МААМ-картинки

Арт-терапия как средство развития личности и коррекции эмоциональных проблем ребенка дошкольного возраста

Марина Фадеева
Арт-терапия как средство развития личности и коррекции эмоциональных проблем ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Психологическая технология «Арт-терапия как средство развития личности и коррекции эмоциональных проблем ребенка дошкольного возраста»

«Способность творчества есть великий дар природы;

акт творчества в душе творящей есть великое таинство;

минута творчества есть минута великого священнодействия»

В. Белинский

Введение

Публикация «Арт-терапия как средство развития личности и коррекции эмоциональных проблем ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах

Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. В детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима. Данная задача продиктована основным направлением дошкольного образования : сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка.

Детская психика очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и наедине с самими собой. Родители очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия.

Актуальность темы.

Арт-терапия или «терапия творческим самовыражением» предоставляет ребенку неограниченные возможности для познания и утверждения собственного «Я», что помогает мобилизовать внутренние естественные механизмы психики ребенка. Арт-терапевтическая практика всегда имеет очищающий, освобождающий характер. Актуальность использования методов арт-терапии в работе психолога с детьми таится в психике самого ребенка : его непосредственности, пластичности, открытости к творческой игре, познанию нового. Именно этот вид терапии эффективен при самых различных эмоциональных и поведенческих нарушениях у детей.

Также, включение в работу психолога арт-методов соответствует новому федеральному государственному образовательному стандарту и строится на принципах разностороннего развития детей с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Значимость технологии

Термин арт-терапия введен Адрианом Хиллом в 1938 году и означает «Арт» – искусство, «Терапия» – лечение. Является современным методом положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления здоровья детей.

Отечественные педагоги и психологи Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Э. И. Ильенков, М. С. Коган, Б. М. Неменский указывали на необходимость создания специальных способов, средств и условий, обеспечивающих развитие детей с проблемами в развитии, основанные на искусстве. В своих работах они отмечали, что приобщение ребенка к искусству, «погружение» его в мир единства чувств и мыслей, преобразующих человека, обогащает его, раскрывает творческий потенциал. Также, искусство положительно влияет на ЦНС, что подтверждает в своих работах известные психиатры А. Л. Гросман и В. Райков.

Арт-терапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других. Арт - терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового. Арт-терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным.

Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации, так как она в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для детей, которым сложно выразить свои мысли в словах. На сегодняшний день зарубежными и отечественными специалистами накоплен богатый опыт использования методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста. Копытин А. И., Киселева М. В., Мамайчук И. И., Сучкова Н. О., Свистунова Е. В. показали возможность применения арт-методов для детей с более или менее выраженными нарушениями развития. Наиболее распространена в психокоррекционной работе с дошкольниками изотерапия, которая применяется и при наличии психосоматических расстройств такими специалистами как Г. В. Бурковский, Р. Б. Хайкин и личностных нарушений в работах А. И. Захарова, О. А. Карабановой.

Использование методов арт-терапии существенно повышает личную ценность ребенка, содействует формированию позитивной самооценки и повышению уверенности в себе. В процессе работы создаются благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции Методы арт-терапии направлены на развитие высших психических функций: внимания, воображения, мышления, памяти, а также, социальных и вербальных навыков, мелкой моторики. Таким образом, использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, предлагает ребенку (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, доступные формы, облегчает процесс коммуникации для замкнутых и стеснительных детей; оно также даёт возможность невербального контакта, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.

Цель: гармонизация развития личности ребенка через развитие способностей самовыражения и самопознания в искусстве.

Задачи:

• адаптация детей к условиям образовательного учреждения и повышение уровня усвоения образовательной программы;

• возможность выхода агрессивности и других негативных чувств социально приемлемым способом (работа над рисунками и коллажами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение);

• облегчение процесса коррекции (неосознаваемые внутренние конфликты и переживания детям часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их с помощью слов);

• получение материала для интерпретации и диагностических заключений;

развитие чувства внутреннего контроля;

развитие произвольности психических процессов;

развитие художественных способностей и повышение самооценки;

развитие социально значимых чувств и способов общения (чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития, взаимного принятия, сопереживание, эмпатия);

развитие познавательных и созидательных навыков.

развитие творческих и коммуникативных способностей

• стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я»

• расширение представлений о самих себе, развитие интереса к самому себе.

