Екатерина Датченко
Сказкотерапия как метод адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс перехода из семьи в детское дошкольное учреждение очень сложен для малыша. Ребёнку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Ранее сформированные динамические стереотипы, иммунная система, физиологические процессы подвергаются некоторым преобразованиям. Возникает необходимость преодоления психологических преград.
Публикация «Сказкотерапия как метод адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Средняя группа
- Темочки
Здоровый малыш может посещать детский сад. У него уже появился интерес к общению с людьми, его словарный запас и приобретённые к этому времени навыки самостоятельности позволяют ему быть достаточно независимым. Тем не менее, многим трёхлетним детям тяжело оставаться на целый день в обществе чужих людей. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.
Адаптивные возможности ребёнка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям.
Дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности легли в основу построения цикла занятий для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации с использованием метода сказкотерапии.
«Сказкотерапия» - это слово появилось в русском языке сравнительно недавно. В науке сказкотерапия – одно из самых молодых направлений практической психологии. С другой стороны, сказкотерапия – это самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Выделяют три этапа, предшествующих оформлению концепции сказкотерапии как направления, как школы:
- Этап спонтанного сложения и передачи историй
- Этап научного осмысления метафорического материала
- Этап использования сказки как техники, или как «упаковки» основного инструментария психолого-педагогической работы. «Упаковка» инструкции психологического задания в сказку помогает смягчить воздействие, делает психологическую интервенцию менее директивной, активизирует ресурсы воображения, расширяя границы сознания.
«Сказкотерапия» - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, в ней проявляется чувство защищённости и аромат тайны.
Для сказкотерапевтов «сказкотерапия» - это учение и язык одновременно. Учение – потому что сказки, притчи, легенды, мифы хранят информацию о том, как люди ищут, соприкасаются, переживают присутствие или отсутствие общечеловеческих ценностей: Любви, Веры, Истины, Сотрудничества, Самодисциплины, Достоинства. Язык – потому что увлекательный сюжет, легко воспринимается, усваивается, запоминается. А значит, легко усваиваются и запоминаются основные ценности, и душа человека напитывается добром.
Цель таких занятий – оказать помощь в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются и основные задачи:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения
- снижение импульсивности, тревоги
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом
- развития внимания, восприятия, речи, воображения
- развитие общей и мелкой моторики, координации движений.
Занятия длительностью 10-15 минут проводятся два раза в неделю, рассчитаны в среднем на 10 сеансов. Каждое занятие повторяется по 2-3 раза.
Сказка помогает ребенку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности.
Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит четко формулировать свои мысли и излагать их на публике, развивает память и внимание. Дает ребенку чувство психологической защищенности, т. к. имеет в своем сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу.
Литература:
1. Вологодина Н. В. Сказкотерапия, или как стать победителем. – Ростов н/Д. 2006
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. – СПб. 2006
3. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович – СПб. 2005