Галина Денисюк
Арт-терапия как одна из эффективных педагогических технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в условиях лекотеки
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-терапия — это лечение искусством, творчеством. (термин ввел А. Хилл). Ее психокоррекционная цель — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникации и социализации детей с ограниченными возможностями. Применяется такой метод лечения при проблемах эмоционально-личностного развития, в т. ч. аутизме, задержке умственного развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций.
Публикация «Арт-терапия как одна из эффективных педагогических технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в условиях лекотеки» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Начиная свою практическую деятельность в качестве арт-педагога, я изучила существующую литературу по данному направлению, провела комплекс наблюдений за детьми с ОВЗ посещающими занятия моих коллег, изучила особенности и динамику существующего дефекта у каждого малыша, что помогло сформулировать задачи моей практической деятельности, как арт-педагога, выделить проблемы, возникающие при работе с детьми с ОВЗ, разработать этапы их преодоления.
Первый этап - установление доверительных, эмоционально-положительных взаимоотношений между педагогом и ребёнком.
Для успешной реализации этого этапа я использовала щадящую сенсорную атмосферу занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в помещении для занятий, предоставлением ребёнку определё нной свободы действий: в выборе материалов деятельности, в расположении удобной для ребёнка позиции (сидя, стоя, лёжа на полу, рисование в вертикальной и горизонтальной проекции). Важное значение я придаю свободной мягкой эмоциональности занятий: общаюсь с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений, особенно, если у ребёнка расстройство аутического спектра. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Необходимо стать естественным участником его игр. Установление контакта с ребенком с ОВЗ требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса.
Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от арт-педагога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции, что предполагает готовность педагога предложить ребёнку несколько вариантов деятельности в зависимости от его эмоционального состояния на данный момент.
На третьем этапе важной задачей является организация целенаправленного поведения ребенка для достижения поставленных арт педагогом психокоррекционных задач.
• Таким образом, общие результаты коррекционного воздействия арт-терапии заключаются в следующем:
• 1. Создается положительный эмоциональный настрой.
• 2. Улучшается психическое здоровье.
• 3. Облегчается процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми.
• 4. Создаются и развиваются отношения взаимного приятия и эмпатии.
• 5. Прорабатываются подавляемые мысли и эмоции, и, как следствие, — безопасно разряжаются саморазрушительные и разрушительные тенденции.
• 6. Прорабатываются реальные проблемы и фантазии, с которыми сложно работать вербально. Развивается воображение, эстетический опыт, творческое самовыражение.
• 7. Снижается утомляемость и развивается чувство внутреннего контроля.
Эффективность арт-терапии проявляется в коррекции отклонений и нарушений личностного развития, в использовании внутренних ресурсов детей с ОВЗ, особенно механизмов саморегуляции и самоисцеления. Она помогает ребенку чувствовать себя нужным, узнавать о себе хорошее, развивать добрые отношения с людьми и окружающим миром. Навыки, приобретенные в процессе терапии искусством, после ее завершения ориентируют ребенка оставаться творческой личностью, желающей жить в ладу с самим собой и социумом.