МААМ-картинки

Игровая терапия как средство диагностики и коррекции детей

Вероника Владимировна Клинова
Игровая терапия как средство диагностики и коррекции детей
▼ Скачать + Заказать документы

Оказание психологической помощи детям, испытывающим трудности в развитии - одна из важнейших задач практической психологии. Эффективным средством коррекции психического развития ребенка считается игра.

Игра - одно из важнейших средств социализации ребенка. Все сотрудники специализированного учреждения знают, что у детей, лишенных родительского попечения, игровой опыт очень мал и нередко носит искаженный характер. Педагоги стремятся восстановить этот пробел, вовлечь в игровую деятельность, включают в арсенал своей работы своеобразное комплексное средство - игротерапию, которое позволяет осуществить диагностику и коррекцию разбалансированной, эмоционально-волевой, коммуникативной и опорно-двигательной сфер детей, лишенных родительского попечения.

Публикация «Игровая терапия как средство диагностики и коррекции детей» размещена в разделах

На первоначальном этапе работы психологи стараются: 1) установить позитивный эмоциональный контакт взрослого с ребенком, позволяющий организовывать в совместной игре актуализацию и проигрывание значимых для ребенка конфликтов; 2) пытаться добиться катарсиса – формы эмоционального реагирования, приводящая к преодолению негативных эмоциональных переживаний и освобождению от них; 3) далее идет процесс исследования и апробирования ребенком различных способов и форм взаимодействия с миром в атмосфере личной безопасности.

Диагностика различных психоэмоциональных нарушений проводится с помощью цветовых психо-диагностических тестов (М. Люшер, ТЦВ Л. Собчик, рисуночных тестов (ДДЧ, Рисунок "Несуществующего животного", "Рисунок семьи", "Выбери нужное лицо", "Тест Розенцвейга", "Тест руки" и др.) На основе результатов психодиагностики для каждого ребенка выбираются приоритетные направления в игровой психокоррекции. Игровая психокоррекция проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Задача психолога, состоит в организации ориентировки детей в различных ситуациях, а также регулировании отношений между детьми, формировании у них эффективных способов поведения и общения в психологически благоприятной атмосфере игровых занятий.

В процессе игры формируются свойства и качества личности, благодаря которым ребенок реализует адекватные способы поведения, общения и деятельности, соответствующие социальным нормам и требованиям.

В нашем центре игровую коррекцию эмоциональных нарушений, нарушений поведения и личностных нарушений у детей мы проводим с помощью сказкотерапии. Особое внимание уделяется моменту проникновения, прочувствования ребенком сказочных образов, в связи с этим взрослый (психолог) не читает, а рассказывает детям сказку, усиливая эмоциональные переживания. Разыгрывание сказочного сюжета представляет собой не просто воспроизведение текста, а воплощение детьми тех образов, которые передавали их восприятие, понимание сказки, а также их ситуативное эмоциональное состояние.

Сказки тщательно подбираются таким образом, что содержат в себе достаточное количество ролей, дают возможность различной интерпретации действий, поступков героев, возможность для спонтанных проявлений и импровизации участников игры. Например: игровая коррекция страхов проводится с помощью сказок: "Красивый рассказ про страшное", "Девочка с мишкой" и другие сказки, на основе сюжета которых обыгрываются ситуации: изгнание серого волка ("Три поросенка", " Красная шапочка", приручение страха (" Аленький цветочек", "Пряничный домик" и др., коррекция тревожности ("Гуси-лебеди").

Кроме игровой сказкотерапии в своей работе мы используем подвижные игры, способствующие снятию эмоционального напряжения, агрессивности, тревожности ("Жмурки", " Кошки – мышки", "Ловишки", "Путаница", сюжетно-ролевые игры, которые способствуют развитию коммуникативных навыков, приобретению навыков бесконфликтного общения, обогащают словарный запас, расширяют представления об окружающем мире. С помощью взрослого, воспитателя или психолога, ребенок выстраивает психологическое пространство, в котором ему комфортно. Взрослый старается смоделировать игровые ситуации таким образом, чтобы у ребенка была возможность поступить тем или иным образом в каждом конкретном случае. Выбор ребенка анализируется, обсуждаются его положительные и отрицательные стороны. В своей работе мы используем также групповую игротерапию способствующую снятию внутреннего напряжения, выбросу отрицательных эмоций, агрессии, и других негативных состояний ("Мафия", "Чары злобного Крокса", "Кричалки" и др.) Игровая коррекция помогает сплочению детского коллектива, воспитанию эмпатии, сензитивности, чуткому отношению друг к другу и окружающим людям ("Комплименты", "Ассоциации", "Кто о тебе сказал" и др.). В работе с детьми дошкольного младшего школьного возраста большую пользу приносят занятия психогимнастикой, где дети в игровой форме учатся понимать и выражать различные эмоции, свои эмоциональные состояния, снимать внутреннее напряжение, мышечные зажимы, анализировать собственное поведение.

Т. о. игровая психокоррекция является основным и самым действенным, по нашему мнению, методом работы с дезадаптированными детьми, позволяющим в ненавязчивой форме добиваться успешной реабилитации подопечных.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Методическая рекомендация "Дидактическая игра, как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР".

Семинар-практикум «Игровая деятельность как средство развития детей дошкольного возраста» (оформление документации) Приказ 03.12.2015г. г. Троицк № О проведении семинара - практикума «Игровая деятельность, как средство развития.

Игровой самомассаж как средство коррекции речи детей (из опыта работы учителя-логопеда)Игровой самомассаж как средство коррекции речи детей (из опыта работы учителя-логопеда) В настоящее время использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством.

Игра-драматизация как средство коррекции застенчивости у детей Застенчивость очень распространенное и разностороннее качество личности человека. Под застенчивостью понимают стыдливость, замкнутость,.

Игровая деятельность как средство развития общения детей старшего дошкольного возраста Основные положения Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе.

Картотека «Игровая терапия» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №45» КАРТОТЕКА ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ Подготовил:.

План по самообразованию «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции» План по самообразованию[/b] Учителя-логопеда О. В. Соловьевой на 2014-2016 учебный год. А. С.  макаренко:Учитель может учить других до тех.

Самомассаж ребенка как средство коррекции дизартрических проявлений у детей дошкольного возраста С каждым годом количество детей, страдающих нарушениями речи, которые обусловлены проблемами с деятельностью центральной нервной системы,.

Сказка как средство развития и коррекции психических функций у детей с интеллектуальной недостаточностью «Сказка как средство развития и коррекции психических функций у детей с интеллектуальной недостаточностью». Дети с интеллектуальной недостаточностью.

Театрально-игровая деятельность как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста Игра - естественный для ребёнка вид деятельности, мотив её лежит в самой её сущности. Свободное от регламентации игровое действие позволяет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая терапия как средство диагностики и коррекции детей
Опубликовано: 3 мая 2016 в 16:40
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровая терапия как средство диагностики и коррекции детей» (включая файлы) размещена пользователем Вероника Владимировна Клинова (УИ 523148) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД