Приложение МААМ

Анализ уровня подготовленности к школе

марина заречнева
Анализ уровня подготовленности к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Анализ уровня подготовленности к школе,

«Быть готовым к школе –

не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе –

значит быть готовым всему этому научиться».

Темочки:

Развитие ребёнка в дошкольные годы – это сложный и многоаспектный процесс. Поступление в школу - переломный момент в жизни детей. Меняются образ жизни ребёнка, условия его деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества социализации, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности и от развития способностей ребёнка.

К дошкольному образованию всегда предъявлялись повышенные требования. С одной стороны, родители хотели видеть своего ребенка разносторонне развитым, с другой учителя желали, чтоб первоклассник был полностью готов к обучению в школе. Традиционно под готовностью к школе понимали физическую, социальную и интеллектуальную зрелость ребенка, где уровень развития предпосылок интеллекта являлся ведущей составляющей. На современном этапе (в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Не случайно компонент личностной готовности не просто включен в «портрет выпускника», а является определяющим этого понятия. Во-первых, он стоит на первом месте из перечисленных компонентов (наряду с познавательным, регулятивным, коммуникативным компонентом). Во-вторых, каждый из компонентов является составляющей частью личностной готовности. Регуляция собственного поведения является характеристикой волевой сферы ребенка, которая является одной из характеристик личности. Познавательный компонент определятся наличием у ребенка мотивов обучения. Если говорить о коммуникации, то умение ребенка общаться, вести себя в коллективе сверстников и выстраивать общение со взрослым опосредуется особенностями его личности. В свою очередь «внутренняя позиция школьника» является основным понятием, характеризующим личностную готовность к школе. Все вышеперечисленное позволяет актуализировать проблему формирования «внутренней позиции школьника».

Школьное обучение - один из серьезнейших этапов в жизни ребенка. Поэтому вполне понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающемся поступлении в школу. Часть родителей и воспитателей, да и самих детей воспринимают этот момент как своеобразный экзамен ребенка за весь дошкольный период жизни. Многим первоклассникам совсем не просто выполнять школьные требования, для этого им необходимо значительное напряжение. Важно заранее, еще до начала школьного обучения выяснить, насколько психологические возможности ребенка соответствуют требованиям школы. Если такое соответствие есть, то ребенок готов к школьному обучению, т. е. он готов к преодолению трудностей в учении. Школа предъявляет требования к самым разным качествам ребенка. Поэтому естественно возникает вопрос: соответствует ли ребенок столь многообразным требованиям к нему? Так как готовность к школьному обучению является важной предпосылкой успешного обучения в школе, то от ее сфорсированности зависит, как сложиться отношение ребенка к учению, как будут относиться к нему учитель, одноклассники, как оценят его родители и даже незнакомые взрослые. Стойкая не успешность в начале обучения опасна тем, что ребенок может потерять веру в свои силы, у него может сложиться заниженная самооценка, могут нарушиться взаимоотношения с родителями, закономерно возникает негативное отношение к учению и стремление избежать учебной деятельности.

В качестве основополагающих аспектов выделяются:

• состояние физического и психического здоровья, уровень морфологической зрелости организма;

уровень развития познавательной деятельности и речи;

• стремление занять более значимую социальную позицию;

• сформированность произвольности поведения;

• вне ситуативное общение со взрослыми и сверстниками.

Психологическая и социальная готовность ребенка к обучению в школе, а, следовательно, и успешность его дальнейшего обучения обусловлена всем ходом его предшествующего развития. Для того чтобы он мог включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть выработан определенный уровень умственного и физического развития, выработан ряд учебных навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире. Однако недостаточно только накопить необходимый запас знаний, усвоить специальные умения и навыки, так как учение - это деятельность, предъявляющая особые требования к личности.

Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов развития в период дошкольного детства. Успех обучения в школе зависит от уровня физической, умственной, психологической и нравственной, мотивационной готовностей.

Под физической готовностью следует понимать уровень физического развития и состояние здоровья ребенка. Общеизвестно, что успешное обучение в школе доступно только здоровым детям. В противном случае учебная нагрузка вызывает напряжение многих процессов в организме и приводит к ухудшению здоровья и снижению работоспособности.

Психологическая готовность к школьному обучению является итогом совместного воспитания и обучения детского сада и семьи. Шесть лет - возраст, в котором ребенок из дошкольника превращается в школьника. Разница между дошкольником и школьником не внешняя, а внутренняя, психологическая. Она определяется тем, как ребенок относится к себе и другим людям, как он выполняет задания, насколько развиты психологические качества, необходимые для усвоения знаний.

Эти качества – внимание, память, мышление, воображение.

В понятие умственная готовность к школе входит несколько взаимосвязанных сторон.

1. Определенный объем знаний об окружающем мире: о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о труде людей и их профессиях, о событиях и явлениях окружающей жизни.

Важен не столько объем знаний, сколько их качество, степень их правильности, четкости сложившихся представлений, а также уровень познавательных интересов.

2. Определенный уровень развития речи : ребенок должен уметь вести диалог и отвечать на поставленные вопросы, пересказывать произведения, составлять рассказы на описание предметов и явлений, составлять рассказы по картине и из личного опыта.

Дети должны употреблять в речи в речи простые и сложные предложения, ис пользовать прямую речь, иметь богатый словарный запас, включая не только существительные и глаголы, но и прилагательные, наречия, местоимения.

3. Особое место в умственном развитии занимает уровень развития умственных способностей.

Очень важно научить детей владеть способами умственной деятельности: умению воспринимать, сравнивать, анализировать предметы и явления, делать выводы и обобщения, устанавливать причинно-следственные связи.

4. Формирование навыков учебной деятельности: обучение элементам грамоты, математики, развитие мелкой моторики (подготовка к письму).

Неотъемлемой частью готовности детей к школе является формирование нравственного облика ребенка, т. е. нравственная готовность.

В понятие нравственной готовности (личностной) входит развитие самостоятельности, организованности, дисциплинированности, умение жить и трудиться в коллективе, быть доброжелательным, проявлять внимание и заботу о других.

От развития и сформированности этих качеств будет зависеть, насколько обучение в школе станет для ребенка радостным и полезным, как сложатся взаимоотношения с учителями и сверстниками.

Под руководством родителей и воспитателей ребенок приобретает жизненный опыт: усваивает навыки и нормы поведения в обществе, отношение к людям. Пример педагогов и родителей, нравственная атмосфера в детском саду и семье накладывают глубокий отпечаток на всю последующую жизнь детей.

Эмоционально-волевая готовность (мотивационная) заключается в выработке мотивов, побуждающих к учению, формирование произвольности поведения и адекватного поведения. Имеется в виду не просто естественный интерес воспитанников к обучению в школе, основанный на поверхностных представлениях, а развитие стремления к приобретению знаний, несмотря на то, что в учебе неизбежно у каждого будут встречаться определенные трудности. Нельзя забывать, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.

Ребенок может хотеть в школу потому, что он получит новый красивый ранец, что статусное положение школьника гораздо важнее и почетнее, что он хочет поскорее стать взрослым. Эти качества составляют «внутреннюю позицию школьника» и являются первым этапом в формировании мотивационной готовности. Этот интерес недолог, он быстро исчезает, если не возникает интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, что является собственно познавательной мотивацией.

Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка – дошкольника, трансформации всей социальной ситуации его развития. Современная школа требует от поступающего в первый класс ребенка наличия определенного уровня развития произвольного поведения, ориентировки в окружающем, мышления и речи, мелких движений кистей рук; сформированного желания идти в школу, определенной мотивации учения, определенного «типа школьной зрелости», достаточного уровня предпосылок учебной деятельности. Поэтому, необходимо выявить степень соответствия возможностей каждого ребенка требованиям школьного обучения.

На современном этапе развития общества перед нами стоит задача дальнейшего преобразования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения данных задач от педагога требуется умение определить уровень развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе наметить пути коррекционно-развивающей работы. Изучение уровней развития детей является основой как для организации всей последующей воспитательно-образовательной работы, так и для оценки эффективности педагогического процесса в условиях детского сада. Одной из приоритетных задач ДОУ на сегодняшний день, является создание системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы, которая должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей.

Мониторинг развития представляющий собой комплексную программу, позволяющую оперативно предоставлять информацию о психологическом состоянии детей, актуальных и потенциальных проблемах их развития в целях прогноза, коррекции и управления в рамках определенной образовательной системы. В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в процессе мониторинга должны исследоваться физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка. Это в первую очередь, такие интегративные качества, как: уровень физического развития; уровень сформированности культурно-гигиенических навыков; любознательность, активность; эмоциональная отзывчивость; овладение средствами общения и эффективного взаимодействия с окружающими и т. д.

С этой целью, в начале и в конце учебного года, был проведен мониторинг уровня готовности детей подготовительной группы к школе. В этом году 30 воспитанников, являются выпускниками.

После проведения мониторинга уровня готовности детей к школе в начале года, были получены следующие результаты:

Таблица уровня подготовки по основным образовательным областям

на конец учебного года

Уровни

развития

Социально-коммуникативное

развитие Познавательное

развитие Художественно-эстетическое

развитие Речевое развитие Физическое

развитие

Высокий 63% 62% 70% 77% 77%

Средний 37% 38% 29% 23% 21%

Низкий 1% 2%

Таблица уровня подготовки по основным образовательным областям

на конец учебного года

Уровни

развития

Социально-коммуникативное

развитие Познавательное

развитие Художественно-эстетическое

развитие Речевое развитие Физическое

развитие

Высокий 71% 68% 79% 83% 89%

Средний 29% 32% 21% 17% 11%

Низкий

Анализ итоговых показателей овладения детьми необходимыми

навыками и умениями по основным образовательным областям

1. Познавательное развитие:

В течении года особое внимание уделялось индивидуальной работе с детьми, проводились занятия с детьми, имеющими низкие показателями развития психических познавательных процессов на начало учебного года, родителям были даны рекомендации, проведены консультации по подготовке детей к школе.

