Ирина Панина
Арт-терапия как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема адаптации детей к детскому саду на современном этапе приобретает всё большую актуальность. Объясняется это с одной стороны тем, что существующая экономическая обстановка вынуждает большинство родителей как можно раньше выходить на работу, с другой – усиливающимся личностно-ориентированным подходом к детям в дошкольном периоде. При этом недостаточная или неправильно организованная адаптация может надолго нарушить эмоциональное состояние детей.
Публикация «Арт-терапия как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Арт-терапия в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
Адаптация – от лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации. Поэтому особенно важная роль адаптации в младшей группе ДОУ, когда ребёнок только начинает посещение детского учреждения. Сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок».
Арт-терапия обладает очевидными преимуществами перед формами психотерапевтической работы, основанными на игровой деятельности:
1. Арт-терапия не требует от ребёнка каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков.
2. Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью.
3. Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она имеет «инсайт-ориентированный» характер - предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека.
4. Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека.
5. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции.
6. Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.
Существует несколько видов арт-терапии : сказкотерапия, маскотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, куклотерапия, игротерапия, драматерапия, изотерапия и т. д.
Арт-терапевтические занятия проводятся в специально оборудованной изостудии, оснащенной необходимыми дидактическими пособиями, наглядным материалом, техническими художественными средствами.
Арт-терапевтическая изобразительная деятельность предполагает широкий выбор различных материалов, техник и приемов создания изображений. При этом специально подобранное музыкальное сопровождение способствует снятию психо-эмоционального напряжения, развитию творческих способностей детей.
К наиболее простым для применения на практике методам арт-терапии можно отнести изотерапию. При этом самыми эффективными и часто используемыми приемами изобразительной техники считаются:
1. Техника марания.
Определение «марание» выбрано в связи с неструктурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен.
2. Штриховка, каракули.
Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги.
3. Монотипия.
На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении.
4. Рисунок на стекле.
5. Пальчиковая живопись (рисование ладошками, ступнями ног).
6. Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами).
7. Рисование предметами окружающего пространства (рисовать мятой бумагой, губками, палочками, нитками, коктейльными соломинками).
В младшей группе наиболее доступной и соответствующей возрастным особенностям этого детского возраста формой работы с детьми является групповая. Как правило, дети выполняют задания индивидуально, каждый создает свой рисунок или изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ. Для младшей группы такие занятия для достижения желаемого эффект необходимо проводить 1 раз в неделю в первой младшей и 1 раз в неделю во второй младшей группе по подгруппам, во вторую половину дня. Продолжительность занятий – от 10 минут, в зависимости от интереса детей к содержанию занятия. Таким образом, общий период проведения арт-терапии составит 2 года.
Для адаптации ребенка к детскому саду необходим метод положительного психологического воздействия, таким методом является арт-терапия, так как арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса малыша. В основе этого психологического метода лежит как медицинская практика, так и разностороннее художественное творчество: рисование, визуализация, лепка, монотипия, музыка, аудиальное развитие, литература и др., что позволяет создать наиболее эффективные условия для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Литература
1. Дубровская Н. В. Рисунки, спрятанные в пальчиках/ Н. В. Дубровская. – М. : Культура, 2013.
2. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста/ Р. Г. Казакова. – М. : Сфера, 2015.
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в ДОУ младший возраст/ И. А. Лыкова. М. : Эксмо, 2017.
4. Утробина К. К. Увлекательное рисование методом тычка с детьми/ К. К. Утробина. – М. : Планета, 2016.