развитие уверенности в себе, повышение самооценки.

• сплочение детского коллектива.

• снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.

Таким образом, практическая значимость использования арт-терапии в коррекционно-развивающей работе состоит в простоте и эффективности данного метода, основанного на творчестве и игре ребенка, что дает ему в качестве средства возможность безболезненно для других и самого себя выразить свои эмоции и чувства.

Психологические техники:

изотерапия (лечебное воздействие средствами искусства : рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.);

библиотерапия (лечебное воздействие чтением);

имаготерапия (лечебное воздействие через образ, театрализацию);

музыкотерапия (лечебное воздействие через восприятие музыки);

вокалотерапия (лечение пением);

кинезитерапия (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика – лечебное воздействие движениями и т. д.);

игротерапия;

маскотерапия;

песочная терапия;

сказкотерапия (лечебное воздействие чтением, театрализацией);

цветотерапия;

фототерапия.

Рассмотрим более подробно.

Музыкотерапия - это чрезвычайно богатое по силе воздействия, по широте возможностей, существующему эмпирическому материалу направление. Работая с музыкой надо все время помнить, что мы «беззащитны» перед ней: музыка воздействует на глубокие структуры мозга, минуя контроль сознания. Музыка использовалась, и будет использоваться как своеобразный катализатор, она применима в любых методологических системах. Музыка может сопровождать любой психологический процесс, а может воздействовать сама по себе, как лекарство.

Библиотерапия (creative writing, основанное на литературе самовыражение через творческое сочинение. При этом возможно совершенно свободное выражение (о чем хочу, что хочу и как хочу, так и заданные темы. В библиотерапии терапевтический эффект основан на законе Геннекена: главный герой любого литературного произведения всегда - автор. Сюда же относится и автобиографический метод, и сочинение драматических произведений, и стихосложение, ведение дневников, написание писем (хотя эпистолярный жанр в наше время явно вырождается) и многое другое.

Драматерапия - одно из направлений, наиболее разработанных в настоящее время. Одна из причин широкого использования и эффективности драматерапии - постоянная не востребованность в современном мире игрового потенциала человека, «недоигранность» детей и взрослых, потеря мощной народной игровой культуры как таковой. Метод необходимо включает и музыку, и танец, и грим, и рисование, и сочинительство, и многое другое. Во всех этих практиках ярко выражено театральное начало. Они построены на «отыгрывании» болезненных ситуаций и поиске оптимальных жизненных «ролей». В психодраме буквально организуются импровизированные спектакли, в игротерапии эти же задачи решаются в процессе обычной детской игры.

Куклотерапия (маскотерапия работа с куклами и марионетками) - может использоваться в разных направлениях арт-педагогики : психодраме, игротерапии, сказкотерапии и пр. Современные «куклотерапевты» едва ли не самым действенным способом работы с детьми считают кукольный театр. Дети играют либо в специально придуманных спектаклях, либо в обычных пьесах подходящего содержания. Роли, естественно, распределяются с чувством, толком и расстановкой. Прикладной вариант куклотерапии - изготовление кукол (из ниток, лоскутков и пр.) - несет большой высвобождающий скрытую энергию заряд.

Паркотерапия - использование исцеляющего и рекреационного воздействия на организм человека таких природно-досуговых многофункциональных комплексов, как сады и парки культуры. Сочетание эстетических (ландшафтный дизайн, природная среда, близкая к естественной) и культурно-досуговых форм воздействия (программы на открытых площадках, спортивные мероприятия и пр.).

Сказкотерапия - использование сказки для исцеления, излечения. Сказки можно сочинять, рассказывать, драматизировать, рисовать и т. д. Архетип сказки сам по себе является исцеляющим. В сказкотерапии ребенка «вписывают» в философскую сказку со счастливым концом, сказка служит средством встречи с самим собой. Дети приобретают знания о законах жизни и способах проявления созидательной творческой силы, о моральных нормах и принципах социальных взаимоотношений. В сказках описываются положительные опыты проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающегося человека. Сказка учит ребенка продуктивно преодолевать страх.

Игротерапия - использование естественного для ребенка занятия - игры - как способ моделирования отношений с окружающим миром и развитием личности. Игра позволяет сбросить напряжение, избавится от депрессии, побуждает активизироваться физически и познавательно в спонтанном выражении, погружает ребенка в атмосферу эмоционального комфорта.

