Лучший педагог года

Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста и их учет при проведении физкультурно-оздоровительной работы

Геллер Людмила
Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста и их учет при проведении физкультурно-оздоровительной работы
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Здоровье детей – богатство нации; этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный, учитывая экологическую ситуацию практически в любой точке планеты, где живут люди, и есть крупные промышленные предприятия. Коль здоровье – богатство, то его необходимо воспроизводить, увеличивать, а не просто сохранять.

Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении оценивается по конечным показателям здоровья, физического и двигательного развития детей.

Публикация «Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста и их учет при проведении физкультурно-оздоровительной работы» размещена в разделах

Здоровье ребенка является интегральным показателем. Оно закладывается в раннем детстве и определяется сочетанием генетических, в том числе анатомо-физиологических, факторов и влиянием на него условий окружающей среды. Комплексная оценка состояния здоровья достигается использованием пяти признаков: уровень гармоничности физического развития; резервные возможности основных физиологических систем; уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма; наличие или отсутствие хронических заболеваний; уровень волевых и ценностно-мотивационных установок. В соответствии с этими показателями дети подразделяются на пять групп здоровья:

первая группа – здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием и нормальным уровнем функций;

вторая группа – здоровые дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженная сопротивляемость к заболеваниям;

третья группа – больные хроническими заболеваниями в составе

компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма;

четвертая группа – больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями организма;

пятая группа – больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма (проходят лечение и оздоровление в специальных медицинских учреждениях).

В дошкольном учреждении дети, имеющие вторую, третью и четвертую группы здоровья нуждаются в индивидуальном подходе на физкультурном занятии, более пристальном наблюдении медицинских работников при организации закаливающих мероприятий.

Особенности развития движений детей 1 младшей группы

На третьем году жизни характерный для первых двух лет интенсивный темп физического развития несколько замедляется, но весь организм крепнет, растет; развивается нервная система, совершенствуется моторика.

Ребенок в этом возрасте чрезвычайно активен, старается действовать самостоятельно. Сохраняется стремление к действиям с предметами. Существенное значение для развития моторики имеет возникновение сюжетной игры.

Движения ребенка еще не сформированы как произвольные, они часто непреднамеренные, направления их случайны. Однако в этом возрасте появляется возможность устанавливать некоторое сходство с образцом движения. Действуя по подражанию, ребенок придерживается точно заданной формы движения.

К концу года движения приобретают размеренный ритмичный характер и выполняются с большой свободой и легкостью. Это поддерживает положительное эмоциональное отношение к двигательной деятельности. У ребенка развивается двигательная память, позволяющая самостоятельно воспроизводить выполненные ранее движения.

Особенности развития движений детей 2 младшей группы

У ребенка 4 года жизни еще более возрастает стремление действовать самостоятельно. В тоже время его внимание неустойчиво, он отвлекается и часто переходит от одной деятельности к другой. Поэтому большая роль взрослых в организации поведения ребенка, как и в предыдущей группе, сохраняется.

В этом возрасте ребенок обладает уже сравнительно большим запасом движений, но еще не заботится о результатах своих действий, он поглощен процессом самих действий, их эмоциональным воздействием. Наряду с этим движения ребенка постепенно приобретают все более преднамеренный характер. Ребенок в состоянии проделывать, повторять движение по своему усмотрению или по предложению воспитателя, соблюдать направление движения, отличать некоторые его способы выполнения. Детям этого возраста свойственно желание включатся в новые и разнообразные виды движения.

К концу года ребенок обладает большим и прочным запасом разнообразных движений, который обуславливает свободу самостоятельных действий и уверенности в себе. Это позволяет перейти к работе над качественной стороной основных движений.

Физкультурно-оздоровительная работа :

В течение года под руководством медицинского персонала, учитывая здоровье детей и местные погодные условия, осуществляется комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: солнце, воздуха и воды.

Следует, приучать детей находится в помещении в облегченной одежде, обеспечивать длительность их пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня.

Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 5-6 минут.

Продолжать приучать детей участвовать в совместных подвижных играх и физических упражнениях на прогулке.

Воспитывать интерес к физическим упражнениям, учить пользоваться физкультурным оборудованием вне занятий в свободное время.

Особенности развития движений детей средней группы.

Продолжается психическое и физическое развитие ребенка. Ребенок 5 года жизни владеет в общих чертах всеми видами основных движений. Он стремиться к новым сочетаниям движений, хочет испробовать свои силы в сложных видах движений и упражнений.

