надежда гурина
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушения звуковой стороны речи отрицательно влияет на формирование и развитие фонематической и лексико-грамматической стороны речи, что в дальнейшем приводит к затруднениям при овладении навыками чтения и письма. Недостатки речи могут затруднить общение ребёнка с окружающими, и в дальнейшем отрицательно сказаться на успеваемости в школе. Поэтому начинать заботиться о правильной речи ребёнка нужно как можно раньше. Одним из условий становления нормированного звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. В процессе логопедического обследования часто обнаруживаются нарушения строения органов артикуляционного аппарата. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, на начальном этапе, проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Публикация «Консультация для родителей „Артикуляционная гимнастика“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Темочки
Речь – это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы.
Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижения соотнесены с соответствующими слуховыми ощущениями.
Правильное произношение звуков речи происходит за счёт хорошей подвижности и дифференцированной работы органов речевого аппарата (губы, язык, мягкое и твёрдое нёбо) и голосового отдела. Сформировать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата поможет артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика -это комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление мышц, подвижность и дифференцированную работу артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика-основа формирования звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии патогенеза. Она представляет совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.
Основные задачи артикуляционной гимнастики :
- развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад, вглубь рта и т. д.);
- развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами);
- развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно сидя перед зеркалом, в игровой форме, лучше по 3-4 раза в день продолжительностью 3-5 минут. За один раз рекомендуется выполнять 2-3 упражнения, каждое по 5-7 раз. От простых упражнений переходить к более сложным, вводить новые по одному. Очень важно соблюдать точность выполнения, плавность и темп. Во время выполнения упражнений необходимо следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой половине лица. Можно помогать ребёнку шпателем, чистым пальцем, чайной ложечкой.
Ознакомиться с методами и приёмами артикуляционной гимнастики можно на логопедических сайтах «Логопед. ру», «Логопедический портал», «Логопедия для всех», «Логопед форум» и др.
Предлагаю вам позаниматься с детьми артикуляционной гимнастикой в стихах с использованием картинок из книги Косиновой Е. М. «Домашний логопед».