Маргарита Прыткова
АРТ-терапия как средство развития социальных навыков несовершеннолетних
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-терапия - междисциплинарное явление. Она возникла на стыке искусства и науки и вобрала в себя достижения медицины, педагогики, культурологии, социологии и других дисциплин. Ее методы универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам, начиная от решения проблем социальной и психологической дезадаптации и заканчивая развитием человеческого потенциала, повышением планки психического и духовного здоровья.
Используют различные арт-техники при работе с детьми для достижения следующих результатов:
развитие творческих способностей;
Публикация «АРТ-терапия как средство развития социальных навыков несовершеннолетних» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
повышение самооценки и рост самосознания;
развитие эмоционально-нравственного потенциала;
формирование умения решать внутренние и групповые проблемы;
формирование умения выражать эмоции;
формирование умения разрешать конфликтные ситуации, снятие напряжения, релаксация;
развитие коммуникативных навыков, навыков социальной поддержки и взаимного доверия.
Арт-терапия представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества. Арт-терапевтическая атмосфера способствует раскрытию ребенком своего потенциала.
Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
И, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.
Проработка проблем посредством творческой деятельности является наиболее «экологичным» методом, поскольку, находясь в творческом процессе, ребенок получает для себя столь необходимую возможность самовыражения своего потенциала, оптимизируются его эмоциональная сфера и поведенческие особенности.
- Развивается мелкая моторика. Известно: рука учит мозг - чем свободнее ребёнок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление. Чтобы ребёнок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше, подходит работа с мелким материалом, который используется на наших занятиях. Вследствие этого развивается мелкая моторика пальцев рук у детей.
- Развивается творчество и воображение. Содержание и методика проведения занятий по продуктивной деятельности прежде всего направлены на развитие творчества у детей. Для этого используется художественное слово, а также музыка.
- Создание эмоционально - положительного настроя у детей. Нетрадиционные формы работы доставляют детям множество положительных эмоций. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок преодолевает робость, страх перед тем, что у него ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.
Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.
Арт-терапия – это развитие и гармонизация личности, помогающие при решении любых проблем.
Арт-терапевтические занятия можно рассматривать как одну из инновационных форм работы с детьми.
Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.
Дети должны повысить уровень творческих способностей, осознать ценность собственной личности, повысить уверенность в себе, снизить психоэмоциональное напряжение, уровень агрессивности, сформировать умение эффективно общаться с другими.
Арт-терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности. К средствам искусства относятся : живопись, музыка, литературные произведения, театр и т. д.
- арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний; изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;
При использовании арт-терапии предлагаются разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепка, выжигание, поделки из ткани, меха, природного материала. При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека.
Творчество, как известно, само по себе обладает целительной силой.
Но сейчас арт-терапия приобрела педагогическое направление. Использование данного термина не связано буквально с лечением заболевания (как известно «therapia» в переводе с латинского означает лечение). Имеется в виду «социальное врачевание» личности, изменение стереотипов ее поведения средствами художественного творчества. Педагогическое направление связано с укреплением психического здоровья ребенка и выполняет психогигиенические (профилактические) и коррекционные функции.
Достоинством арт-терапии является «язык» визуальной и пластической экспрессии. Согласно восточной мудрости, «картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов». Рисунок для детей является не искусством, а речью. Им свойственно стремление рисовать. Это – своеобразное экспериментирование с художественными символами в качестве заместителей реальных объектов. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении.
Арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие важные педагогические задачи.
Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.
Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.
Психотерапевтические. «Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.
Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.
Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
Формы арт-терапии различны при работе с детьми, подростками и взрослыми. И, тем не менее, можно говорить о двух основных вариантах арт-терапевтической работы – индивидуальной и групповой арт-терапии. Предпочтение отдается групповым формам, так как позволяет работать с более широким кругом клиентов. М. Либман, например, указывает, что групповая арт-терапия :
- позволяет развивать ценные социальные навыки;
- связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы;
- дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;
- позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими;
- повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности;
- развивает навыки принятия решений.
Групповая арт-терапия также предполагает особую «демократическую» атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников групп. Она во многих случаях требует определенных коммуникативных навыков и способности адаптироваться к групповым «нормам».
Как только ребенок берет в руки кисточку, пластилин или глину для лепки, он высвобождает свое подсознание. В итоге получается исцеление через самовыражение творческого потенциала. Рассматривая методы работы с детьми, арт-терапия является одним из самых действенных способов. Интересен и сам процесс: размазывание, разбрызгивание, смешение, подбор или импульсивное рисование красками - это будет красиво!
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из сложной ситуации. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно.
Трудно переоценить важность применения приемов арт-терапии Искусство само по себе обладает целительным действием.
Арт-терапия :
- Создает положительный эмоциональный настрой.
- Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким – либо причинам затруднительно обсуждать вербально.
- Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинками, скульптурами – безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций (К. Рудестам). Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.
Рисование пластилином.
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ на сегодняшний день является популярным, мягким и очень эффективным методом в решении проблем.
Очень важно отметить, что данная методика воздействия не имеет противопоказаний и ограничений. Она широко используется в педагогике, социальной работе и даже бизнесе. Разнообразные приемы пластилинографии любому человеку дают возможность выразить свой внутренний мир через искусство, излить свои эмоции в творчество. Важно, что каждый из нас может самостоятельно, без помощи специалиста, заниматься пластилинограцией и арт-терапией в целом. Упражнения по пластилинограции помогают расслабиться, снять напряжение и чувствовать себя свободнее.
Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоемкая техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания.
Рисование пластилином – это искусство на стыке двух классических изобразительных жанров: «плоской» живописи и объемного изображения, то есть скульптуры. Пластилин – благодатнейший материал для художника, но, кажется, еще недостаточно оцененный.
Рисование пластилином является полезным занятием. При этом развивается мелкая моторика рук, что помогает хорошо подготовиться к школе. Ведь во время отщипывания и размазывания пластилина по картону мышцы пальцев рук хорошо напрягаются. Кроме того, это увлекает настолько, что помогает создавать рельефную картину.
В процессе игры дети не только познают мир, но и знакомятся с человеческой психологией, что происходит благодаря общению и взаимодействию.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что предложенная социально-педагогическая деятельность по коррекции общения является эффективной.
Использованная литература:
Давыдова Г. Н. "Пластилинография для малышей"
Давыдова Г. Н. " Нетрадиционные техники рисования в детском саду часть I и II."
Жукова О. Г, Дьяченко И. И. «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».
Киселёва М. В. " Арт- терапия в работе с детьми
Лыкова Е. " Изобразительная деятельность в детском саду"
Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки».