Мария Широкая
Автоматизация звука [с] в стихотворениях
▼ Скачать + Заказать документы
Автоматизация звука С в стихотворениях
Статью подготовила учитель-логопед детского сада №1 ОАО «РЖД»
Широкая Мария Владимировна, г. Санкт-Петербург
После того, как поставленный звук автоматизирован в слогах и словах, необходимо переходить к автоматизации в предложениях и связной речи. На данном этапе очень полезным является чтение ребенку стихотворений, простых и понятных, которые ребенку даются для повторения. Чтение стихотворений способствует не только автоматизации звуков в речи, но и способствует расширению и актуализации словарного запаса, развитию ритмической стороны речи. Умение выразительно декламировать стихи очень пригодится ребенку в школе. Стихотворения необходимо подбирать несложные, забавные, на интересные ребенку темы. Младшим детям нужно подбирать стихи короткие, в которых нет сложных по слоговой структуре слов, а детям постарше необходимо давать более длинные по объему тексты, содержащие слова со сложной слоговой структурой. Читать ребенку стихотворение нужно по одной строчке, предлагая повторить после вас, это называется отраженное проговаривание. Совместное проговаривание текста (на данном этапе) недопустимо, потому что очень трудно услышать свою речь, если параллельно слушать другого человека. Если же ребенку трудно запомнить и воспроизвести всю строчку сразу (он забывает часть строки, переставляет слова, или неправильно произносит отрабатываемый звук в некоторых словах, то перейдите на вариант повторения по одному - два слова. Прочитайте так все стихотворение, затем – снова повторите построчно. При чтении необходимо голосом выделять автоматизируемый звук. Не стоит заучивать стихи, не нужно тратить интеллектуальные силы ребенка на запоминание текста. К тому же дети непроизвольно и незаметно сами очень часто запоминают стихи, главное не ставить такую задачу, пусть это происходит неосознанно. Одно и то же стихотворение следует прочесть 4-5 раз, не подряд, а в течение нескольких дней. Кстати, те стихи, которые ребенок знает наизусть, но с «неправильным» звуком, нужно переучивать в последнюю очередь, это будет контрольной работой по результатам автоматизации звука.
Публикация «Автоматизация звука [с] в стихотворениях» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Ниже предлагаются стихотворения для автоматизации звука С, в которых практически не встречаются звуки СЬ, З, ЗЬ, Ц, которые часто смешиваются детьми. Данный материал будет полезен не только логопедам, но и воспитателям, а также родителям, ведь только совместными усилиями всех окружающих ребенка взрослых удастся успешно автоматизировать звук в речи ребенка.
***
Старый слон
Спит спокойно старый слон.
Стоя спать умеет он.
С. Маршак.
***
Саня и сани
Маленькому Сане подарили сани.
Посмотрите сами: вот какие сани!
Вёз на гору Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане — сани.
С. Коган.
***
Ослы
Все ослы всегда упрямы.
Все не слушаются мамы.
Не хватает в мире слов
Уговаривать ослов!
Е. Гай, Ф. Лев.
***
Слонёнок удивил ребят,
Слоненок стал на самокат,
Немножко покатался –
И самокат сломался.
Г. Сапгир.