Возникает потребность в двигательных импровизациях. Дети берутся за выполнение любой двигательной задачи, не соизмеряя свои реальные возможности. Убедившись что эта задача ему не посильна, ребенок проделывает его лишь в общих чертах, не добиваясь завершения, но при этом он искренне уверен, что выполнил движение полностью.

Растущее двигательное воображение становиться в этом возрасте одним из стимулов обогащения моторики детей. Дети начинают различать виды движений, частично выделяют их элементы, например направление движения, скорость, последовательность.

Возникает интерес к результатам движения, правильности их выполнения, выполнение движения в соответствии с образцом.

Физкультурно-оздоровительная работа :

В течение года под руководством медицинского персонала, учитывая здоровье детей и местные погодные условия, осуществляется комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: солнце, воздуха и воды.

Обеспечить пребывание детей на свежем воздухе в соответствии с режимом дня.

Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 6-8 минут.

Организовывать и проводить различные подвижные игры на воздухе с учетом погодных и сезонных изменений.

Приучать детей к самостоятельному и творческому использованию физкультурного инвентаря и атрибутов для подвижных игр на прогулках.

Особенности развития движений детей старшей группы

Двигательная деятельность становится все более многообразной. Дети уже достаточно хорошо владеют основными видами движений, им знакомы различные гимнастические упражнения, подвижные игры, начинается формирование разнообразных способов многих видов спортивных упражнений. Усиливаются проявления самостоятельности, возникают творческие поиски новых способов действий.

Дети начинают упражняться в движениях по своей инициативе, многократно повторять их без напоминания педагога, пытаясь освоить то что не получается. При этом они достаточно легко преодолевают трудности.

У некоторых детей появляется желание помочь другому, научить его. Однако в этом возрасте нередко поведение детей обуславливают возникающие мотивы соперничества, соревнования. Возможны даже случаи негативного отношения детей, к тем к детям кто хуже справляется с выполнением задания.

Развитие моральных и волевых качеств детской личности продолжает оставаться важной стороной педагогического руководства двигательной деятельностью в процессе физического воспитания.

Физкультурно-оздоровительная работа :

В течение года под руководством медицинского персонала, учитывая здоровье детей и местные погодные условия, осуществляется комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: солнце, воздуха и воды в сочетании с физическими упражнениями.

Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 8 – 10 минут.

Во время занятий, требующих высокой умственной нагрузки, и в промежутках между занятиями проводить физкультминутки длительностью 1-3 минут.

Приучать детей самостоятельно организовывать подвижные игры, выполнять спортивные упражнения на прогулке, используя имеющееся оборудование.

Совершенствовать психофизические качества в разнообразных формах двигательной деятельности.

В процессе физкультурно-оздоровительной работы развивать физические, психические, нравственные качества, воспитывать самостоятельность и творчество.

Особенности развития движений детей подготовительной группы

Дети 6 лет активны. Они умело пользуются двигательным аппаратом. Движения их достаточно координированы и точны. Они умеют сочетать в зависимости от окружающих условий.

Растут возможности в выполнении основных видов движений, ярче проявляются индивидуальные возможности ребенка.

Постепенно вырабатывается эстетичное отношение к ритмичным, ловким и грациозным движениям. Дети начинают воспринимать красоту и гармонию движений.

Многих детей привлекает результат движений, возможность померится силой и ловкостью со сверстниками.

В этом возрасте проявляются личные вкусы детей в выборе движения. Одним больше нравиться бегать и прыгать, другим играть с мячом. Нередко детям нравятся те движения, которые у них получаются лучше всего.

В совместной двигательной деятельности особенно в подвижных играх соревновательного характера, дети делают попытки оценить свои и чужие поступки и найти линию поведения, отвечающую интересам коллектива.

Физкультурно-оздоровительная работа :

Систематически проводить под руководством медицинских работников различные виды закаливающих процедур с учетом индивидуальных особенностей детей.

Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 10-12 минут.

Во время занятий, требующих высокой умственной нагрузки, и в промежутках между занятиями проводить физкультминутки длительностью 1-3 минут.

Обеспечивать достаточную, соответствующую возрастным особенностям двигательную активность детей в течении всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.

