Лучший педагог года

Арт-терапия как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ

Ирина Панина
Арт-терапия как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема адаптации детей к детскому саду на современном этапе приобретает всё большую актуальность. Объясняется это с одной стороны тем, что существующая экономическая обстановка вынуждает большинство родителей как можно раньше выходить на работу, с другой – усиливающимся личностно-ориентированным подходом к детям в дошкольном периоде. При этом недостаточная или неправильно организованная адаптация может надолго нарушить эмоциональное состояние детей.

Публикация «Арт-терапия как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ» размещена в разделах

Адаптация – от лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации. Поэтому особенно важная роль адаптации в младшей группе ДОУ, когда ребёнок только начинает посещение детского учреждения. Сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок».

Арт-терапия обладает очевидными преимуществами перед формами психотерапевтической работы, основанными на игровой деятельности:

1. Арт-терапия не требует от ребёнка каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков.

2. Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью.

3. Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она имеет «инсайт-ориентированный» характер - предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека.

4. Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека.

5. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции.

6. Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

Существует несколько видов арт-терапии : сказкотерапия, маскотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, куклотерапия, игротерапия, драматерапия, изотерапия и т. д.

Арт-терапевтические занятия проводятся в специально оборудованной изостудии, оснащенной необходимыми дидактическими пособиями, наглядным материалом, техническими художественными средствами.

Арт-терапевтическая изобразительная деятельность предполагает широкий выбор различных материалов, техник и приемов создания изображений. При этом специально подобранное музыкальное сопровождение способствует снятию психо-эмоционального напряжения, развитию творческих способностей детей.

К наиболее простым для применения на практике методам арт-терапии можно отнести изотерапию. При этом самыми эффективными и часто используемыми приемами изобразительной техники считаются:

1. Техника марания.

Определение «марание» выбрано в связи с неструктурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен.

2. Штриховка, каракули.

Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги.

3. Монотипия.

На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении.

4. Рисунок на стекле.

5. Пальчиковая живопись (рисование ладошками, ступнями ног).

6. Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами).

7. Рисование предметами окружающего пространства (рисовать мятой бумагой, губками, палочками, нитками, коктейльными соломинками).

В младшей группе наиболее доступной и соответствующей возрастным особенностям этого детского возраста формой работы с детьми является групповая. Как правило, дети выполняют задания индивидуально, каждый создает свой рисунок или изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ. Для младшей группы такие занятия для достижения желаемого эффект необходимо проводить 1 раз в неделю в первой младшей и 1 раз в неделю во второй младшей группе по подгруппам, во вторую половину дня. Продолжительность занятий – от 10 минут, в зависимости от интереса детей к содержанию занятия. Таким образом, общий период проведения арт-терапии составит 2 года.

Для адаптации ребенка к детскому саду необходим метод положительного психологического воздействия, таким методом является арт-терапия, так как арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса малыша. В основе этого психологического метода лежит как медицинская практика, так и разностороннее художественное творчество: рисование, визуализация, лепка, монотипия, музыка, аудиальное развитие, литература и др., что позволяет создать наиболее эффективные условия для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Литература

1. Дубровская Н. В. Рисунки, спрятанные в пальчиках/ Н. В. Дубровская. – М. : Культура, 2013.

2. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста/ Р. Г. Казакова. – М. : Сфера, 2015.

3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в ДОУ младший возраст/ И. А. Лыкова. М. : Эксмо, 2017.

4. Утробина К. К. Увлекательное рисование методом тычка с детьми/ К. К. Утробина. – М. : Планета, 2016.

Публикации по теме:

Арт-терапия как средство развития личности и коррекции эмоциональных проблем ребенка дошкольного возраста Психологическая технология «Арт-терапия как средство развития личности и коррекции эмоциональных проблем ребенка дошкольного возраста».

Театрализованная деятельность в адаптации детей младшего дошкольного возраста Тема моего выступления «Театрализованная деятельность в адаптации детей младшего дошкольного возраста». Проработав не первый год с детьми.

Использование элементов театрализованной деятельности для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста Первая ступень в воспитании и формировании гармонично развитого человека, способного решать различные задачи, быть социально активным в.

Манная терапия, или Рисование манкой с детьми младшего дошкольного возрастаМанная терапия, или Рисование манкой с детьми младшего дошкольного возраста Рисование манкой нравится практически всем детям, а малышам особенно. В чем польза рисования манкой • Во-первых, манку можно брать в рот.

Организация работы и особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ И ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Адаптация — это приспособление организма.

Песочная терапия, как способ развития социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» № 23 «Социально – коммуникативное развитие детей младшего.

Консультация «Роль театра в адаптации детей младшего дошкольного возраста»Консультация «Роль театра в адаптации детей младшего дошкольного возраста» В нашей группе раннего возраста есть несколько видов театра — настольный, теневой, пальчиковый, перчаточный, планируем сделать магнитный.

Сказкотерапия как метод адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ Процесс перехода из семьи в детское дошкольное учреждение очень сложен для малыша. Ребёнку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям,.

Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ Младший дошкольный возраст характеризуется интенсивным социальным развитием и формированием отношений со сверстниками. От того, легко или.

Технология песочной терапии в адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ Каждому, кто работает в детском саду, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, т. к. это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапия как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ
Опубликовано: 16 октября 2019 в 19:57
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арт-терапия как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Панина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД