Вероника Владимировна Клинова
Игровая терапия как средство диагностики и коррекции детей
▼ Скачать + Заказать документы
Оказание психологической помощи детям, испытывающим трудности в развитии - одна из важнейших задач практической психологии. Эффективным средством коррекции психического развития ребенка считается игра.
Игра - одно из важнейших средств социализации ребенка. Все сотрудники специализированного учреждения знают, что у детей, лишенных родительского попечения, игровой опыт очень мал и нередко носит искаженный характер. Педагоги стремятся восстановить этот пробел, вовлечь в игровую деятельность, включают в арсенал своей работы своеобразное комплексное средство - игротерапию, которое позволяет осуществить диагностику и коррекцию разбалансированной, эмоционально-волевой, коммуникативной и опорно-двигательной сфер детей, лишенных родительского попечения.
Публикация «Игровая терапия как средство диагностики и коррекции детей» размещена в разделах
На первоначальном этапе работы психологи стараются: 1) установить позитивный эмоциональный контакт взрослого с ребенком, позволяющий организовывать в совместной игре актуализацию и проигрывание значимых для ребенка конфликтов; 2) пытаться добиться катарсиса – формы эмоционального реагирования, приводящая к преодолению негативных эмоциональных переживаний и освобождению от них; 3) далее идет процесс исследования и апробирования ребенком различных способов и форм взаимодействия с миром в атмосфере личной безопасности.
Диагностика различных психоэмоциональных нарушений проводится с помощью цветовых психо-диагностических тестов (М. Люшер, ТЦВ Л. Собчик, рисуночных тестов (ДДЧ, Рисунок "Несуществующего животного", "Рисунок семьи", "Выбери нужное лицо", "Тест Розенцвейга", "Тест руки" и др.) На основе результатов психодиагностики для каждого ребенка выбираются приоритетные направления в игровой психокоррекции. Игровая психокоррекция проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Задача психолога, состоит в организации ориентировки детей в различных ситуациях, а также регулировании отношений между детьми, формировании у них эффективных способов поведения и общения в психологически благоприятной атмосфере игровых занятий.
В процессе игры формируются свойства и качества личности, благодаря которым ребенок реализует адекватные способы поведения, общения и деятельности, соответствующие социальным нормам и требованиям.
В нашем центре игровую коррекцию эмоциональных нарушений, нарушений поведения и личностных нарушений у детей мы проводим с помощью сказкотерапии. Особое внимание уделяется моменту проникновения, прочувствования ребенком сказочных образов, в связи с этим взрослый (психолог) не читает, а рассказывает детям сказку, усиливая эмоциональные переживания. Разыгрывание сказочного сюжета представляет собой не просто воспроизведение текста, а воплощение детьми тех образов, которые передавали их восприятие, понимание сказки, а также их ситуативное эмоциональное состояние.
Сказки тщательно подбираются таким образом, что содержат в себе достаточное количество ролей, дают возможность различной интерпретации действий, поступков героев, возможность для спонтанных проявлений и импровизации участников игры. Например: игровая коррекция страхов проводится с помощью сказок: "Красивый рассказ про страшное", "Девочка с мишкой" и другие сказки, на основе сюжета которых обыгрываются ситуации: изгнание серого волка ("Три поросенка", " Красная шапочка", приручение страха (" Аленький цветочек", "Пряничный домик" и др., коррекция тревожности ("Гуси-лебеди").
Кроме игровой сказкотерапии в своей работе мы используем подвижные игры, способствующие снятию эмоционального напряжения, агрессивности, тревожности ("Жмурки", " Кошки – мышки", "Ловишки", "Путаница", сюжетно-ролевые игры, которые способствуют развитию коммуникативных навыков, приобретению навыков бесконфликтного общения, обогащают словарный запас, расширяют представления об окружающем мире. С помощью взрослого, воспитателя или психолога, ребенок выстраивает психологическое пространство, в котором ему комфортно. Взрослый старается смоделировать игровые ситуации таким образом, чтобы у ребенка была возможность поступить тем или иным образом в каждом конкретном случае. Выбор ребенка анализируется, обсуждаются его положительные и отрицательные стороны. В своей работе мы используем также групповую игротерапию способствующую снятию внутреннего напряжения, выбросу отрицательных эмоций, агрессии, и других негативных состояний ("Мафия", "Чары злобного Крокса", "Кричалки" и др.) Игровая коррекция помогает сплочению детского коллектива, воспитанию эмпатии, сензитивности, чуткому отношению друг к другу и окружающим людям ("Комплименты", "Ассоциации", "Кто о тебе сказал" и др.). В работе с детьми дошкольного младшего школьного возраста большую пользу приносят занятия психогимнастикой, где дети в игровой форме учатся понимать и выражать различные эмоции, свои эмоциональные состояния, снимать внутреннее напряжение, мышечные зажимы, анализировать собственное поведение.
Т. о. игровая психокоррекция является основным и самым действенным, по нашему мнению, методом работы с дезадаптированными детьми, позволяющим в ненавязчивой форме добиваться успешной реабилитации подопечных.