Изотерапия - психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Дeти бoлee cклoнны к игpaм, oни намного изобритательнее взрослых, так как смотрят на этот мир по-другогму и видят то, на что взрослые не обращают внимания. Дети намного ярче видят окружающую обстановку и также ярко реагируют на ее изменение. Их эмоции, выраженные на занятиях изотерапии, максимально откровенные, что позволяет педагогу оценить психическое состояние ребенка.

Танцетерапия - анцевальная терапия это уникальный вид психотерапии, который берет свое начало в танцевальном искусстве. В ее основе лежит связь между психикой и телом. Танец - учший способ избавиться от напряжения – это выход физической энергии. Движения собственного тела в такт музыке разряжают внутреннее состояние ребенка, успокаивают и дарят приятные эмоции.

Формы проведения

Групповые, подгрупповые, индивидуальные.

Показания для проведения детской арт-терапии :

• упрямство;

• агрессия;

• страхи, тики, заикание, навязчивости;

• частая смена настроения;

• задержки речевого и психического развития;

• кризисные ситуации;

• трудности в общении со сверстниками и/или взрослыми;

• возбудимости или апатичности;

• тяжелая форма адаптации;

• подготовка к детскому саду;

• потери родительского контроля над ребенком, непослушание;

• застенчивость, тревожность и неуверенность в себе;

• агрессивность;

• гиперактивность.

Условия организации деятельности

Условие 1. Желание ребенка – основное условие занятия.

Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.

Условие 2. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.

Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.

Условие 3. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.

Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью. Изобразительная техника не противоречит потребностям и возможностям детского возраста, если обладает указанной чертой. Создавать изображения в данной технике будет для ребенка также естественно, как рисовать.

Условие 4. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.

Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток.

Условие 5. Поощрение и благодарность ребенку.

Очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.

Условие 6. Готовность педагога к диалогу.

Педагог должен быть готов к тому, что при диалоге во время занятия на общие вопросы о себе или рисунке ребенок иногда отвечает «Не знаю», и предлагает ему варианты ответов.

Условие 7. Участие педагога в той работе, которую он предлагает.

Педагог вместе с ребенком говорит о своем настроении (в начале и в конце занятия, рисует, лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все задания, которые дает и ребенку. Только тогда у ребенка формируется доверие к педагогу и к той необычной деятельности, которая ему предлагается.

Условие 8. Аккуратность и эстетика материала.

Нужно использовать яркий, красивый, добротный материал, с которым идет работа на занятии. Краски, карандаши, пластилин, бумага имеют аккуратный вид, ведь ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.

Условие 9. Монолог педагога с элементами гипнотического повествования.

На многих занятиях педагог рассказывает о том или ином явлении. Его монолог более всего полезен, если он содержит элементы гипнотического повествования, т. е. в какой-то степени речь педагога должна вводить в легкий транс с помощью повторения слов, предложений, использования эпитетов, метафор, изменения голоса. Это помогает создать атмосферу необычности, таинственности происходящего и помогает совершиться чуду спонтанного самораскрытия ребенка.

Условие 10. Получать удовольствие от самого процесса рисования, когда даже каракули и черкания играют роль исцеления!

Этапы арт-терапевтического процесса

I этап. Подготовительный.

Начальная диагностика, организационная деятельность.

II этап. Коррекционный.

Непосредственно арт-терапия.

III этап. Завершающий.

Конечная диагностика Основными результатами являются психологические изменения у участников процесса (гармонизация эмоциональной сферы, развитие здоровых установок и мотиваций, коррекция поведенческих нарушений и т. д., делающие обучение и психосоциальное функционирование более успешными. Оценка таких изменений производится с использованием методов наблюдения и анализа, психологической диагностики, а также с помощью мониторинга.

Воздействие арт-терапии на психику ребенка

Создает положительный эмоциональный настрой.

Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким– либо причинам затруднительно обсуждать вербально.

Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинками, скульптурами – безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.

Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.

Повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением.

Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.

Диагностика психического состояния ребенка

1. Сбор анамнестических данных.

2. Наблюдение в естественных условиях.

3. Тестирование по авторской методике «Тортик для Гномика».

4. Тест «Несуществующее животное».

5. Оценка творческих способностей по адаптированной методике Торренса.

6. Оценка эмоционального благополучия в группе.

7. Мониторинг ВПФ.

