Наталья Сергеевна Колчанова
«Гжель». Мастер-класс по пластилинографии и росписи тарелки
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс
«Нежно-голубое чудо – Сказочная гжель»
(роспись тарелки в технике пластилинография.)
1Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на нашем мастер – классе на тему «Пластинография с элементами гжельской росписи».
Я являюсь наставником воспитатель МАДОУ детский сад 1 Колчанова Н. С и мой наставляемый Белоусова Е. Е.
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели
Вы не слышали о Гжели!
(Презентация «Нежно-голубое чудо – сказочная Гжель»)
– Сегодня мы с Вами раскроем тайну голубых цветов Гжели.
- Так что же такое «Гжель»?
«Гжелью» сегодня называют очень разнообразные изделия: посуду и светильники, декоративные вазы и небольшие скульптуры, даже изящные наборы шахматных фигур. Но все – это белоснежная керамика с синей росписью. Всего два цвета – белый и синий, а какая Гжель нарядная, праздничная!
А как же появилась такая посуда, откуда пришел этот народный промысел. Послушайте легенду о том, как появилась бело-голубая красота.
Давным-давно это было. В некотором царстве,
в российском государстве, недалеко от Москвы,
средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. (Слайд 2).
Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины (Слайд 3).
Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре (Слайд 4).
И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал (Слайд 5).
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется (Слайд 6).
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его (Слайд 7).
Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница (Слайд 8).
Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по домам (Слайд 9).
Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется (Слайд 10).
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым.
И цветы, и люди, и птицы, и трава (Слайд 11).
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель» (Слайд 12).
На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси (Слайд 13).
- Вот такая история.
Мы предлагаем вам сегодня сделать тарелочку. А украшать её будут узоры гжельской росписи. Только мастера свою посуду расписывали красками, а мы сделаем это необычным способом – при помощи пластилина. Только для начала давайте вспомним элементы узора гжельской росписи. (Слайд 14)
(Демонстрация образца узора и описание техники выполнения Слайд 15 – Слайд 26)
1. Раскатываем тонкую колбаску-жгутик.
2. Начинаем с помощью таких жгутиков выкладывать стебельки, веточки в произвольном порядке.
3. Формируем завитки, начиная от центра.
4. Затем скатываем шарик для формирования капелек.
5. Диаметр шарика должен быть равен ширине элемента на контурном рисунке.
6. Расплющиваем шарик на поверхности рисунка.
7. Далее примазываем шарик, совершая движение пальцем, подобно мазку кисти.
8. Корректируем капельку согласно контурному рисунку с помощью стеки.
9. Таким же образом делаем остальные элементы-капельки на тарелочке.
10. Вместе с формированием капелек на стебельках формируем и точки. Раскатываем шарик по размеру на контурном рисунке и приплющиваем к поверхности тарелочки.
11. Если в процессе работы появилось загрязнение и развод от пластилина, то убираем его при помощи ватной палочки.
12. Когда все элементы стебельки, завитки выполнены, можно приступить к следующему этапу.
. 13. Путем смешивания синего и белого пластилина получаем голубой, который понадобится нам в дальнейшей работе
14. Берем синий кусочек пластилина и начинаем примазывать его к поверхности листика по краю, ориентируясь на разметку.
15. Берем голубой кусочек пластилина и формируем из него серединку листа, сглаживая места стыка.
16. Приступаем с формированию гжельской розы. Берем два одинаковых синих шарика, размеры которых соответствуют размеру элемента на рисунке, и два голубых шарика меньше синих втрое.
17. Вдавливаем голубой шарик в синий, смещаясь к нижней части.
18. Далее начинаем формировать лепестки цветка, примазывая попарно нижние лепестки, двигаясь к центру.
19. Раскатывая тонкие ниточки-жгутики, оформляем серединку цветка. Делаем маленькие шарики-точки и вдавливаем ориентируясь на контур.
20. Оживляем работу, процарапывая прожилки листиков, лепестков. Оформляем край тарелочки.
- Когда работа готова, можно оживить ее, украсив некоторые элементы бисером. Теперь тарелочка заиграла, будто она и впрямь фарфоровая. Смотрите как красиво!
У вас получились отличные тарелочки, украшенные узорами гжельской росписи. Подобно мастерам из Гжели вы продемонстрировали в этой работе всё своё умение.
Рефлексия: «КЛЯКСА»
Предлагаем вам оценить мастер – класс, на столе лежат разного цвета кляксы, если мастер – класс прошел плодотворно,вы получили новые знания, которые будете использовать в своей работе, это голубая клякса.
Если тематика мастер – класса для вас знакома,вы давно используете данную тематику в своей работе и готовы поделиться опытом, это желтая клякса
Если мастер – класс для вас был не интересен, это красная клякса
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса.
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера,
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!