Елена Иванова
Организация работы и особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ И ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребенка к детскому саду : легкая (1-16 дней, средняя (16-32 дня, тяжелая (32-64 дней).
Публикация «Организация работы и особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Легкая (1-16 дней.) При легкой степени адаптации поведение ребенка приходит в норму по всем основным показателям в течение месяца. Снижение аппетита при легкой степени адаптации умеренное, а через неделю повышается до нормального уровня.
Средняя (16-32 дня). Адаптация средней тяжести проходит дольше и с большими отклонениями. Аппетит и сон нарушаются, снижается активность малыша, он становится эмоционально подавленным. Может нарушиться стул, появиться потливость, темные круги под глазами. Острые респираторные заболевания возникают чаще и протекают тяжелее. Все эти симптомы проходят обычно к концу второго месяца.
Тяжелая (32-64 дней). Особую тревогу вызывает эта адаптация. Длительное и тяжелое течение болезней, сильное снижение аппетита, физической и эмоциональной активности – это симптомы, обусловленные тем, что защитные силы организма ребенка не справляются и не предохраняют ребёнка от многочисленных инфекционных факторов новой окружающей среды. Серьезный стресс и подорванность иммунной системы негативно сказывается на физическом и психическом развитии ребенка, на его эмоциональном состоянии. Ребенок может отказываться от еды, от игр и общения. Такая адаптация самая длительная и сроки её завершения зависят от индивидуальных особенностей ребёнка.
Участники процесса адаптации.
Главную роль в процессе адаптации играют конечно же родители и близкие ребенка, которые в первую очередь настраивают ребенка на положительные эмоции, дают представление о том, что такое детский сад, несмотря на то, что он еще маленький. Родители до прихода в детский сад должны уже подготавливать ребенка к изменением в его жизни (питании, режиме дня, отучение ребенка от всякого рода бутылок, сосок и т. п.). А воспитатель в свою очередь должен помочь ребенку как можно легче пройти этот период в жизни ребенка.
Основные моменты в период адаптации ребенка :
- создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
- организованная работа с родителями;
- правильная организация игровой и образовательной деятельности.
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку. Желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилия воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и доброжелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребёнку было приятно приходит в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно) негативные накапливаются и в конце прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления нет.
Работа с родителями в период адаптации ребенка.
В своей группе в период адаптации мы создаем родительские уголки, в которые мы помещаем практический материал: советы родителям по адаптационному периоду «Адаптация. Что это такое?», «Алгоритм прохождения адаптации», В ходе индивидуальных бесед с родителями выясняли, как изменяется поведение ребенка дома с момента поступления в детский сад.
Также родителям был предложен ряд анкет, позволяющих получить наиболее полную информацию о ребенке и его ближайшем окружении.
За поведением ребенка в группе ведется постоянное наблюдение, результаты которого заносятся в адаптационные листы. По окончанию адаптационного периода, выясняем у родителей их мнение о процессе адаптации ребенка, что позволяет что-то изменить, на что-то посмотреть другими глазами.
Открытое занятие для родителей и детей.
Также у нас в детском саду был проведен «День открытых дверей», который совпал с периодом адаптации детей. У нас в группе было проведено открытое занятие для родителей и детей «Играем - речь развиваем», где были рассказаны и показана, некоторые занятие, которые воспитатели проводят с детьми. А также попробовать родителям самим немного поиграть – позаниматься.
Организация игровой и образовательной деятельности в период адаптации детей.
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к взрослому. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения. Индивидуальный подход к каждому ребенку во время игры является непременным условием правильного руководства деятельностью детей. Подвижность детей чрезвычайна разнообразна, не все обладают необходимыми навыками и умениями, необходимо постоянно иметь ввиду таких детей, побуждать их к активности, подбирать для них специальные задания и поручения. Все игры проводятся в игровой форме. Акцент игр делается на игры по развитию мелкой моторики и сенсорики (пальчиковые игры, игры с крупами и т. п.)
Первый раз в детский сад
В первые дни прихода ребенка в детский сад, будет лучше, если ребенок возьмет с собой свою любимую игрушку - это создаст ему чувство спокойствия. Также и воспитатель может встречать ребенка с игрушкой, с помощью которой пригласит ребенка поиграть в группу. Ребенку будет интереснее заходить в группу, если будет играть спокойная музыка или музыка из знакомого мультика. Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте с взрослыми. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.
Статистика проделанной работы.
В первой младшей группе списочный состав детей 30.
Девочек – 14, мальчиков – 16.
Приём детей начался с 01 августа 2018 г. Закончился в середине ноября 2018 г.
Самый большой поток детей пришелся на август – сентябрь. В августе на адаптации было : 14 человек, в сентябре 10, в октябре 4 человека в ноябре 2 человека. Это видно из адаптационных листов. Ребенок сначала прибывал в группе до двух часов без родителей, затем если он чувствовал себя комфортно, то постепенно время пребывания увеличивалось. Ребенок оставался на обед, а затем и на полный день. Время пребывания ребенка на период адаптации зависит от того, как быстро он привык к режиму, питанию и конечно от индивидуальных особенностей организма. Таким образом, примерно 70% прошли адаптацию в легкой степени, 20% можно отнести к средней степени адаптации и 10% к тяжелой. Это связанно с сильной привязанностью к маме, частыми заболеваниями, особенностями нервной системы, неподготовленностью к режимным моментам детского сада, отсутствием единства требования в воспитании ребенка в семье. По истечению 3 месяцев у детей завершился процесс адаптации.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе прошёл успешно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации.