Шмыкова Евгения
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в прямых слогах и словах
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука «Р»
в прямых слогах и словах
(подгрупповое занятие, группа предшкольной подготовки)
Цель: автоматизировать поставленный звук Р в прямых слогах и словах
Задачи:
коррекционно-развивающая: формировать четкие произносительные навыки, развивать фонематический слух и внимание, учить четко проговаривать звук в отдельных слогах и словах
Публикация «Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в прямых слогах и словах» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
воспитательные: воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи
Материал:
Персонаж «Незнайка», игрушка машинка, зеркало, карточки для выполнения артикуляционной гимнастики, звуковая дорожка с изображением тигренка, карточки с картинками, картонные полочки, конверт с письмом, карточки со слогами, игрушечные моторчики.
Ход занятия:
Вводная часть:
Логопед. Дети,сегодня к нам в гости пришёл один интересный персонаж из мультфильма, ему интересно посмотреть, как вы ребята умеете делать артикуляционную гимнастику и правильно произносить звук «Р», наш гость совсем не знает этот звук и очень хочет научиться у вас правильно его говорить.
Но чтобы узнать кто же наш гость, надо разгадать загадку! Слушайте внимательно:
У кого большая шляпа?
Кто бездельник и растяпа?
Знает то, не знает это.
Но дает всегда советы.
Этот маленький мальчишка
Болтунишка, хвастунишка.
Он поет под балалайку,
Коротышка наш… (НЕЗНАЙКА)
(Дети отгадывают загадку и появляется Незнайка)
Логопед : Конечно это Незнайка, ему нужно идти в школу, но он не умеет выговаривать звук Р и волнуется, что его не возьмут в первый класс.
Поэтому он пришел за помощью к нам и мы ему обязательно поможем, правда?
Дети отвечают: конечно поможем!
Незнайка приготовил для вас ребята, интересные задания, чтобы вы научились еще лучше произносить звук Р, а он смог познакомиться с этим звуком, и как и вы научился его говорить.
Чтобы звук Р получился красивым и правильным мы подготовим наш язычок и сделаем гимнастику для разминки.
Дети под руководством логопеда выполняют артикуляционные упражнения, логопед следит за точностью выполнения, все упражнения выполняются перед зеркалом.
1. Артикуляционная гимнастика упражнение на подъем языка вверх:
• «Лошадка» (Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы, широко открывая рот щелкать языком, присасывая его к нёбу, медленно и сильно)
• «Грибок» (Рот открыт, губы в улыбке, видны все зубы, широкий язык присосать к нёбу и удерживать насчет от 1до 10, повтор 4-5 раз)
• «Маляр» (Рот открыт, видны все зубы, кончиком широкого языка гладим нёбо от зубов к горлу, не отрывая его от нёба)
• «Утюжок» (Рот открыт, губы в улыбке, видны все зубы. Кончиком широкого языка поглаживаем «бугорки» альвеолы за верхними зубами, вперед-назад (не отрывая язык от нёба). Нижняя челюсть неподвижна.
• «Барабан» (Рот открыт, губы в улыбке, видны все зубы. Кончиком широкого языка (от упражнения грибок) с силой ударяем в альвеолы за верхними зубами, произнося при этом звук «д-д-д-д-д», боковые края языка сильно прижимаем к коренным зубам)
Основная часть:
2. Логопед : Посмотрите, что это у меня на столе? (ставлю игрушку - машинку)
Ответы детей: Машинка
Логопед : давайте вспомним как заводится моторчик у машинки?
Ответы детей: Др-др-дрррр, дрррр (длительное произношение «Р»)
Логопед : да точно, так гудит моторчик у нашего автомобиля
(использование звуковых дорожек для закрепления длительного произношения звука «Р»)
3. Логопед : Незнайка очень хочет послушать, как вы умеете говорить слоги с трудным звуком «Р», давайте сначала порычим как тигрята «РРРР».
Логопед четко произносит прямые слоги со стечением согласных звуков, дети повторяют:
дра- дро- дру- дры, тра- тро- тру- тры, кра- кро- кру- кры, гра-гро-гру-гры, пра- про-пру- пры.
4. Логопед : Первое задание которое приготовил для вас наш герой, это игра «Разложи по полочкам»
Посмотрите, у меня есть три полочки и картинки, вы должны разложить картинки в таком порядке; если звук Р находится в начале слова, то надо положить картинку на первую полку, если в середине, то на вторую полку, а если в конце слова, то на третью.
Ребенок называет то, что изображено на карточке, четко проговаривая, автоматизированный звук, а затем кладёт ее на нужную полочку.
( картинки: ракета, радуга, носорог, веер, робот, дорога, рыба, барабан, комар, корабль, катер, жираф)
5. Логопед : У Незнайки для нас еще одно задание, посмотрите, что в руках у нашего гостя?
Дети отвечают: у него письмо
Логопед : Да, верно, он принес письмо и просит, чтобы мы помогли ему прочитать,
что в нем написано?
Логопед открывает конверт, в письме записаны чистоговорки, которые дети должны повторить, а так же карточки на которых крупно написаны слоги (Ра-ра-ра, ро-ро-ро,
ру-ру-ру, ры-ры-ры, по очереди показываю карточки и произношу чистоговорки).
Ра-Ра-Ра- на улице жара, Ро-Ро-Ро -Миша нам принес ведро, Ру-Ру-Ру Саша видел кенгуру, Ры-Ры-Ры в лесу есть комары.
Незнайка: Спасибо вам ребята, теперь я научился произносить звук Р и проговаривать чистоговорки, и меня точно возьмут в школу.
6. Логопед : Незнайка хочет посмотреть насколько вы у нас внимательные и проведёт
с вами такую игру «Хлопни -топни» (игра на развитие фонематического слуха)
Логопед : если услышите звук «Р» в словах нужно хлопнуть в ладоши 1 раз, а если этого звука нет, нужно топнуть ногой 1 раз.
Слова : корона, рыба, мама, картошка, мальчик, часы, Буратино, радуга, бочка, цветок, ворона,мотор, слон, гора, нора, шутка, мышка.
7. Заключительная часть:
Логопед : Нашему гостю Незнайке очень понравилось, как вы сегодня занимались и старались выполнять задания, скажите дети, а что понравилось вам?
(Ответы детей)
Логопед : Давайте на прощание сделаем подарки для Незнайки, чтобы он нас не зыбывал, раскрасим для него картинки, в названиях которых есть звук «Р»
(дети выбирают понравившиеся картинки, раскрашивают и дарят Незнайке)