Учет анатомо-физиологических особенностей детей в организации их двигательной деятельности

Упражнения на физкультурном занятии в дошкольном учреждении подбираются с обязательным учетом анатомо-физиологических особенностей детей.

В результате применения физических упражнений, можно выделить разные виды эффектов и наиболее значимые для детей дошкольного возраста – отставленный (текущий, появляющийся после нескольких занятий и кумулятивный (суммарный, который появляется после длительного периода занятий. Необходимость учета подобного воздействия физических упражнений связана с особой пластичностью детского организма и неоправданное манипулирование компонентами нагрузки на занятиях может привести к нежелательным последствиям.

Другой особенностью реагирования детского организма на физическую нагрузку является слабая переносимость гипоксии (кислородного голодания). Поэтому при работе с детьми следует помнить, что физическую нагрузку необходимо увеличивать осторожно и постепенно.

Восстановительный период в дошкольном возрасте имеет свои особенности, которые выражаются в меньшей (по сравнению с более старшими детьми и взрослыми) скорости протекания восстановительных процессов, требующих достаточного отдыха. Однако это верно лишь по отношению к значительным физическим нагрузкам. При малой и средней интенсивности работы восстановительные процессы протекают даже быстрее, чем у взрослых. Восстановительный период неодинаков у разных детей. Его длительность связана с индивидуальными особенностями ребенка и уровнем его физической подготовленности.

Одной из важных задач физического воспитания дошкольников является профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата. Как известно, позвоночник человека выполняет четыре основных функции: опорную, двигательную, амортизационную и защитную.

Выполнение позвоночником функции опоры заключается в том, что он принимает на себя вес многих частей тела, передает его на таз, через таз – на ноги и через стопы – на опору. Элементами, выполняющими опорную функцию, являются тела позвонков, диски и связки. Как необходимое условие, при котором система отдельных позвонков соединяется в прочную опору, выступает напряжение мышц. В частности, у детей наблюдается более подвижный и неустойчивый позвоночник и требуется большее напряжение мышц для его удержания.

Реализация амортизационной функции позвоночника происходит во время взаимодействия с опорой при выполнении ходьбы, бега, прыжков и бросковых движений. Силе толчков противодействует сила упругости межпозвоночных дисков, суставы и связки.

Ведущая роль в амортизации принадлежит мышцам ног, туловища и шеи. Эти мышцы смягчают ударную волну по подобию сжатия пружины и гасят ее, увеличивая изгибы позвоночника.

Защитная функция позвоночника заключается в предохранении спинного мозга от внешнего воздействия.

Для мышц шеи и туловища, играющих активную роль в выполнении перечисленных функций, характерно так называемое статическое напряжение. Величина этого напряжения зависит от веса тела и отклонения туловища от вертикального положения. Максимальной величины оно достигает в положении наклона туловища под прямым углом и вытянутых вперед рук. Статический режим работы для мышц является неблагоприятным, так как они не имеют периодов отдыха, что ведет в свою очередь к ухудшению в мышцах кровообращения и питания, в то время как работа, связанная с движениями тела, создает периоды напряжения и расслабления.

Основную нагрузку при движении туловищем и удержании поз принимают на себя мышцы спины. Так, при разгибании туловища из положения наклона вперед они совершают работу по преодолению веса туловища, а при медленном сгибании – уступают его весу, удерживая от падения.

Важную роль в состоянии позвоночника играют мышцы пояса верхних конечностей. К поясу верхних конечностей относятся ключицы и лопатки. Последние крепятся к позвоночнику только посредством мышц и создают определенную опору для рук. Изменение напряжения мышц зависит от веса рук и от их положения. Напряжение невелико при движении согнутыми руками и наибольшее при движениях вытянутых рук под прямым углом к туловищу. Статический режим работы мышц при удержании вытянутых рук на весу вызывает максимальное напряжение и содействует возникновению сильной компрессии позвоночника. Для расслабления мышц и снижения компрессии позвоночника необходима опора для рук. Примером такой опоры служит постановка рук на пояс, гребни таза, закладывание рук за борта одежды и т. д. Таким образом, мышцы плечевого пояса становятся вспомогательными дыхательными и сокращаются лишь на вдохе, участвуя в поднимании ребер и расслабляясь на выдохе. Подобное чередование напряжения и расслабления мышц улучшает в них кровообращение и при этом попутно происходит облегчение дыхания.

