Лучший педагог года

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. Обучение рассказыванию по картине «Зайц. Зима»

Кузнецова Наталья
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. Обучение рассказыванию по картине «Зайц. Зима»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по развитию речи

в старшей группе.

Обучение рассказыванию по картине

«Заяц. Зима»

Цель: Продолжать учить детей составлять рассказ по картине,

придерживаясь плана.

Задачи:

1. Учить детей составлять небольшой рассказ из предложений,

отражающий содержание картины по плану, образовывать однокоренные слова.

2. Развивать логическое образное мышление, зрительную память, умение

формулировать свои мысли, совершенствовать монологическую речь,

обогащать и активизировать пассивный и активный словарь.

3. Воспитывать культуру речевого общения, любовь к родной природе и

краю, умение видеть прекрасное рядом.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок "Заюшкина

избушка", Д. Н. Мамин-Сибиряк "Храбрый заяц", Е. Чарушин "Заяц" и др.

рассказы о животных. Рассматривание фото иллюстраций с животными,

беседа о жизни животных, настольно - печатная игра "У кого какое

жилище?", дидактическая игра "Кто, чем питается?".

Активизация словаря: заяц-беляк, полакомиться, встать столбиком,

стог сена, насторожились,

Демонстрационный материал: картина «Заяц. Зима» из серии

«Дикие животные» П. Меньшиковой.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель:

К нам прилетел гость, а в крылышке у него письмо. Давайте его прочтем? Слушайте внимательно:

Здравствуйте ребята. Пишет вам снегирек Красногрудик. Я родился этим летом в лесу и поздней осенью стал чаще прилетать в город, чтобы прокормиться зимой и не погибнуть. Но иногда я возвращаюсь в лес, посмотреть какой красивой становится зимняя природа. На снегу появились замысловатые следы, а чьи именно, я еще не знаю. А еще я увидел зимой интересного зверька с длинными ушами и в белой шубке. Осенью я видел похожих, но шубка у них была серого цвета. Я не знаю кто это, есть ли у этого зверька домик, а может он питается снегирями, мне очень страшно и я не знаю нужно ли мне его опасаться? Помогите мне пожалуйста разобраться кто это за странный зверек, который прыгает от кустика к кустику - Скок, да Скок, оставляя после себя следы петельками.

В лесу есть еще отпечатки лапок зверей, я точно их не знаю. Если вам знакомы следы зверей, помогите понять где чей?

Воспитатель:

Ну что ребята поможем маленькому снегирю узнать об этом лесном жителе, ведь мы уже знакомились с темой как звери готовятся к зиме? А ты Красногрудик вместе с нами тоже собирайся в лес и ребята тебе все расскажут о зверьке.

(ответы детей).

Основная часть

Воспитатель:

Я предлагаю вам вместе отправиться на прогулку в зимний лес, чтобы рассказать нашему гостю о зверьке с белой шубкой. Я предлагаю отправиться на снегоходе, ведь сейчас это самой подходящий транспорт в лесу. И так занимаем места и в путь. Прислушайтесь где-то в небе слышен звук самолета, давайте покажем какой звук слышится, когда летит самолет.

Дети: У-У-У.

Воспитатель:

А я еще слышу звук поезда, где то рядом железная дорога. Давайте покажем какой звук у поезда?

Дети: ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ-ТУ-ТУ.

(Дыхательная гимнастика, глубокий вдох и на выдохе произносят дети звуки).

Воспитатель:

Сегодня на занятии мы с вами будем много говорить и чтобы укрепить наш язычок, давайте проведем с вами артикуляционную гимнастику.

Жил на свете белый зайка, все кричал: «Со мной играй – ка».

Утром рано просыпался, чисто – чисто умывался (язычком облизывать губы).

Открывал на окнах шторку, делал влажную уборку (открыть рот, водить во рту языком).

Про зарядку не забыл, грызть морковку приступил («качели», изобразить как грызут морковку).

В лес отправился скорей, встретил много там друзей.

И вот мы наконец пришли в зимний лес, сколько здесь вокруг чудес! Справа - березка в шубке стоит, слева – елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся, на землю красиво ложатся.

Давайте вспомним какие правила поведения мы должны соблюдать в лесу?

Ребенок проговаривает правила поведения в лесу:

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать.

Бегай, прыгай и играй, только чур не забывай.

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.

Воспитатель: Мы в гостях у лесных жителей, давайте будем соблюдать эти правила, разговаривать будем вполголоса, чтобы не испугать зверей.

Ребята посмотрите и правда следы зверей, давайте вспомним чей это след, в этом нам поможет таблица (дети сравнивают следы и называют зверя – лиса, волк, белка, заяц).

Ну следов медведя и ежика в лесу нет, а почему? (ответы детей).

А это последний след. (дети называют, что это след зайца, след находится около картины «Зайцы».).

Красногрудик этих зверят не надо боялся? Это тот же осенний зайчик, только сменил свою шубку на белую. Ребята давайте расскажем как живет зайчик зимой.

(дети по очереди описывают внешний вид зайца и жизнь в лесу зимой).

