Дарья
Арт-терапия с детьми 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-терапия в работе с детьми
старшего дошкольного возраста.
Арт-терапия для детей – это современное направление арт-терапии, в котором применимо использование любых средств искусства для выстраивания терапевтических отношений с детьми или для оказания психологической помощи и развития детей.
СУЩЕСТВУЕТ ПЯТЬ БАЗОВЫХ ПРИНЦИПОВ В ДЕТСКОЙ АРТ-ТЕРАПИИ :
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО
Публикация «Арт-терапия с детьми 5–6 лет» размещена в разделах
Педагог - психолог в детском саду, должен перед началом работы с ребенком получить письменного разрешения родителя. Простой заявки от учителя или воспитателя недостаточно для проведения какой-либо работы с ребенком. «Живая» подпись важна, потому что подразумевает, что родитель соглашается с тем, что вы будете делать на занятиях с его ребенком. Это момент безопасности не только для ребенка, но и для психолога, поскольку нередки случаи, когда родители подают жалобы на специалиста: на каком основании были проведены тесты, диагностирование и т. д.
2. ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ
Когда у психолога еще нет четких результатов диагностики, развивающая или терапевтическая работа не начинается. Только имея результаты диагностики и понимая проблему, можно работать, составлять программу и двигаться к цели.
3. СИСТЕМНАЯ РАБОТА
Систематичность занятий на прямую связана с результатом который психолог получает после проведенной работы. Важно не только наполнение, но и частота занятий. Для детей 1–6 лет рекомендуется проводить 2–3 занятия в неделю. С младшими школьникам (7–12 лет) можно проводить 1–2 занятия в неделю. Со старшими школьниками достаточно работать 1 раз в неделю. От этого зависит качество работы и ее результаты — человек, который пришел к вам с запросом должен это понимать.
4. ПОЛНОЕ ОСОЗНАННОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Не стоит забывать, что задача психолога — это комплексное создание пространства между семьей, учебным заведением и обществом, для того чтобы ребенок был максимально адаптированным и смог реализовать свой личностный потенциал. Память и внимание — это развивающая часть в арт-терапии. Эмоции, чувства, переживания, отношения — это терапевтическая часть в арт-терапии.
5. КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА
Принцип комплексной работы заключается, собственно в комплексном подходе к изучению ситуации, которая происходит в жизни ребенка. Если вы работаете в школе или в саду, вы говорите с родителями. Если есть вопрос от педагогов, нужно уточнить — у всех проблемы с этим ребенком или только у одного педагога? Вы можете общаться с детьми из группы или из класса в пространстве, в котором находится этот ребенок. Проводите живую диагностику — присутствуете в классе на уроках, смотрите, как этот ребенок ведет себя в реальности. Проведение тестирования ребенка недостаточно для оценки объективной ситуации. Поэтому, если есть возможность пообщаться с теми, кто его окружает (учителя, воспитатели, одноклассники или одногруппники, родители,— обязательно воспользуйтесь ею. Даже если у вас частная практика и есть доступ только к родителям и самому ребенку, постарайтесь все же собрать максимум информации.
ТЕХНИКИ КОТОРЫЕ МОЖНО ПРИМЕНИТЬ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ:
• Техника «мандала» (рисование в круге) – включает в себя спонтанную работу с цветом и формой внутри круга, способствует изменению состояния сознания человека и открывает возможность для личностного роста.
• Техника направленной визуализации – стимулирование и направление потока воображения ребенка в определенное русло.
• Техника образа и пластики настроения – работа с пластилином, тестом или глиной используется для снятия мышечного напряжения, а также способствует развитию навыков самоконтроля, формирует творческую активность.
• Техника работы с песком – такая работа дает возможность для выражения самых разных чувств, хорошо снимает агрессию.
• Техника рисования на стекле – используется для парных работ, способствует развитию коммуникативных навыков.
• Техника фотоколлажа и аппликаций – способствует снятию мышечного напряжения, развивает абстрактное мышление и креативность.
• Техника телесно-ориентированной терапии.
• Музыкальная терапия.
Арт-терапевтические техники и упражнения.
Упражнение «Имя».
Сейчас каждому из вас на бумажном кружке нужно нарисовать свой символ. Далее каждый по кругу называет свое имя и показывает свой символ.
Упражнение «Сказка по кругу».
Все участники начинают сочинять сказку по кругу. По команде ведущего «дальше», предыдущий игрок останавливается, следующий продолжает.
Упражнение «Прекрасный сад».
Закройте глаза и представьте, что мы оказались в саду. Вообразите себя цветком. Если бы ты был растением то, каким? Какие были бы у тебя листья? Гладкие или с зазубринками? Были бы у тебя шипы? А цветы? Какого цвета? Цветы, распустившиеся или просто бутоны? Как выглядит твой стебель и корни? Где ты растешь, и что тебя окружает вокруг? Кто-нибудь ухаживает за тобой? А теперь ты возвращаешься обратно. Открой глаза и когда будешь готов, нарисуй свой цветок. Не беспокойся о том, как ты нарисуешь, главное чтобы ты мог описать свой цветок.
Все изображают себя в виде какого-либо растения, реального или выдуманного. По желанию могут рассказать о своем рисунке. Затем они его вырезают и размещают на большом листе бумаг, формируя огромный красивый сад.
Упражнение «Сочини свой танец».
Под музыку «Вальс цветов» детям предлагается в такт музыки выполнить несколько танцевальных движений «танец цветка», все остальные копируют его танец. Затем водящий дотрагивается до любого участника, тот выходит в центр, сочиняет свой танец и так далее по кругу. В конце упражнение можно закончить единым свободным танцем цветов.
Упражнение «Рисуем на спине».
Под музыку один ребенок рисует на спине у другого у другого. Второй внимательно прислушивается и отгадывает что нарисовано. По окончании игры проводится обсуждение: Насколько верно поняли, что было нарисовано? Что помогало и что мешало понять?
Упражнение «Воображаемый зверь».
Детям предлагается нарисовать воображаемое животное. Затем просят представить себя этим зверем и рассказать о нем, используя 5 слов.
Упражнение «Свободный танец».
Детям предлагается придумать и выразить в танце «воображаемого зверя».
Упражнение «Разговор с руками».
Детям предлагается на листе бумаги обвести силуэт ладоней. Затем ему предлагается раскрасить (оживить) силуэты ладоней так, как хочется.
Упражнение «Мое настроение».
Детям предлагается изобразить свое настроение чувства при помощи линий и цвета. После завершения рисования каждый всем участникам демонстрирует свой рисунок и рассказывает о своем настроении.
Упражнение «Рисование в зеркалах».
Ребятам раздаются заранее подготовленные бланки, на которых нарисовано 3 зеркала. Под первым находится надпись «Я глазами родителей», под вторым «Я глазами друзей», под третьей - «Каким я вижу себя». Дети должны цветными карандашами нарисовать себя в зеркалах в соответствии с надписями.
Обсуждение:
- Какой ты на каждом рисунке?
- Что объединяет и что различает три отражения в зеркалах?
- Какое отражение тебе нравится больше?
Упражнение «Ритм».
Водящий при помощи карандаша или фломастера отстукивает какой-либо ритм, остальные участники повторяют. Далее водящим становится следующий участник круга.
Музыкотерапия.
Выберите для себя любой из понравившихся музыкальных инструментов, познакомьтесь с ними, попробуйте на них поиграть. Попробуйте объяснить, почему именно этот музыкальный инструмент выбрали?
Упражнение «Оркестр»
Все участники группы закрывают глаза. У каждого в руках понравившийся музыкальный инструмент. Ведущий говорит: «А сейчас мы с вами в течение нескольких минут будем участниками оркестра. Каждый имеет возможность использовать свой инструмент для создания музыкальной композиции. Вы сами почувствуете, когда придет время закончить эту композицию. Обсуждение упражнения.
Изотерапия.
На листе бумаги, используя любые художественные материалы, попробуйте изобразить чувства и образы, которые при выполнении упражнения оркестр. Обсуждение упражнения.
Упражнение «Свободный танец».
Детям предлагается придумать и выразить в танце какой-либо образ – птицу, лошадку, зайчика, цветок и т. д. используется любая музыка.
Упражнение «Спонтанное рисование под музыку».
Детям предлагается рисовать все, что захотят, пока звучит музыка. Ассоциации, рожденные в процессе слушания музыки, свободно выражаются на бумаге. (музыка со звуками леса)
Упражнение «Волшебный лес».
Представьте себе, что мы оказались в волшебном лесу, он населен различными сказочными существами. И каждый из вас сейчас имеет возможность превратиться в такое сказочное существо. Прислушайтесь к музыке и превращайтесь. Двигайтесь, как оно двигается, можете издавать какие-либо звуки. Постарайтесь превратиться в самое невероятное существо и передать в движении его характер, способности, его отличия от других. А теперь мы сядем. И каждый по очереди нам покажет свое существо. Наша задача отгадать, что это за сказочный персонаж. Если такого героя раньше не существовало, мы попробуем рассказать о том, что он любит.