Усиление опорной функции позвоночника происходит при работе руками. Движение рук вызывается сокращением мышц, и возникающее мышечное напряжение сопровождается прижиманием суставных поверхностей друг к другу.

Происходит фиксация суставов. При этом, чем дальше от туловища вытянуты руки, тем большее напряжение требуется для фиксации суставов.

Состояние мышцы в покое не должно характеризоваться повышенным тонусом. Это верно лишь для работающей мышцы при ее сокращении. Если мышцы тверды в состоянии покоя, это значит, что они не могут эффективно расслабиться. Соответственно, кровообращение в них нарушается, и ухудшаются обменные процессы. Чем хуже расслабление, тем менее эффективно последующее сокращение мышц.

Начинать учить расслаблению необходимо с общего расслабления и самый простой способ – полежать в удобной позе. Общему расслаблению способствует расслабление мышц, имеющих самое большое представительство в центральной нервной системе: мимические, мышцы, обеспечивающие речь, мышцы кисти и пальцев.

Для расслабления мимических мышц следует использовать упражнения, вызывающие положительные эмоции. Общему расслаблению содействуют упражнения для группы глазодвигательных мышц. Отмечено, что движение глаз сопровождается напряжением определенных групп мышц.

Усилить эффект расслабления можно сочетанием движений глаз с дыханием.

Поскольку мимические мышцы слабые, тонко дифференцированные, во избежание их переутомления все упражнения следует выполнять в медленном темпе при небольшом количестве повторений (не более 6-8 раз).

Содействует расслаблению и упражнения для речевой мускулатуры. Целесообразно выполнять их на вдохе, на выдохе расслабляться. Например, на вдохе выдвинуть вперед нижнюю челюсть, на выдохе расслабиться. Способствует расслаблению зевание (или его имитация).

Расслабления мышц кисти и пальцев можно достичь потряхиванием кисти и упражнениями с максимально возможным разгибанием пальцев.

Общему расслаблению содействуют и дыхательные упражнения. Наибольшим расслабляющим эффектом обладают упражнения на уменьшение частоты дыхания, изменение продолжительности вдоха и выдоха, а также дыхательные упражнения с участием вспомогательных мышц вдоха. Условия применения дыхательных упражнений должно исключить явление гипервентиляции.

Требование бережного отношения к состоянию опорно-двигательного аппарата ребенка необходимо учитывать при обучении технике основных видов движений: ходьбе, беге, прыжков, метании и выполнении общеразвивающих упражнений.

Методика профилактико-коррекционных занятий предусматривает несколько правил:

Подбор и выполнение комплекса общеразвивающих упражнений, обучение основным движениям должны реализовываться в щадящем режиме для шейного и поясничного отделов позвоночника. Этот режим предусматривает:

- исключение упражнений, связанных с переразгибанием в шейном отделе позвоночника в передне-заднем направлении;

- выполнение упражнений на развитие гибкости должно совершаться за счет медленных и плавных потягиваний; необходимо избегать резких сгибаний, разгибаний, ротационных движений в суставах верхних и нижних конечностей и туловищем;

- упражнения для туловища, связанные с наклонами, должны выполняться с соблюдением фронтальной, сагиттальной и горизонтальной плоскостей;

- для исключения проявления гипоксии мозга следует избегать исходных положений, в которых возможна задержка дыхания и натуживание; это, в первую очередь, касается упражнений, направленных на развитие силы.

Ошибки в выборе упражнений, исходных положений и способов выполнения может привести к стрессовому воздействию на суставы, связки и мышцы. Альтернативные, «правильные» упражнения предполагают более эффективную работу для развития силы и эластичности мышц и более удобны для выполнения. Методические рекомендации к выполнению физических упражнений для реализации их оздоровительной направленности представлены в таблице. Они касаются наиболее часто используемых упражнений и учитывают анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста. Предлагаемые рекомендации можно условно разделить на две группы. К одной группе относятся предложения по изменению методики применения самих упражнения, к другой – изменения исходных положений.

В программном содержании в каждом возрастном периоде происходит постепенное увеличение и усложнение в выполнении отдельных видов ходьбы, бега, прыжков. Подобную необходимость диктуют свойственные детям дошкольного возраста анатомо-физиологические и функциональные особенности стопы : костный аппарат стопы имеет во многом еще хрящевую структуру, связки эластичны и растяжимы, мышцы недостаточно сильны и выносливы. Формирование при помощи физических упражнений рациональной техники ходьбы, бега и прыжков происходит одновременно с естественным развитием двигательных функций.

