Лидия Климова
Артикуляционная гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебная артикуляционная гимнастика
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми.
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Публикация «Артикуляционная гимнастика» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо, нижняя челюсть. Но, к сожалению, не все дети могут правильно произносить звуки родного языка, что связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата. И здесь нужно помнить, что дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают.
Добиться чёткого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Цель артикуляционной гимнастики- выработка полноценных движений и определённых положений речевых органов аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.
Гимнастика включает в себя упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки всевозможных положений губ, языка, мягкого нёба, так необходимых для правильного произнесения той или иной фонемы (звука).
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему языка.
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, лучше перед завтраком, в течение 3-5 минут.
Комплекс упражнений должен соблюдать определенную последовательность от простого к сложному
Проводить гимнастику эмоционально, в игровой форме.
Ежедневно выполняются 2-3 упражнения (статическое, динамическое и на развитие речевого дыхания) (для малышей); 4-5 (средний возраст; 2 – статических, 2-3 – динамических и 1 на речевое дыхание); 5-7 упражнений (старший возраст 2-3 – динамических, 2-3 статических и 1 на речевое дыхание, причем новым может быть только одно, второе дается для повторения и закрепления. Каждое упражнение выполняется 4-5 раз. Если дети выполняют какое – то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не дает новых упражнений, а отрабатывает старый материал. Для его закрепления он придумывает новые игровые приемы.
Вначале хорошо выполнять упражнения перед большим зеркалом, где ребенок будет видеть и себя, и вас. В дальнейшем можно будет обходиться и без зеркала. Но не забывайте, что ребенок овладевает речевыми навыками, подражая взрослым. Поэтому чаще показывайте ребенку, как делать то, или иное движение, приучайте его смотреть на взрослого и подражать ему.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т. к. в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении. Сажать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя!
Этапы проведения гимнастики:
Рассказать о предстоящем упражнении, используя игровой прием.
Показать его выполнение
Упражнение выполняют все дети
Воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам (не более 5 человек)
Комплексы упражнений
Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы. Каждый комплекс имеет определенную направленность:
I комплекс. Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляционного аппарата:
Удержание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены. («Улыбочка», «заборчик»)
Вытягивание губ вперед трубочкой («Дудочка», «Хоботок»)
Чередование положения губ в улыбке и трубочкой (смотри упр. выше, «Настроение»)
Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки. («Рыбка», «Птенчики», «Открываем и закрываем двери»)
Язык широкий («Лопаточка», «Блинчик»)
Язык узкий( «Иголочка»)
Чередование широкого и узкого языка («Лопаточка», «Иголочка»)
Подъем языка за верхние зубы (Конфетка»)
Чередование движений языка вверх и вниз («Качели»)
Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать его в глубь рта и приближать к передним нижним резцам.
После отработки упражнений 1 комплекса воспитатель подбирает комплексы на те звуки, которые нарушены у большинства детей или по рекомендации логопеда.
2 комплекс. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения свистящих звуков. («Загнать мяч в ворота», «Наказать непослушный язык», «Лопаточка», «Кто дальше загонит мяч», «Почистим зубы»)
3 комплекс. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения шипящих звуков. («Наказать непослушный язык», «Блинчик», «Приклей конфетку», «Грибок», «Кто дальше загонит мяч», «Вкусное варенье», «Гармошка», «Чашечка», «Фокус»)
4 комплекс. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения звука л. («Наказать непослушный язык», «Вкусное варенье», «Пароход гудит», «Индюк», «Качели», «Лошадка», «Беззвучно пощелкать кончиком языка»)
5 комплекс. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения звука р. («Чьи зубы чище?», «Маляр», «Кто дальше загонит мяч», «Лошадка», «Вкусное варенье», «Индюк», «Барабанщики»)
Комплексы артикуляционной гимнастики планируются педагогом на неделю. На следующей неделе комплекс видоизменяется: одно из упражнений, хорошо выполняемое детьми, заменяется другим, новым упражнением, подходящим под артикуляцию изучаемого звука.
Таким образом педагоги каждую неделю знакомят детей с одним новым упражнением и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике
Особенности каждой группы
Во второй младшей группе готовят артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в.
Упражнения артикуляционной гимнастики проводят в игровой форме. Объем требований к выполнению невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения органов артикуляционного аппарата.
В средней группе готовят артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: т, д, н, к, г, х, ы. После этих звуков отрабатываются более сложные по артикуляции звуки с, сь,з, зь,ц.
Для артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются и требования к выполнению артикуляционной гимнастики.
В старшей группе формируют четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками й, ш, ж, ч, щ, л, ль, р,рь. В старшей группе уже следят за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений.
В подготовительной группе продолжают работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях, для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков: гласных – и –у,э –о, и –о, э –у, у –о; длительных и взрывных согласных – м –б, н –г;носовых и сонорных – м –л, н –л; губных и язычных – б –д, ф –х; взрывных и щелевых – б –в, к –х;переднеязычных и заднеязычных – с –х, д –г.
Виды упражнений
Статические упражнения
«Улыбочка», «Дудочка»,«Хоботок", «Лопаточка", «Иголочка», «Сердитая кошечка» ,«Желобок», «Парус», «Чашечка», «Заборчик»
Динамические упражнения
«Утиный клювик», «Шторки», «Лошадка», «Грибок», «Маляр», «Дятел», «Утюжок», «Прогони комарика»,
«Покусывание кончика языка»,«Качели»,«Катание шарика»,«Часики», «Мясорубка», «Прятки», «Вкусное варенье», «Змейка», «Настроение»
Ознакомление детей с органами артикуляционного аппарата.
Вторая младшая группа.
Рассказывают, что в речи принимают участие: рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата: губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперед трубочкой; нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот; язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперед и назад. «Сказка про язычок» поможет познакомить детей с артикуляционным аппаратом.
Средняя группа.
Уточняются предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами. Уточняют движения губ, языка и учат делать язык одновременно широким и тонким.
Старшая группа.
Закрепляют все, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях в предыдущих группах. Дают понятие о спинке языка и учат делать язык то широким, то узким.
Подготовительная группа.
Уточняют основные движения губ, языка, соотнося эти движения с произнесением звуков.
И самое главное:
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
-подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков.
Всем удачи!