8. Анкетирование педагогов и родителей.

(см. Приложение 3,4)

Структура занятий

1. Приветствие

2. Гимнастика (пальчиковая, дыхательная, для глаз или ТО, самомассаж.

3. Эмоциональная гимнастика.

4. Основная часть.

5. Релаксация.

6. Прощание.

(см. Приложение 5)

Заключение

Арттерапия – это наиболее мягкий метод работы с нежной детской душой, позволяет детям ощутить мир во всем его богатстве и многообразии, а через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать. Искусство является, с одной стороны, источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает креативные потребности, способы их удовлетворения в том или ином виде, а с другой стороны является средством успешной социализации. Арт-терапия основана на спонтанном самовыражении, ребенок может не говорить или не осознавать свои проблемы, но при этом он может лепить, двигаться и выражать себя через движение всего своего существа. Именно данный метод позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.

Таким образом, арт-терапия - это один из самых интересных и творческих методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии детей.

Список используемой литературы

1. https://centerlado.ru/uploadedFiles/files/biblioteka/sborniki/Art-terapevticheskie_tekhnologii.Izoterapiya.pdf

2. Алексеева М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М. : АПК и ПРО, 2003.

3. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М. : Медицина, 1989.

4. Вачков И. В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. М., Ось-89, 2003.

5. Выготский Л. С. Психология искусства. -М., Искусство, 1986.

6. Заморев С. И. Игровая терапия. СПб, Речь, 2002.

7. Ирвуд Ч., Федорко М., Хольцман Э., Монтанари Л., Сильвер Р. Диагностика агрессивности на основе использования теста «Нарисуй историю»// Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. Том 7, №3

8. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб. : Питер, 2000.

9. Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб. : Лань, 1999.

10. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб. : Питер, 2002.

11. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии : подходы, диагностика, система занятий. СПб. : Речь, 2003.

12. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М. : Издательский центр «Академия», 2001.

13. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия / Под ред. Е. В. Свистуновой. – М. : Форум, 2016. – 192 с.

14. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия / Под ред. Е. В. Свистуновой. – М. : Форум, 2016. – 192 с.

15. Сазонова Т. В. Искусство - средство творческого развития и коррекции личности. Тамбов. Тамбовский ИПКРО, сб. 2006.

Публикации по теме:

Арт-терапия в работе педагога-психолога: профилактика эмоциональных и психологических проблем МУСО Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области Доклад-отчет.

Игротерапия и арт-терапия как средства решения коммуникативных проблем у ребенка Игротерапия Для детей игра один из основных инструментов становления в жизни. С помощью неё они учатся взаимодействовать с другими людьми,.

Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы) «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра – для них учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная.

Конспект консультации для педагогов «Сказкотерапия и арт-терапия, как средство познавательного развития дошкольников»Конспект консультации для педагогов «Сказкотерапия и арт-терапия, как средство познавательного развития дошкольников» Конспект консультации для педагогов по теме «Сказкотерапия и арт-терапия, как средство познавательного развития дошкольников» Сказкотерапия.

Краеведение как средство формирования патриотических качеств личности детей дошкольного возрастаКраеведение как средство формирования патриотических качеств личности детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги, в предыдущих публикациях много и подробно было рассказано и показано по этой теме. Сегодня и я хотела бы предложить Вашему.

Логоритмика как средство коррекции психоречевого развития дошкольников с задержкой психического развития «Логоритмика как средство коррекции психоречевого развития дошкольников с задержкой психического развития» МАДОУ «Центр развития ребенка.

Особенности развития и методы коррекции детей дошкольного возраста с ЗПР Введение Важнейшая прикладная задача возрастной психологии состоит в осуществлении систематического контроля за ходом психического развития.

Песочная терапия, как способ развития социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» № 23 «Социально – коммуникативное развитие детей младшего.

Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка Любовь Сеидова Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка В динамичном, быстро меняющемся мире, общество.

Презентация «Здоровьесберегающая технология Су-Джок терапия как средство оздоровления и коррекции речевого развития» Достоинства Су – Джок терапии Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект. Абсолютная безопасность –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапия как средство развития личности и коррекции эмоциональных проблем ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 11 июня 2019 в 22:13
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арт-терапия как средство развития личности и коррекции эмоциональных проблем ребенка дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Фадеева (УИ 994092) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД