Прудникова Светлана Александровна
Артикуляционная гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы
Цель артикуляционной гимнастики : подготовка речевых органов к постановке звуков.
Гимнастика проводится в хорошо проветренном помещении. Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом или зеркало в руках ребёнка, а взрослый располагается напротив ребёнка. Ребёнок должен хорошо видеть своё лицо и лицо взрослого. Для повышения эффективности логопедических упражнений желательно использовать зрительный образ – картинка-ассоциация показываемой артикуляционной позы и стихотворение-описание.
Публикация «Артикуляционная гимнастика» размещена в разделах
Общая артикуляционная гимнастика.
1.«Улыбка» - губы в улыбке без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы, как при звуке [И]. Держать под счёт до 5-10.
Цель: укрепление мышц губ и развитие их подвижности.
Губы тянем до ушей всё сильней, сильней, сильней…
2.«Хоботок» - губы вперёд «трубочкой», как при звуке [У]. Под счёт до 5-10.
Цель: укрепление мышц губ и развитие их подвижности.
Головой кивает слон, он ребятам шлёт поклон.
3.«Окошечко» - медленно открыть рот, как при звуке [А]. До 5-10. Медленно закрыть.
Цель: спокойное открывание и закрывания рта с расслаблением мышц языка.
Кто там в домике сидит и в окошечко глядит?
Это Ванечка сидит и в окошечко глядит.
4. Чередование «Хоботок – Улыбка – Окошечко» - игра «Делай, как я» выполняется в любом порядке. В каждой позе 3-5 секунд.
Цель: укрепление мышц губ и тренировка их подвижности путём переключения позиций губ.
5.«Лопатка» - улыбнуться, слегка приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу так, чтобы его края касались уголков рта. Держать под счёт до 10. Чтобы язык стал широким, его можно пошлёпать губами, произнося: «пя-пя-пя…».
Цель: расслабление мышц языка.
Вот моя лопатка широка и гладка.
6.«Лягушка» - опустить нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и вернуть на место. Выполнить 10 раз. Верхнюю губу можно придержать указательным пальцем одной руки, а пальцем другой – опускать подбородок.
Цель: развитие подвижности и укрепление мышц губ.
Губку книзу опустила, сразу муху проглотила.
7.«Зайчик» - поднять верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опустить обратно. Выполнить 10 раз. Нижнюю губу можно придержать указа-тельным пальцем одной руки, а пальцем другой – слегка поднять кончик носа.
Цель: развитие подвижности и укрепление мышц губ.
Приподнялась кверху губка – показал нам зайка зубки.
8.«Заборчик» - зубы сомкнуты, поза «оскал» - верхняя губа вверх, нижняя губа вниз. Держать до 10.
Цель: развитие мышечной силы и подвижности губ.
Вот заборчик – зубки в ряд, крепко связаны стоят.
9.«Кружок» - рот закрыт, язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем в обратном направлении «Нарисовать» по 5-6 кругов в каждую сторону.
Цель: укрепление мускулатуры языка, развитие его подвижности, самомассаж мышц губ и щёк.
Мой язык совсем не глуп – ходит кругом возле губ.
10. Чередование «Толстячки – Худышки» - поочерёдно надувать и втягивать щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 5 секунд.
Цель: укрепление мускулатуры щёк.
Вот толстяк – надуты щёки и, наверно, руки в боки.
Вот худышка – щё ки впали: видно, есть ему не дали.