Наталья Салина
Доклад «Обучение детей на шумовых музыкальных инструментах»
▼ Скачать + Заказать документы
Существует несколько разновидностей детского оркестра: шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда, ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов, смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).Я расскажу вам только об организации шумового оркестра.
Публикация «Доклад „Обучение детей на шумовых музыкальных инструментах“» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Самодельные музыкальные инструменты. Шумовой оркестр
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Д. Б. Кабалевсий утверждал, что не умеющий слышать музыку никогда не научится по-настоящему хорошо ее исполнять Поэтому первоначально воспитанники на музыкальных занятиях превращаются в слушателей. Сначала дети слушают звуки окружающего мира: звуки природы, улиц города, дома. Потом учатся различать деревянные, металлические, стеклянные звуки, издаваемые обычными предметами.
А сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
Игра «Человек -оркестр»
Далее знакомлю детей с шумовыми музыкальными инструментами : их видами, внешностью, звучанием, способами извлечения звука. На данном этапе работы дети изучали инструменты не только фабричного производства, но и учились изготавливать их своими руками. Дети, совместно с родителями, создавали самодельные шумовые инструменты : барабаны, деревянные палочки, колотушки, колокольчики, шаркунчики. Дети играли на них, вслушивались в звуки, которые они издают. В этот период происходило знакомство со свойствами звука: высотой (звуки высокие и низкие, ритмом (звуки долгие и короткие) динамикой (звуки громкие и тихие, тембром (разная окраска звуков). Для закрепления этих музыкально-слуховых представлений использовались различные музыкально-дидактические игры с инструментами : "Музыкальные загадки" (дети угадывают по звучанию музыкальный инструмент, "Музыкальное лото" (дети по звучанию инструмента определяют направление мелодии вверх или вниз). Музыкально-дидактические игры помогают развивать в детях определенные умения и навыки, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно. Поэтому я применяю в своей работе различные игры, способствующие более эффективному обучению игре на музыкальных инструментах
При обучении игре на шумовых музыкальных инструментах в качестве записи нот использую различные фигуры: звездочки, квадраты. Каждая соответствует партии одного инструмента. Дети смотрят на графическую партитуру, определяют, в какой последовательности им нужно играть. Получается очень слаженный, шумовой оркестр.
При обучении игре на металлофоне наклеивала цветные квадраты на клавиши, а также на листе тетради в определенной последовательности. Ребенок смотрел в эту тетрадь и как по нотам играл на инструменте. Таким образом, дети разучивают и исполняют мелодии "Веселые гуси", русскую народную мелодию "Во поле береза стояла", песню «Пирожки". Одна из разновидностей шумового оркестра – Ансамбль ложкарей (средняя и старшая группы). В него включаю и других инструментов. Для игры в ансамбле привлекаю не более 7-8 детей. Сначала играют в медленном темпе, а затем - в соответствии с характером и средствами выразительности произведения.
Перед исполнением произведения вместе с детьми обсуждаю, какие инструменты понадобятся для игры. Например, если в пьесе две контрастные части и первая веселая, шутливая, а вторая нежная, мягкая, то можно использовать сначала погремушку, бубен (вместе или поочередно, а потом колокольчик, треугольник, маракасы. Учитываю желания детей в выборе музыкального инструмента.
Упражнение “Уточки”
Наши уточки с утра:
кря-кря-кря (поют дети)
кря-кря-кря (звуки инструмента)
Наши гуси у пруда:
га-га-га (поют дети)
га-га-га (звуки инструмента)
Наши курочки в окно:
ко-ко-ко (поют дети)
ко-ко-ко (звуки инструмента)
После таких упражнений дети играют дружнее, слаженнее.
Продолжая развивать взятую попевку на следующем занятии, ставлю перед детьми задачу узнать её по мелодии, спеть её, прохлопать ритм. И только после того, как все дети хорошо усвоят ритм, переходим к игре этой попевки на инструменте.
Музыкальный номер с применением шумовых инструментов показываю на открытых мероприятиях и праздниках в сопровождении аккомпанемента или параллельно звучащей фонограммой. Этот вариант эффективно использую на праздничных мероприятиях, где музыканты родители - музыкальный номер без предварительной подготовки.
В перспективе на будущее, хотелось бы, использовать игры на акустических музыкальных инструментах. Познакомить детей с электронным музыкальным инструментом - с MIDI-синтезатором (синтезатором, который подключен к компьютеру, который позволит экспериментировать с электронными звуками. Для дошкольников откроется широкий спектр звучания и комбинирования различных музыкальных инструментов.
Диагностические методики, согласно требованиям ФГОС, распределены по пяти направлениям. В одно из которых, под названием «Художественно-эстетическое развитие», входит образовательная деятельность «Музыка». Содержание которой направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку
ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Показатель развития – сформирован.
Ребенок имеет элементарные представления о некоторых музыкальных инструментах, может рассказать об их внешнем виде, характере звучания, способах звукоизвлечения; различает по тембру звучания детские музыкальные инструменты и называет их (бубен, барабан, металлофон, ксилофон, треугольник, маракасы); владеет простейшими навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофон, ксилофон, треугольник, бубен, маракасы, румба и др.); различает основные свойства музыкального звука : высоту (высокий, низкий, динамику (громкий, тихий, длительность (долгий, короткий, тембр (окраска звука).
Показатель развития – находится в стадии формирования
представления о музыкальных инструментах ограничены; различает по тембру звучания два-три детских музыкальных инструмента, может их назвать, узнает их изображение на картинках; исполняет с помощью педагога несложные ритмические рисунки и знакомые поповки на детских музыкальных инструментах; с частичной помощью педагога различает основные свойства музыкального звука.
Показатель развития –не сформирован.
представления о музыкальных инструментах скудные; различает по тембру звучания одного-двух детских музыкальных инструментов, узнает их изображение на картинках; неточно воспроизводит ритмический рисунок знакомой попевки, затрудняется в воспроизведении даже несложной мелодии; затрудняется в различении основных свойств музыкального звука.