Оксана Мащенко
Конспект занятия по автоматизации звука [Р] в слогах и словах
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Автоматизация звука [Р] в слогах и словах»
ЦЕЛЬ: Обучение правильному произношению звука [Р] в слогах и словах.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
Формировать практические умения и навыки пользования правильной речью.
Формировать звуковой анализ слова.
Развивающие:
Развивать правильное речевое дыхание.
Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать зрительное восприятие.
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия по автоматизации звука [Р] в слогах и словах» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Вызывать стремление оказать помощь в трудной ситуации.
Оборудование: логопедический тренажер «Дэльфа», разрезные картинки, игра «Собери цветок», цветные магниты.
Ход ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Логопед: имя ребенка, у меня есть знакомый мальчик, он живет во Франции и приехал он к нам, чтобы посмотреть нашу замечательную страну. Но чтобы во время путешествия вам было легко друг друга понимать, ему необходимо научиться правильно произносить звук [Р]
имя ребенка: Да.
II. Постановка цели
Логопед: Давай ему поможем. Покажем, как правильно произносить этот звук.
III. Артикуляционная гимнастика
Логопед:
1. «Улыбка»
2. «Окошечко»
Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком»,
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
3. «Чашечка»
Ш – чтоб звук красивым вышел,
шире язычок и выше.
Ребенок делает язычок «Чашечкой», подняв бока языка.
К верхним мы прижмем зубам,
чтобы ветерок бежал.
Ребенок выполняет
4. «Вкусное варенье»
Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его «чашечкой» в ротик к себе.
5. «Фокус»
Я «чашку» выведу вперед,
С нее подую вверх.
И теплый воздух обдает
Мой носик, например.
6. «Не разбей чашечку»
Широко открыт мой рот,
Ходит «чашка» взад-вперед.
Логопед: имя ребенка, наше путешествие будет долгим, давай подкрепимся чашечкой горячего чая? Чтобы его остудить, надо сильно и длительно подуть.
IV. Развитие речевого дыхания
Выполнение упражнения «Чашка чая» на логотренажере.
V. Изолированное произношение звука [Р]
Логопед: В наше путешествие мы отправимся на паровозе, а чтобы он быстрее нас довез, нам нужно правильно и красиво произнести звук [Р]. Возьми, пожалуйста, микрофон. Произносим звук [Р] громко и долго, так, чтобы облако поднялось как можно выше.
(Выполнение упражнения «Паровоз» на логотренажере)
VI. Характеристика звука [Р]
Логопед: Пока мы едем, давай дадим характеристику звуку [Ш]. имя ребенка, какой это звук? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?
имя ребенка. Этот звук согласный, сонорный, звонкий, твердый.
Логопед: Молодец, имя ребенка!
VII. Физкультминутка
Логопед: А сейчас я предлагаю сделать небольшую разминку. Ну как, ты согласен?
имя ребенка. Согласен! (Импровизация движений)
Логопед:
«Умеют все ребятки
С носочка встать на пятки,
Вдохнуть и потянуться
Присесть и разогнуться»
Логопед: Но посмотрите в окошко. За окном показался сказочный замок.
VIII. Автоматизация звука [Р] в слогах. Речевая разминка
Логопед: давайте посмотрим, что произойдет с замком при произнесении слогов. Послушай, как я скажу, и повтори так же:
Логопед: РА-РУ-РА
имя ребенка. РА-РУ-РА
Логопед: РО-РА-РО
имя ребенка. РО-РА-РО
Логопед: РУ-РО-РУ
имя ребенка. РУ-РО-РУ
Логопед: РУ-РА-РА
имя ребенка. РУ-РА-РА
Логопед: Молодец, имя ребенка!
(Выполнение упражнения «Сказочный замок» на логотренажере)
IX. Автоматизация звука [Р] в словах. Игра «Собери цветок»
Логопед: А вот мы проезжаем красивый луг, где растут загадочные цветы, на самом красивом цветке сидит бабочка, но она сейчас спит, давайте ее разбудим.
имя ребенка.
Логопед: Но посмотри, у одного из цветов ветер разбросал лепестки, давай его соберем. (Ребенок собирает цветок)
Логопед: Посмотри, на лепестках какие-то картинки. Назови их. (Ребенок определяет место звука в слове)
Логопед: Молодец, имя ребенка! Ты правильно и красиво произнес звук [Р]!
X. Развитие конструктивного праксиса. Разрезные картинки.
Логопед: имя ребенка, но мы до сих пор не знаем имя нашего французского друга, но он нам предлагает подсказку. ( Ребенок собирает картинки: рыба, индеец, носки)
Логопед: имя ребенка, что же у нас получилось? Назови картинки.
Какой первый звук в слове «р-р-ыба»? (Р)
Какой первый звук в слове «о-о-са»? (О)
Какой первый звук в слове «н-н-оски»? (Н)
Произнеси еще раз эти звуки по порядку.
имя ребенка: Р, О, Н
Логопед: РОН – да это же имя мальчика!
Давай мы с тобой выложим эти звуки фишками на магнитной доске.
XI. Выкладывание схемы слова «ШОН»
Звуковой анализ слова «РОН»
Логопед: имя ребенка, почему ты выбрал для звука [Р] синюю фишку?
имя ребенка: Потому что, звук [Р] – согласный, сонорный, твердый, звонкий.
Логопед: имя ребенка, почему ты выбрал для звука [О] красную фишку?
имя ребенка: Потому что, звук [О] – гласный.
Логопед: имя ребенка, почему ты выбрал для звука [Н] синюю фишку?
имя ребенка: Потому что, звук [Н] – согласный, твердый, глухой.
Логопед: имя ребенка, сколько гласных звуков в этом слове? Сколько согласных? А сколько всего звуков в этом слове?
имя ребенка: Один гласный, два согласных. Всего три звука.
XII. Итог
Логопед: имя ребенка, ты молодец, помог Рону правильно призносить звук [Р]! Теперь он без труда сможет сам путешествовать по нашей стране. А теперь нам пора возвращаться домой.
Логопед: Тебе понравилось наше путешествие?
А что тебе больше всего понравилось больше всего?
Вывод: Логопедический тренажер Дэльфа-142.1. представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Он позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, использовать различный стимульный материал (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь, работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.