черный ящик” из передачи “Что? Где? Когда?”.
Ассистент вносит черный ящик.)
Заместитель заведующей:
Раньше этот предмет был свинцовым. Вся беда в том, что он пачкал руки. Он прошел стадию обновления и доработки. Им теперь пользуются все взрослые и дети.
(Минута на размышление. После этого знатоки отвечают на вопрос.)
Заместитель заведующей: Внимание! Правильный ответ: карандаш.
«Музыкальная пауза»
Исполняется песня воспитателей на мотив песни «От улыбки» В. Шаинского
(Всем раздаются слова песни)
Вопрос № 4
Заместитель заведующей: Итак, против знатоков играет музыкальный руководитель детского сада Янышева О. В.
Музыкальный руководитель:
Зародился этот насмешливый стихотворный жанр в Древней Греции. Название его происходит от сочетания двух греческих слов — «пара» и «оде», что, буквально, можно перевести как «против од», а иными словами — против высокопарных стихотворений.
Внимание вопрос:
Как же называют эти сатирические стихи.
Минута на размышление. После этого знатоки отвечают на вопрос.)
Заместитель заведующей: Внимание! Правильный ответ.
Музыкальный руководитель:
Такие сатирические стихи зовут пародиями.
Вопрос №5
Заместитель заведующей: Итак, против знатоков играет логопед детского сада Сафонова Е. Г.
Логопед
Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Чтобы овладеть речью, необходима речевая среда, а чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия различных полноценных в художественном отношении произведений и музыкальных жанров. А знаете ли, вы музыкальные жанры?
Внимание вопрос: Жанр музыки, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусства: музыку, вокал, хореографию, драматургию, изобразительное искусство.
Минута на размышление. После этого знатоки отвечают на вопрос.)
Заместитель заведующей: Внимание! Правильный ответ.
Логопед
Жанр музыки, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусства: музыку, вокал, хореографию, драматургию, изобразительное искусство – называется оперой.
Вопрос №6
Заместитель заведующей: Итак, против знатоков играет инструктор по физической культуре Кириченко И. А.
Инструктор по ФК
Христианские праздники на Руси нередко сопровождались своеобразными обычаями. Так, на Троицу срубали дерево, украшали лентами, с пением носили по селу, а потом обламывали с него ветви и разбрасывали по полям, чтобы почва была более плодородной.
Внимание вопрос: А какую песню при этом обычно пели?
(Минута на размышление. После этого знатоки отвечают на вопрос)
Заместитель заведующей: Внимание! Правильный ответ.
Инструктор по ФК: «Во поле березка стояла».