Наталья Гараган
Автоматизация звуков в речи
▼ Скачать + Заказать документы
Автоматизация звука - это этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука.
Он направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи.
Заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
Публикация «Автоматизация звуков в речи» размещена в разделах
Наконец, начал получаться "трудный" звук. Это означает, что звук поставлен, но это ещё не конец работы. Ребенку всё ещё трудно произносить его в свободной речи. Особенные трудности вызывают слова, в которых "трудный" звук встречается не один раз, или рядом с ним находятся другие, не менее "трудные" звуки, или слово слишком длинное, а когда малыш торопится поделиться интересной новостью - "трудный" звук вообще пропадает или становится таким же неправильным, как был раньше. В чём же причина? Неужели все эти недели, а иногда и месяцы тяжелой работы прошли даром? Совсем нет!
Постановка звука предполагает, что данный звук произносится изолированно от других, т. е. вне слова или предложения. Иными словами, неправильное произношение звука можно сравнить с вредной привычкой, от которой, порой, совсем нелегко избавится. Когда ребенок научился правильно произносить звук, то теперь необходимо искоренить вредную привычку говорить его неправильно и укрепить (привыкнуть) произносить этот звук так, как нужно. Для того, чтобы закрепить произношение звука, нужно его автоматизировать.
Начинать закрепление звука или его автоматизацию можно только после того, как мы убедились в том, что ребенок может самостоятельно, без затруднений, свободно произнести поставленный звук.
Теперь нужно заняться введением поставленного звука сначала в слоги, затем в слова, в предложения, потом перейти на более сложный материал - чистоговорки, скороговорки, стихи, тексты. Автоматизацию звука на каждом этапе необходимо проводить последовательно. Нельзя переходить к более сложному материалу, пока не усвоен материал предыдущего этапа. Автоматизация звука ставит своей целью правильное его произношение во фразовой речи.
Залогом успешного и быстрого овладения ребенком правильным произношением поставленного звука является понимание окружающих взрослых, что для ребёнка это сложнейший труд. Не стоит требовать от него мгновенных результатов. Сначала необходимо постоянно обращать внимание ребенка, если вдруг звук не получился. Но делать это нужно корректно - просто произнести неполучившееся слово правильно, акцентируя внимание на проблемный звук, т. е. произнести его утрированно - более четче и длиннее обычного. И только по истечении некоторого времени просить малыша повторить за вами "сломанное" слово правильно.
Но что же делать, если процесс включения поставленного звука в речь, по вашему мнению, слишком затянулся? Здесь, прежде всего, необходимо помнить, что дети не могут постоянно контролировать свою речь, а делать это нужно именно постоянно! Поэтому мы, взрослые, должны взять эту ношу на себя, так как только постоянный контроль гарантирует быстрое включение звука в речь.