Светлана Маковеева
Конспект занятия «Автоматизация звука [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня у нас очень интересное занятие. Но чем мы будем заниматься, это пока маленький секрет. Сейчас я прочитаю вам рассказ Е. И. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву Р». Это и будет подсказка. Слушайте.
II. Знакомство с новой темой:
1. II. Чтение рассказа Е. И. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву Р».
Мальчик Женя не умел говорить букву "р".
Ему говорят:
- Ну-ка, Женя, скажи: "пароход".
А он говорит: "палоход".
- Скажи: "таракан".
А Женя говорит: "талакан".
- Скажи: "рыба".
А он говорит: "лыба".
Публикация «Конспект занятия „Автоматизация звука [Р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Все ребята во дворе над ним смеялись. Вот Женя однажды играл с ребятами, сказал тоже что-то неправильное. И ребята стали его дразнить.
Тогда Женя обиделся и залез на крышу. Там на дворе стоял маленький домик, невысокая баня. Лежит Женя на банной крыше и тихонько плачет.
Вдруг на забор прилетела ворона и здорово так каркнула:- Крррааа.
Женя тоже каркнул - только получилось: "клллааа".
А ворона посмотрела на него, наклонила набок голову, прищё лкнула клювом и давай выговаривать на разные лады:- Каррр, краа, кррр, ррра, ррра.
У Жени получается: "клавла, кллл, клклкл".
Полчаса кричал Женя по-вороньи, язык во рту в разные места ставил и дул изо всех сил. У него и язык устал, и губы распухли. И вдруг так хорошо у него получилось.
- Крррррррраааа!
Так хорошо "ррр" получается, словно куча камней по камушкам в разные стороны раскатывается: "ррррр".
Обрадовался Женя и полез с крыши.
Торопится, лезет и всё время каркает, чтобы не забыть, как "р" выговаривается. Лез, лез и свалился с крыши, да крыша-то банная, баня невысокая, и в куст смородины он упал - не ушибся. Встал Женя, побежал к ребятам, смеётся, радуется и кричит:
- Я "рры" научился говорить!
- А ну, - говорят ребята, - скажи нам что-нибудь.
Женя думал, думал и сказал:
- Паверрррррр.
Это Женя хотел сказать "Павел", да спутал.
Вот как обрадовался!
2. Беседа по вопросам.
А теперь ответьте мне на вопросы:
-Какой звук не выговаривал мальчик Женя?
-А какой звук он говорил вместо звука «Р»?
- Так кто догадался, о каких звуках мы сегодня будем говорить?
Сегодня мы будем учиться различать и правильно произносить звуки «Р» и «Л». Посмотрите как они выглядят. (Слайд 1)
Но сначала потренируемся.
3. Артикуляционная гимнастика (Слайд 2) :
Заборчик;Вкусное варенье;Лошадка;Почистим зубки.
4. Дыхательная гимнастика: «Регулировщик».
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р».
. Игра «рыбка и колокольчик» (Слайд)
Внимание! Сейчас я буду произносить слова. Если вы услышите в слове звук р, пустите рыбку поплавать если услышите звук л, попробуйте «позвонить в колокольчик»
ФИЗМИНУТКА «Солнышко».
Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).
6. Повторение чистоговорок:
Ла – ла – ла – лопата и пила,
Ра – ра – ра – высокая гора,
Ло – ло – ло – как на солнышке тепло,
Ру – ру – ру – коза грызет кору,
Ла – ла – ла – ласточка гнездо взвила,
Ры – ры – ры – прилетели комары.
7. Игра «Покажи где летит?» (Слайд)
Послушайте: ррр-летит самолет близко (приложите руки к груди и произнесите «ррр»). «Ллл» - улетел самолет далеко (отодвигаются руки в стороны).
Дети, постарайтесь услышать в словах, которые я назову, звук «Р». Если услышите, прижмите руки к груди. Слушайте: хобот, робот, танец, ранец, игла, пары, полы, ложки, рожки. Молодцы!
8. Стихи-добавлялки (Слайд) :
Дедушку зовут Лука, у него болит (рука)
На столе с картошкой плошка, за столом голодный… (Прошка)
Рисовал художник ламу и картину вставил в (раму)
Приготовил повар Пров вкусный и душистый … (плов)
Друг позвал меня на пир, ел я торт и чай я (пил)
В блеске солнечных лучей по земле бежит (ручей)
9. Игра «Поменяй звуки» (Слайд).
Заменить звук [Л] на звук [Р] в словах. Какие слова получились?
Лак — рак, лов —., ложки —., лама —. Лука —., бал —., дал —. ,
жал —., мил —., игла —., блошка —., ложь —., жил —., свалка —.
10. Игра «Определите позицию звука в слове»
Рак, рука, муравей, тигр, лягушка, полюшко.
III. Итог. Сегодня все очень хорошо занимались.
-Какие звуки мы сегодня проговаривали?Эти звуки придут ещё к вам на занятие и просят выучить для них скороговорку: «Тигры время коротали, вместе с громом рокотали».
1. Уточнение артикуляции звуков.
- Из всех звуков звук [р] — самый трудный и коварный. Он не получается у многих детей, в том числе и у многих ребят нашей группы. Поэтому наша общая задача – помочь товарищам «покорить» этот звук. Чаще всего вместо [р] выговаривается похожий на него звук [л].
Кстати, даже у воронят не сразу получается карканье. Я однажды наблюдала, как подросший вороненок кричал: „Пек-пек-пек". „Карр-карр-карр", — терпеливо повторяла ворона. „Пек-пек-пек", — сердился малыш. Потом вдруг закаркал, но получалось у него примерно так: „Ллак-ллак-ллак".
Сегодня мы будем учиться различать звуки [р] и [л] и правильно выговаривать их.
Когда вы произносите звук [л], то кончик языка упирается в верхние зубы. (Показ воспитателем и произнесение детьми.) Когда произносим звук [р] кончик языка касается бугорков на потолочке в ротике-домике, а когда мы выдыхаем воздух, он дрожит. (Показ и произнесение)
2. Игра "Услышь звук" (определение наличия звука в слогах и словах).
Я буду называть слоги. Если вы услышите в звук [р], пустите рыбку поплавать (движение кистью руки от себя, если услышите звук [л], попробуйте позвонить в «колокольчик».
Будьте внимательны: ла, ва, на,ра, са, ла, да, ра, фа, ла, ка, ча, ла, ра и т. д.
(Дети все вместе выполняют задание, воспитатель следит за их движениями, объясняет ошибки.)
Сейчас я буду произносить слова: праздник, полка, полосатая, рыжая, лев, зебра, муравьи, ползают, прыгают.
3. Игра "Подбери слово" (подбор слов на заданный звук).
Поиграем в игру, в которой вы мне назовете слова со звуком [р]. (Воспитатель бросает детям мяч, в ответ дети называют слово с нужным звуком)
А теперь назовите мне слова со звуком л
4. Отгадывание загадок.
Отгадайте загадку. Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает. Что это? Лук.
Воспитатель. Почему выдумаете, что это лук? Дети отвечают.
Какой звук слышится в слове лук — [л] или [р]? Дети отвечают.
Послушайте еще одну загадку: Начинает он копать, Заменяет сто лопат. Что это? Экскаватор.
Воспитатель. Почему выдумаете, что это экскаватор? Дети отвечают.
Какой звук слышится в этом слове — [л] или [р]?Дети отвечают.
Произнесите это слово так, чтобы в нем отчетливо слышался звук [р].Дети выполняют.
Еще одна загадка. Стоят в поле сестрички: Желтые глазки, белые реснички. Что это?
Почему вы думаете, что это ромашки? Дети отвечают.
Какой звук слышится в этом слове — [л] или [р]? Дети отвечают.
Произнесите это слово так, чтобы в нем слышался звук [р]. Дети выполняют.
Стих Городецкий: «Весенняя песенка»
Воспитатель организует игру «Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара Смотрит влево,
Смотрит вправо, Смотрит вверх,
Смотрит вниз,Чуть присела на карниз
И с него свалилась вниз.
*Скатилась и забыла, как называются дни недели, давайте поможем ей их вспомнить
Воспитатель предлагает детям назвать первый, второй, пятый… дни недели.
(спрашивает 4 – 5 человек)
Хорошо, Варвара говорит нам спасибо, дни недели она вспомнила, но как ей посчитать от 5 в обратном порядке.
Основной этап (10 – 15 мин)
Правильно, он необычен тем, что на его лепестках написаны загадки, давайте их прочитаем и отгадаем.
1. Похожи точно родные сестренки, У него уголки и сторонки,
В ворота его не закатишь, как мяч, И он за тобою не пуститься вскачь.
Фигура знакома для многих ребят. Его вы узнали? ведь это… квадрат
2. Растянули мы квадрат И представили на взгляд,
Но кого он стал похожим Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник – Стал квадрат…прямоугольник
3. Нет углов у меня
И похож на блюдце я, На медаль, на блинок,
На осиновый листок. Людям я старинный друг.
Называют меня… круг
4. Он похож так на яйцо Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность – Очень странная наружность:
Круг приплюснутым вдруг стал Получился здесь… овал!
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости – они тоже геометрические фигуры, посмотрите, может вы какие - то узнаете? Воспитатель выставляет в ряд объемные геометрические фигуры – куб, цилиндр, конус. Воспитатель предлагает поиграть в игру. Нужно разбиться на группы, кто – то будет изображать квадрат, кто- то прямоугольник, кто – то треугольник, а потом все вместе круг и овал.
Физминутка: «Изобрази геометрическую фигуру» (с помощью веревки, связанной в круг, для этого нужно договориться, кто с кем и что будет изображать) :- построим круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник
На столах в подставочках лежит раздаточный материал: по 5 треугольников,5 квадратов, двух полосные карточки на каждого ребенка.
Воспитатель предлагает выполнить задание: а/ расположить в верхнем правом углу 1
треугольник, в верхнем левом углу 2 квадрата, в середине 1 квадрат, в нижнем левом углу 2 квадрата, в нижнем правом углу 1 треугольник.
- Алеша, проверь, правильно ли Настя расположила фигуры?
б/ на верхнюю полоску положите 4
треугольника, а на нижнюю полоску положите 5 квадратов.
Что вы скажите про треугольники и квадраты?
- Ребята, а как вы узнали чего больше – квадратов или треугольников? Правильно нужно наложить квадраты на треугольники. А как сделать, чтобы их было поровну (2 способа).