Екатерина Игоревна
Артикуляционная гимнастика — это не скучно!
▼ Скачать + Заказать документы
С первого взгляда кажется, что гимнастика это скучные упражнения, которые ребенок должен делать каждый день. Но это не так! Десятки известных авторов в области логопедии разработали десятки комплексов по развитию артикуляционной моторики. Например, в своей работе я использую:
1) Н. В. Нищева «Веселая артикуляционная гимнастика». Предполагает выполнение упражнений вместе со зверюшками в стихотворной форме, а все рекомендации по выполнению упражнений написаны коротко, грамотно, доступно для родителей.
Публикация «Артикуляционная гимнастика — это не скучно!» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Улыбается щенок,
Зубки напоказ.
Я бы точно так же смог,
Вот, смотри. Сейчас.
2) Т. А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в считалках». Это пособие содержит шесть считалочек, а значит шесть комплексов для выполнения гимнастики. На каждую строчку выполняется упражнение, выполняем неторопливо, четко.
Раз – окошечко открыли.
Два – мы дудочку купили.
Три – в улыбке наши губки.
На четыре чистим зубки.
Пять – мы моем потолок.
Шесть – лошадка «скок да скок».
Семь – варенье очень любим.
Восемь – горку делать будем.
Девять – дружно мы болтаем.
Десять – ротик закрываем.
3) Т. А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках». Пособие оформлено в виде пяти сказок о язычке, его домике, занятиях. Детям очень нравится эта игровая форма гимнастики.
Открываем ротик – дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин - Язычок.
Он удобно в доме лёг.
4) Использование вязаной игрушки «Язычок». Игрушка наглядно показывает детям положение языка в ротовой полости, дает представление го его частях (кончик, спинка, корень языка).
5) Артикуляционная гимнастика с сопровождением мультимедиа. Ни для кого не секрет, что в наше время ребенок уже с 3-4 лет знаком с компьютером, и информационно коммуникационные технологии вызывают у детей огромный интерес. Поэтому, в своей работе использую презентации Power Point с различными подборками картинок статичных и динамичных.
6) З. А. Репина, А. В. Доросинская «Опосредованная артикуляционная гимнастика для детей преддошкольного возраста». Это гимнастика для неусидчивых детей, или детей внимание которых сложно привлечь. Опосредованная гимнастика дает нам возможность формирования и развития артикуляционного праксиса для каждого конкретного звука. Выполняя задания в игровой форме, ребенок даже не догадывается, что идет процесс формирования уклада звука, его постановки.
7) «Логокуб» для артикуляционной гимнастики. Это пособие сделано своими руками. Представляет собой картонный куб 10*10, на каждой стороне куба картинка, символизирующая то или иное упражнение. Ребенок берет куб и начинает выполнять упражнение за упражнением, переворачивая куб в руках. Так как у куба только 6 сторон, то ребенок может выполнить только 6 упражнений. Поэтому это пособие подходит для тех детей, у которых артикуляционные движения сформированы достаточно, и гимнастика нужна как этап занятия, настраивающий ребенка на работу и приводящий язык в нужное положение в зависимости от изучаемого звука.
8) «Сказки о Веселом Язычке». Какие-то из них составлены авторами, какие-то придуманы логопедами-практиками. Ну кто не знает сказку «Бабушкины оладьи»? Любая из артикуляционных сказок включает в себя не менее 10 упражнений, каждое из которых повторяется несколько раз, для закрепления положения языка и формирования объема движения. Для наглядной опоры используются карточки-образы выполняемого упражнения.
9) Артикуляционная гимнастика с использованием предметов домашнего обихода, или выполнением движений руками. Здесь развивая артикуляционную моторику, мы развиваем еще и мелкую. Детям такие упражнения очень нравятся, потому что они знакомятся с ощущениями от мячей, зубных щеток, шишек, шерстяных ниток и т. д.
Например, упражнение "Мышка". Инструкция: Губы в улыбке, рот приоткрыт. Произнести "а. " и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик). Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец при этом согнуты в «дуги-ушки», а средний, безымянный и большой собраны в «мордочку мышки».
10) Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики. В этой гимнастике артикуляционные движения сопровождаются движениями кистей рук и пальцев. Совершенствует координацию движений, развивает артикуляционную и пальчиковую моторику, привлекает интерес детей к упражнениям. (Например упражнение «Шарик». Ладоши ребенка прижаты к друг другу лодочкой. Говорим: «Ш-Ш-Ш» - и ладошки расходятся, показывая, как «надувается» шарик. Вот какой шарик получился! В этом упражнении кисти рук копируют положение языка во время произнесения звука «Ш», а именно «чашечку». И произнести звук для ребенка становится легче.)