2. Физическое развитие

Высокий процент физически развитых детей 6 –7 лет является следствием того, что в течение года большое внимание уделялось

закреплению основных видов движений, развитию основных физических качеств. В течение года ежедневно проводилась утренняя гимнастика, проведены все запланированные спортивные мероприятия и соревнования

большое внимание уделялось мерам по улучшению посещаемости детей (закаливающие мероприятия, работа с родителями)

3. Художественно –эстетическое развитие

Педагогами в течении года большое внимание уделялось проблеме приобщения детей к миру культуры и искусства: дети участвовали в литературных, музыкально-театрализованных проектах, творческих конкурсах, как внутри ДОУ, так и на уровне района и области. Проделанная работа дала высокий уровень развития детей в художественно-эстетического направления.

4. Социально-коммуникативное развитие. В течение года работе с детьми проводились беседы, сюжетно –ролевые игры, подвижные

коммуникативные игры. Группу посещают несколько детей, имеющих

гиперподвижность, что обусловливает проблемы в концентрации

внимания, взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Так же в

подготовительную группу ходят дети не регулярно посещающие

детский сад, эти причины в итоге негативно сказались на социальном

и познавательном развития данных детей.

5. Речевое развитие

Анализ причин среднего уровня речевого развития детей показал низкую заинтересованность родителей к приобщению детей к книге, увлеченность детей другими видами деятельности (компьютерные игры, планшеты, смартфоны).

По результатам был выявлен общий уровень подготовленности детей к школе на начало и конец учебного года

Высокий уровень развития показало 20 воспитанников, что составило 68 % от общего количества выпускников.

Средний уровень 9 воспитанников –29% от общего количества,

Низкий уровнем развития,1 ребёнок -3%

На конец года, были получены следующие результаты:

Высокий уровень развития показало 22 воспитанников, что составило 75 % от общего количества выпускников.

Средний уровень 8 воспитанников –25% от общего количества,

Низкий уровнем развития- не выявлено.

Родителям детей, которые показали средний уровень готовности к школе были даны рекомендации, даны индивидуальные консультации.

Вывод: уровень подготовленности детей к обучению в школе выпускной группы детского сада находится на достаточно высоком уровне, это является результатом работы педагогов и родителей. имеют положительную динамику в сравнении с результатами обследования на начало учебного года. Это стало возможным благодаря, Однако готовность детей к обучению в школе остается актуальной всегда. Поэтому необходимо продолжать работу в данном направлении, консультировать родителей и педагогов по вопросам индивидуализации процесса подготовки детей к школе. Ведь не только педагоги, но и родители играют важную роль в развитии ребенка, готовности ребенка к школьному обучению. С этой целью необходимо повышать уровень родительской компетентности, повышать их образовательный уровень в свете решения задач по подготовке детей к школе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт-терапии .

Анализ воспитательно-образовательной работы Анализ воспитательно-образовательной работы в первой младшей группе за 2014-2015 учебный год. Младшая группа является возрастной группой.

Анкета для выявления уровня педагогической культуры родителей Уважаемые родители, ответьте пожалуйста на вопросы анкеты. касающиеся воспитания вашего ребенка. Из предложенных ответов выберите подходящий.

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Диагностика определения уровня развития мелкой моторики Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль.

Конспект НОД детей с ОНР III уровня в подготовительной к школе группе «Что такое доброта?»Конспект НОД детей с ОНР III уровня в подготовительной к школе группе «Что такое доброта?» Уважаемые коллеги, доброго времени суток! Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности детей с ОНР III.

Определение уровня кругозора и речи детей 4 лет Кругозор 1. Сколько лап у собаки? 2. Чем покрыто тело животных? 3. Где живут дикие животные? 4. Чем домашние животные отличаются от диких?.

Поддержка уровня здоровья «особого» ребенка — консультация для педагогов "Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть. " Иван Тургенев Попробуем разобраться с цитатой писателя. 1. Счастье.

Развлечение для детей с ОНР III уровня «Делу — время, потехе — час» (подготовительная группа)Развлечение для детей с ОНР III уровня «Делу — время, потехе — час» (подготовительная группа) Программное содержание: Повышать интерес к устному творчеству, к фольклору. Развивать мотивации к интеллектуальной деятельности. Развивать.

Тесты для выявления уровня развития восприятия у детей с ОВЗТесты для выявления уровня развития восприятия у детей с ОВЗ В старшей группе с ОВЗ в течение года мы проводим «Школу родительской любви» для родителей Первое занятие – развитие восприятия. Восприятие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ уровня подготовленности к школе
Опубликовано: 24 февраля 2020 в 12:48
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Анализ уровня подготовленности к школе» (включая файлы) размещена пользователем марина заречнева (УИ 338700) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД