Оксана Махота
Арт-терапия в работе психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Несмотря на явную терапевтическую направленность арт-процесса, ряд специалистов подчеркивают значительный диагностический потенциал творческой продукции участников арт-терапевтической работы, которая позволяет выразить внутренние, глубинные переживания, увидеть яркую индивидуальность личности. Диагностический и собственно терапевтческий процессы протекают одновременно посредством спонтанного творчества. В результате легче устанавливаются эмоциональные, доверительные коммуникативные контакты между сторонами, включенными в диагностический процесс.
Темочки:
Основной диагностический материал в арт-терапии – это изобразительная продукция, что сближает ее с проективными рисуночными тестами. Некоторые авторы даже выделяют в качестве самостоятельного вида экспрессивных методик проективную арт-терапию. Однако арт-терапия – это более глубокий феномен по сравнению с классическими проективными методиками.
Арт-терапевтическая интерпретация работ не является самоцелью и не сводится к количественному и качественному анализу формальных элементов, хотя элементы такого анализа присутствуют. Приоритетные формальные составляющие, на которые важно обращать внимание, это размер, форма, цвет, а также другие аспекты и способы символического выражения средствами изобразительного творчества.
В отличие от проективной диагностики, в арт-терапии психолог опирается не только на общепринятое символическое значение элементов образов, но и на систему значений и ассоциаций самого автора, отслеживает невербальные реакции. Арт-терапевтическая интерпретация сопровождается вербальной обратной связью, основанной на рефлексии самого «художника», побуждающей его к самостоятельному осознанию содержания внутреннего мира. Приоритетны ориентиры на собственные ассоциации автора изобразительного продукта, его невербальное поведение и вербальную экспрессию.
Профессиональная диагностика арт-продукции должна опираться на принципы интерпретации символической экспрессии, сформулированные представителями аналитического направления:
1. Принцип детализации, который требует учета не только общей структуры, но и деталей образа, в том числе его цветовых и фактурных характеристик. Каждая деталь может иметь значение вне зависимости от первого впечатления: расположение элементов изображения на листе, размер изображения, особенности линии, используемые изобразительные материалы и их физические и символические свойства, отсутствующие детали образа и т. д.
2. Необходимость учета контекста, в котором происходит формирование образов и их воплощение в продуктах изобразительной деятельности. Важно учитывать как макро-биографические факторы, связанные с личной историей клиента, так и ситуационную составляющую. Контекст анализа также может быть расширен за счет принятия во внимание того, какие сны снились клиенту в последнее время, фантазировал ли он, занимался ли какой-либо творческой деятельностью и каково было ее содержание.
3. Важность феноменологического исследования, которое может проявляться в чувственном эмпатическом «проникновении» в образ, созерцании работы, при котором внимание также направлено на телесные ощущения, эмоциональные и ассоциативные реакции на работу. Особенно важным является свобода от личных проекций у специалиста, что предполагает высокий уровень его личной и профессиональной компетентности.
4. Признание многозначности (содержательной поливалентности) образов, в особенности если они имеют символический характер. Данный принцип предполагает открытую позицию арт-терапевта в процессе совместного с клиентом исследования возможных значений образов и выдвижения спектра гипотез, позволяющего рассмотреть разные варианты психологического толкования содержания изобразительной продукции. Один и тот же образ может включать несколько «слоев» значений: от биографического до трансперсонального опыта и проявления архетипов коллективного бессознательного.
5. Вскрытие проблемного психологического материала с одновременным вниманием к проявленным в работе внутренним ресурсам автора. Целостность создаваемых в арт-процессе образов предполагает не только присутствие актуальной проблематики, но и наличие информации о способах выхода из ситуации. Работы клиента – это своеобразное символическое выражение того «лекарства», которое не привносится в его психику извне, но создается ею же самой через творчество.
Обозначенные выше принципы используются комплексно и взаимно дополняют друг друга. Арт-терапевтическая диагностика представляет собой достаточно длительный процесс, основанный на сотрудничестве клиента и психолога, и не предполагает формализации в виде психологического заключения. Это естественная часть арт-процесса и довольно важная его составляющая.
Рассматривая прикладные аспекты арт-терапии, необходимо обратить внимание на особенности проведения арт-терапевтических тренингов. Использование арт-технологий в групповой работе базируется на существующей методологии групповой арт-терапии, в которой приняты две основные модели интерактивной арт-терапии : групп-интерперсональной и групп-аналитической.
Ценность групповой арт-терапии обусловлена целым спектром позитивных эффектов для ее участников. Групповая арт-терапия позволяет развивать ценные социальные навыки; помогает оказывать взаимную поддержку членами группы при решении общих проблем; дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих; помогает осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности; повышает самооценку и ведет к укреплению личностной идентичности.
Арт-терапевтическая группа – это система отношений, которая отличается открытостью и способностью к саморазвитию, а также обладает такими системными свойствами, как наличие информационных каналов обратной связи, способность к целеполаганию и др. Основными элементами арт-группы являются : участники, создаваемые визуальные образы и ведущий (арт-терапевт). Визуальные образы в арт-тренинге выполняют функцию инструментов внутрипсихической разноуровневой коммуникации. Арт-терапия может применяться в целях психопрофилактики, психокоррекции и обучения. При выборе конкретных арт-терапевтических методик необходимо учитывать целевые установки группы и ее предыдущий опыт.
Подробно методология и структура арт-тренинга представлены в работе Н. Е. Пурнис «Арт-терапия в развитии персонала». Арт-терапевтический модуль складывается из трех этапов: введение, или «разогрев»; основная часть; заключительный этап, что соответствует этапам арт-терапевтического процесса. Программа может состоять из различных блоков упражнений, имеющих свои цели и задачи. Наиболее часто используются в тренингах сопровождения персонала следующие тематические блоки, связанные с развитием «Я концепции» : коммуникативных процессов, социального и эмоционального интеллекта, креативности, эмоциональной устойчивости, рефлексии. Арт-технологии являются неотъемлемой частью тренингов командообразования, стресс-менеджмента, менеджмента карьеры. Интересен также опыт работы с визуальными образами в тайм-менеджменте, а также в сессиях стратегического планирования.
Методические тренинги по обучению арт-терапии для специалистов гуманитарной и социальной сфер представляют собой особый жанр, предполагающий баланс между личной работой и формированием профессиональных навыков. В данном виде тренингов важно не просто применить арт-терапию в качестве возможного метода работы с собственными проблемами и задачами, но и использовать личный материал для глубокого понимания метода и проживания механизмов его воздействия. Универсальность ряда арт-техник позволяет работать практически с любыми личными задачами, в том числе не озвучивая их в группе. Для арт-тренингов, глубинных по своей природе, важно, чтобы степень самораскрытия регулировалась самими участниками.
Арт-терапевтические техники, приемы и упражнения легко осваиваются и без труда воспроизводятся специалистами, используются в процессе обучения, встраиваются в психопрофилактические, психокоррекционные системы. Подробные перечни техник и упражнений, используемых в групповой арт-терапии, с изложением основ методологии даны в работах Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
Ведущему арт-тренингов важно помнить о возможных побочных эффектах, которые могут возникнуть на начальном этапе процесса:
1. Психотических переживаниях участников (от чрезмерно ярких эмоциональных реакций до галлюцинаций).
2. Нарушениях поведения (особенно в подростковых группах).
3. Эстетическом вздутии: восторг от красоты визуального образа мешает воспринимать его психологическое содержание. К данному эффекту склонны лица с истероидным радикалом личности.
4. Обострении соматических реакций.
5. Дереализации – восприятии мира в сказочном свете, эйфории. Побочные эффекты арт-тренингов возникают в случае нарушения «техники безопасности» и, как следствие, психологических перегрузок. Наиболее частым нарушением регламента является выход за временные рамки, несоблюдение перерывов для отдыха и релаксации. Максимально допустимая продолжительность арт-тренинга – 8 академических часов в день при условии, что у участников нет другой интеллектуальной нагрузки.
Блоки тренинга, включая обсуждения и обратную связь, должны длиться не более 1,5 астрономических часов. Перерывы – минимум 15 мин., во время которых не рекомендовано стихийное обсуждение процесса. Согласно регламенту в конце каждого занятия группа занимается активной уборкой помещения, что способствует возвращению в реальность.
Еще одной причиной возникновения негативных побочных эффектов является незнание анамнеза участников группы и подбор упражнений, провоцирующих чрезмерно болезненные переживания, которые более уместно было бы отреагировать в режиме индивидуальной работы. Не рекомендуется использовать в малоизвестных группах в качестве материалов глину, а также техники перформанса, маски.
Для профилактики негативных эффектов важно обратиться к личной ответственности взрослых участников группы за экологию собственного состояния и своевременно сообщать о соматической симптоматике в процессе работы ведущему, что позволяет внести коррективы в тренинговый процесс. Опыт автора показывает, что в 100 % случаев обращений по поводу ухудшения самочувствия в процессе работы состояние удается скорректировать довольно быстро. Так, основная причина головных болей на начальном этапе арт-тренингов в методических группах – старательная попытка понять и проинтерпретировать художественную экспрессию. Осознание того, что визуальный образ невозможно понять с помощью линейных логических схем, приводит не только к снятию симптомов в тренинге, но часто и к уменьшению головных болей в обычной жизни участников.