Марья Азизян
Консультация «Общее представление о способностях. Задатки как анатомо-физиологические предпосылки способностей»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Общее представление о способностях.
Способностями называют психические свойства личности, обладая которыми человек может сравнительно легко добиваться успеха в той или иной деятельности.
Способности столько, сколько различных видов деятельности. Можно иметь способности к учению, к иностранным языкам, к математике и так далее.
По отношению к навыкам, умениям знаниям способности человека выступают как некоторая возможность.
Публикация «Консультация „Общее представление о способностях, Задатки как анатомо-физиологические предпосылки способностей“» размещена в разделах
Связь способностей со знаниями и умениями. Необходимо отличать способности от знаниями и умениями. В основе последних лежат приобретенные и закрепленные системы временных связей в коре головного мозга. Способностями же называются основанные на специальных особенностях нервной деятельности свойства личности, которые позволяют человеку хорошо выполнять данную деятельность.
Связь способностей с деятельностью. Способности всегда связаны с конкретными видами деятельности; вне деятельности, они не существуют. Вместе с тем только в деятельности происходит становление, формирование и развитие способностей : для развития способностей необходима плодотворная, систематическая, иногда упорная деятельность человека в данной области.
Связь способностей с направленностью личности. Способности органически связаны с интересами и общим уровнем развития личности человека. Они проявляются с наибольшей силой только в тех видах деятельности, которые глубоко интересуют человека, захватывают собой всю его личность.
2. Задатки как анатомо-физиологические предпосылки способностей.
Задатками называются анатомо-физиологические особенности организма, с которыми человек рождается на свет и которые облегчают развитие тех или иных способностей.
Анатомо-физиологические особенности имеют большое значение для развития способностей, так как облегчает совершенствование человека в той или другой деятельности.
Задатки анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, содержащие предпосылки для развития способностей. Передаются по наследству.
Задатки это, в основном, психофизиологические свойство, которое обнаруживает ребенок на самой ранней фазе овладение деятельностью, а иногда и взрослый.
Природные предпосылки способности состоят в высокой чувствительности определенных анализаторов к внешним воздействиям.
Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, среди которых наибольшая значение имеют особенности нервной системы, мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми, называются задатками. Задатки имеют для развития способностей.
Задатки только одно из условий формирований способностей. Но не следует думать, что каждой способности соответствует особый задаток. Всякий задаток многозначен, на его основе могут выработаться разные способности в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека. Таким образом, задатки или что-то же самое, природные предпосылки развития, не заключает еще в себе способностей. Способности могут развиться лишь в определенных условиях жизни и деятельности людей. Системы условных связей придают более общим особенностям работы мозга те качества, которые делают человека пригодным к тем или иным конкретным видам деятельности. Существенная значение в формировании способностей имеют, такие особенности высшей нервной деятельности, как скорость образования и прочность условных рефлексов, скорость образования и прочность тормозных реакций. Эти особенности сказываются на успешности выполнения разных видов деятельности, в том числе учебной деятельности. Каждая из названных особенностей может иметь неодинаковую степень развития в разных видах деятельности, что и обусловливает собой не редко развития специальных способностей к определенным видам деятельности.