Этого зверька не надо опасаться. Какой зайчик?

(дети подбирают слова- боязливый, трусишка, добрый, пушистый, быстроногий, длинноухий и др.).

Давайте тихонько присядем около полянки и составим рассказ по картинке, на которой изображены зайчики.

Воспитатель:

- Кто нарисован на картине?

Дети:

Зайцы.

-Какое время года изображено? Время суток?

Дети:

Зима, день

Воспитатель:

-Почему вы так думаете? Как выглядит зимний лес?

Дети:

Выпал снег, его много, снег глубокий.

Воспитатель:

-Сколько зайчиков?

Дети:

-Как можно назвать картину?

Дети:

Зайцы, зима, лесная поляна.

Воспитатель:

- На лесную опушку прискакали два зайца – беляка.

1. Посмотрите внимательно на них, опишите. А что они увидели, обрадовались чему?

2. Для кого приготовлено сено?

3. Какие хвост, уши, нос, лапы? Какого цвета мех?

4. Какие слова можно подобрать, говоря о шерстке зайцев? Зачем они сюда прискакали?

Воспитатель выслушивает ответы детей, помогает правильно построить фразы,

подсказывает более точные слова, следит за речью и поправляет ошибки, если они есть. (Проводится словарная работа).

Окончательный вариант даю сама.

Образец рассказа: «Однажды, зимним вечером, прискакали на лесную

опушку 2 зайца. Сами небольшие, шубка у них белая, шерсть мягкая густая,

тёплая, хвост пушистый, короткий. Ушки длинные, кончики ушей у зайцев

черненькие. Огляделись. Кругом снег. Увидели зайцы большой стог сена.

Только решили полакомиться вкусным и душистым сеном, глядь, а в небе сова летит!

У совы крылья большие, клюв крепкий, лапы сильные, когти цепкие. Насторожились зайцы,

один встал столбиком, замер от страха, на сову смотрит, не знает что делать!

Не бойся зайка! Прячьтесь с братцем в стог сена. Там тепло, сытно и сова не

достанет!»

Воспитатель:

Что то в зимнем лесу холодно, чтобы немного согреться давайте проведем физминутку.

Физкультминутка «Зайцы»

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – белые клубочки (Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек (Прыжки вперед – назад)

Всех построил по порядку,

Стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

(аудиозапись физминутки).

Воспитатель:

А теперь давайте вспомните какой рассказ у вас получился и теперь каждый попробует составить описательный рассказ по картине и озвучить его перед ребятами группы.

(Дети выступают со своими описательными рассказами перед сверстниками).

Воспитатель:

- Красногрудик тебе понравились рассказы ребят по картине?

(Снегирь хвалит детей за составленные рассказы).

Заключительная часть

Воспитатель проводит дидактическую игру «Назови – не ошибись». (На компьютере)

Вопросы:

1. Из чего составляется рассказ? (из предложений)

2. Из чего можно составить предложение? (из слов)

3. Из каких частей состоит слово? (из слогов)

4. Из чего состоит слог? (из звуков)

5. Сколько звуков с слове «снег»? (4)

6. Сколько слогов в слове «полянка»? (3)

7. Сколько слов в предложении – «На полянку выскочил заяц – беляк»? (5)

8. Что на письме ставим в конце предложения? (точку).

9. Как на письме можно показать сколько слов в предложении? (линиями)

10. Кто пишет рассказы? А сказки? Чем отличаются сказка от рассказа?

Воспитатель: Вам понравилась наша прогулка в лес? А то как вы составили рассказы? Все молодцы, нам пора возвращаться обратно в детский сад. Опять садимся в наш снегоход и едем в садик.

Рефлексия:

Чем мы сегодня занимались на занятии? О ком?

На столе лежат зайчики: одни зайчик - с улыбкой, другие зайчики - с задумчивой мордашкой, а еще есть зайчики - с немного грустными мордочками.

Если вам сегодня понравилось наше занятие, у вас все получилось и не возникло никаких трудностей при составлении рассказа, возьмите зайчика с веселой мордочкой, если возникали небольшие затруднения или что то осталось непонятно, то выберите задумчивого зайчика, а если совсем было неинтересно и не получился описательный рассказ по картине, то возьмите зайчика с грустной мордочкой.

Снегирь дарит детям сладости.

Публикации по теме:

«Обучение рассказыванию. Сказка «Айога» Д. Нагишкина». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Обучение рассказыванию. Сказка «Айога» Д. Нагишкина.» Цель: формирование умения детей.

«Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Цель: обучение составлению.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков» Конспект НОД по развитию речи в средней группе. "Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков». Цель: учить детей составлять.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. Обучение рассказыванию по картине «Зайц. Зима»
Опубликовано: 9 марта 2025 в 15:14
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. Обучение рассказыванию по картине «Зайц. Зима»» (включая файлы) размещена пользователем Кузнецова Наталья (УИ 3466244) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
11 марта 2025 вторник
Путешествуем в прошлое книги!
Время сдавать ГТО!
Откуда в кране вода?
12 марта 2025 среда
Вкусный праздник ананаса!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД