Елена Жалельщикова
Комплект самодельных шумовых детских музыкальных инструментов «Музыкальное чудо-дерево»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская дидактическая разработка «Музыкальное чудо- дерево» (комплект самодельных шумовых детских музыкальных инструментов)
Авторы: музыкальные руководители Елена Александровна Жалельщикова и
Юлия Алексеевна Малая
МБДОУ «Детский сад №441 «Кузнечик» город Нижний Новгород.
Публикация «Комплект самодельных шумовых детских музыкальных инструментов „Музыкальное чудо-дерево“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Самодельные музыкальные инструменты. Шумовой оркестр
- Чудо-дерево. Волшебные и сказочные деревья
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2015
Актуальность Одной из актуальных проблем современности является проблема развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. В этой связи необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно - экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В данной деятельности наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащие в основе самодвижения, саморазвития дошкольников, ребенок развивается любознательным, самостоятельным, с креативным мышлением.
По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания и освоения.
Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.
Теоретические основы В музыкальном образовании процесс экспериментирования способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формированию его интеллектуальной компетентности.
Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. Знакомство с различными звуками должно быть первой ступенью вхождения ребенка в мир музыки. В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику и т. п., в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.
В процессе интеллектуального и музыкального развития ребенка существенную основу составляют процессы саморазвития. Они существенно отличаются от процессов развития, детерминированных взрослыми, и являются результатами творчества самого ребенка, поражающими своей непосредственностью и оригинальностью. Так, при экспериментировании дети иногда добиваются таких результатов, какие им трудно получить в других формах деятельности. Важно подчеркнуть, что в процессе собственной активности перед детьми открываются новые горизонты развития.
Проблемой детского экспериментирования, которое имеет непосредственное отношение к саморазвитию дошкольников, много лет занимались ученые А. Н. Леонтьев, С. Л. Новоселова, Н. Н. Поддьяков. На основе их исследований были сформулированы следующие основные положения:
1) экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников;
2) в экспериментировании мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная форма экспериментирования, продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования);
3) экспериментирование лежит в основе любого процесса детского творчества;
Экспериментирование пронизывает все сферы детской жизни, другие виды деятельности, в том числе и игровую, которая возникает значительно позже экспериментирования, но затем приобретает статус ведущего вида деятельности.
Активное осознание ребенком окружающего мира происходит в действенной форме, ею могут быть художественная, конструктивная деятельность, ручной труд. Выбор зависит от особенностей деятельности. Она должна быть продуктивной, преобразовательной, отражающей реальную действительность. Эти особенности (функции) деятельности дают ребенку возможность вступать в непосредственные контакты с объектами (или предметами, проявлять инициативу, способности, творчество.
Основная идея методики Карла Орфа – самостоятельный поиск детьми музыкантов внутри себя через обучение игре на простых музыкальных инструментах, таких как цимбалы, маракасы, колокольчики, треугольники, ксилофон, металлофон и самодельные шумовые музыкальные инструменты.
«Музыкальное чудо- дерево»(комплект самодельных шумовых детских музыкальных инструментов-игрушек из подручных и природных материалов для экспериментирования со звуками для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет).
Цели:
1. Интеллектуальное и музыкально-сенсорное развитие детей дошкольного возраста;
2. Реализация самостоятельной музыкальной творческой деятельности детей через музыкальное экспериментирование со звуками.
Материалы и оборудование:
Макет дерева на подставке
и
авторский набор самодельных музыкальных шумовых инструментов:
Весёлые звоночки
- венчики для взбивания яиц и звенящие шарики для котят;
Дружные колокольчики
- 5 колокольчиков для рыбной ловли и подвеска потолочная «Листики»;
Волшебный ветерок
- дверная подвеска из небьющегося стекла «Ветерок» и подвеска потолочная «Листики»;
Стеклянный шум
- фонарик- сувенир из небьющегося стекла «Птичка в клетке»с наполнителем- набор стеклянных шариков;
Птичкина радость
- сувенир из небьющегося стекла «Птичка в клетке»с наполнителем- пшено;
Стучалка деревянная
- заготовка деревянной лошадки и деревянная палочка;
Стучалка металлическая
- крышка от кастрюльки и половник из набора детской металлической детской посуды;
Шуршики
- нарезанные пакеты сувенирные и прищепки для пакетов;
Бабочки- трещотки
- набор плоскостных бабочек из пластмассы, прищепки бельевые на декоративном шпагате;
Барабан-великан
- большой цилиндрический пищевой контейнер с завинчивающейся крышкой с наполнителем- грецкие орехи, вместо барабанных палочек- пластмассовые детские ложечки на декоративном шпагате;
Барабан- малыш
-маленький цилиндрический пищевой контейнер с завинчивающейся крышкой с наполнителем- жёлуди, вместо барабанных палочек- пластмассовые детские ложечки на декоративном шпагате;
Ксилофон «Радуга»-
гребень с нанизанными на зубья пустыми корпусами от фломастеров и пластмассовая детская ложечка на декоративном шпагате.
Дидактическая авторская игра «Музыкальное чудо- дерево» для детей младшего возраста. (Жалельщикова Е. А.)
Музыкальный руководитель:
Посмотрите, детвора! Я вам чудо принесла!
Удивляется народ- чудо –дерево растёт!
Не цветочки на нём, не листочки на нём,
Инструменты шумовые – музыкальные!
Саша к дереву пойдёт, что понравится- сорвёт!
(ребёнок выбирает понравившийся музыкальный шумовой инструмент)
Ну-ка, Саша, вот так поиграй
(показывает приёмы игры)
На что эти звуки похожи- отгадай!
Может это ветерок или радостный звонок?
(обязательно дать два варианта ответа (по методике Э. П. Костиной)- дети помогают отгадывать).
Правильно, ребята, отгадали,
А как бы вы этот инструмент назвали?
(варианты ответов детей)- музыкальный руководитель предлагает лучший вариант, хвалит детей, показывает приёмы игры на инструменте.
Музыкальный руководитель:
Маша к дереву пойдёт, что понравится- сорвёт!
(ребёнок выбирает понравившийся музыкальный шумовой инструмент)
Ну-ка, Маша, поиграй,
На что эти звуки похожи- отгадай!
(обязательно дать два варианта ответа)- дети помогают отгадывать.
Правильно, ребята, отгадали,
А как бы вы этот инструмент назвали?
(варианты ответов детей) - музыкальный руководитель предлагает лучший вариант, хвалит детей. В заключение предлагает детям поиграть на всех инструментах
Музыкальный руководитель:
А теперь, детвора
Нам в оркестр играть пора!
Только слаженно и дружно
Нам играть в оркестре нужно.
Громко, сильно не стучите,
Вы игрушки берегите!
Музыку слушайте внимательно
В ритм попадайте обязательно!
Шумовой оркестр «Ах вы сени»