Становление навыка ходьбы происходит в возрасте 5-6 лет в результате постоянного упражнения. При этом наблюдается усиление отталкивания стопой, выполнение активного переката, устранение неблагоприятных сотрясений тела и пассивности большей части мышц. Недостаточное отталкивание является причиной застоя крови в венах голени и излишних вертикальных колебаний тела. С переходом на повышенную двигательную активность избыточные постоянные колебания при ходьбе и беге уже не гасятся естественными амортизаторами, а передаются на коленные и тазобедренные суставы, а затем и на позвоночник. В результате проявляется и плоскостопие, и остеохондроз. Именно эти патологии опорно-двигательного аппарата имеют тенденцию к омоложению и диагностируются уже в 8-9 лет.

Заключение

Физическое развития детей дошкольного возраста требует сегодня от воспитателей, преподавателя глубоких знаний и творческого подхода. Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной системы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического развития, то в дальнейшем наверстать проблемы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно. Приобщение ребенка к физкультуре с ранних лет, важно не только с точки зрения укрепления здоровья, но и для развития физических качеств, для выработки привычек занятиям спорта.

Таким образом, можно заключить, что при систематическом проведении физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, дети, выпускающиеся из детского сада в школу, имеют хорошую физическую подготовленность, улучшения в состоянии здоровья, а это надёжная основа для дальнейшего обучения. Также, воспитание детей в ДОУ в режиме здорового образа жизни, закладывает полезные навыки и умения у ребёнка на будущее.

Список литературы

1. Давыдов, В. Ю. Влияние физических упражнений различной направленности на организм детей дошкольного возраста / Физическое воспитание дошкольников : Сб. науч. тр. обл. науч. -практ. семинара по физ. восп. детей дошк. учреждений (20-23 ноября 2001г.).- Волгоград, 2003. — С. 13-28.

2. Дегтярев, И. П. Физическое развитие. – Киев, 2010 — С. 23-48

3. Змановский, Ю. Ф. Здоровый дошкольник // Дошкольное воспитание. -2005. — № 6.- С. 11-17.

4. Кенеман, А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. — М: Просвещение, 2004. – С. 45.

5. Кистяковская, М. Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. — М: Педагогика, 2008.- С. 113.

6. Кожухова, Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребё нка: учеб. пособие для студ. заведений/ Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, м. М. Борисова; под ред. С. А. Козловой. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

7. Микляева, Н. В. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований. – М. УЦ «Перспектива», 2011.

Публикации по теме:

Современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста «Современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Первым из направлений в работе.

Физиологические особенности детей-дошкольников Костная система. Скелет человека выполняет опорную функцию, защищает внутренние органы от различных сотрясений и ударов. Эту же функцию.

Использование тренажеров в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста Быстроразвивающиеся технологии, современные уcловия жизни и образования предьявляют высокие требования к уровню психофизического состояния.

Использование в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста элементов здоровьесберегающих технологий 1 СЛАЙД Здравствуйте, уважаемая коллеги. Разрешите представиться. Сарина Ольга Владимировна. Работаю в должности воспитателя 9 лет в д\с.

Из опыта работы «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми ОВЗ» Не ребенок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается.

Опыт работы «Особенности проведения физкультурно-оздоровительной работы по плаванию в ДОУ» Доклад на районное МО дошкольных работников Подготовила инструктор по ФК Меренцова Н. А. Особенности проведения физкультурно-оздоровительной.

Отчет о физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесохраняющее обучение и.

Программа физкультурно-оздоровительной направленности детей старшего дошкольного возраста «Крепыш» Программа физкультурно-оздоровительной направленности детей старшего дошкольного возраста «Крепыш» СОДЕРЖАНИЕ I. Целевой.

Сценарий физкультурно-оздоровительной акции «Все на велосипед» для старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 132» Сценарий физкультурно – оздоровительной акции «Все.

Консультация «Общее представление о способностях. Задатки как анатомо-физиологические предпосылки способностей» 1. Общее представление о способностях. Способностями называют психические свойства личности, обладая которыми человек может сравнительно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста и их учет при проведении физкультурно-оздоровительной работы
Опубликовано: 1 декабря 2019 в 08:54
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста и их учет при проведении физкультурно-оздоровительной работы» (включая файлы) размещена пользователем Геллер Людмила в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД