Наталья Табаринцева
Анализ сюжетно-ролевой игры: оценка уровня развития игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
При анализе игры ответить на вопросы : по чьей инициативе возникла игра?
Планировали ли дети заранее её ход? Сколько детей участвовало в игре? Какие роли и как распределялись? Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями? Чему отдавали предпочтение во время игры (действия с предметами или взаимоотношения между людьми? Какие новые игровые ситуации придуманы в ходе игры? Сколько времени она продолжалась? Связанна ли данная игра с другими играми? Как окончилась игра (организованно или неожиданно? Обсуждали ли дети ход игры после её окончания? Самостоятельны ли в развитии игры или она развивалась при участии воспитателя? Соответствует ли игра возрасту детей? Каков уровень развития их игровой деятельности? Как вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности?
Публикация «Анализ сюжетно-ролевой игры: оценка уровня развития игровой деятельности» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Анализ записей сюжетно-ролевой игры : оценка сформированности у детей реальных и игровых взаимоотношений.
Игровые взаимоотношения возникают в ходе исполнения ролей (мама заботится о дочке, врач дает указания медсестре, командир отдает приказ солдатам, и они подчиняются ему и т. п.)
Реальные связаны с организацией игры, по ним определяются дети-лидеры, организаторы игры. Они договариваются о начале игры, распределяют роли, принимают или не принимают других в игру, оценивают выполнение установленных ими правил, исключают из игры детей за нарушение правил и др. Дети-лидеры, как правило, выбирают главную роль, как бы руководят игрой.
Анализируется, сколько детей участвовало в игре в начале, сколько включилось по её ходу, кто решал вопрос о приеме в игру, выходили ли дети из игры и если да, то почему, возникали ли конфликты в процессе распределения ролей, кем и как они устранялись, кто был лидером в игре, оставались ли пассивными дети, которые полностью подчинялись воле других, возникали ли конфликты в ходе игры, из-за чего, кем и как устранялись, как спланировать работу воспитателя по формированию взаимоотношений в игре.
Возможные варианты развития игры :
• введение новых ролей,
• игровых действий,
• ситуаций,
• оборудования.
Анализ деятельности воспитателя по руководству сюжетно-ролевыми играми.
1. Созданы ли в группе необходимые условия для организации игр;
2. Какое время отведено им в режиме дня;
3. Есть ли специальное место для игр в группе и на участке;
4. Как оборудованы игры;
5. Руководит ли ими воспитатель;
6. По чьей инициативе возникла игра (если по инициативе детей, то как скоро воспитатель заметил игру, какова была его реакция);
7. Способствовал ли взрослый развитию игры, каким образом;
8. Предлагал ли новые роли, игровые действия, ситуации;
9. Расширял ли знания детей для развития игры;
10. Вносил ли дополнительное оборудование, изготовлял ли его вместе с детьми;
11. Способствовал ли формированию коллективистических взаимоотношений (предлагал принять новичка, помогал распределять роли, договариваться о плане игры, устранял конфликты);
12. Способствовал ли взрослый укреплению воспитательной функции сюжетно-ролевой игры (привлекал внимание к положительным поступкам действующих лиц, к красоте взаимоотношений между персонажами);
13. Принимал ли сам воспитатель участие в игре;
14. Помогал ли закончить игру, подвести итог, заранее договориться о новой игре или о продолжении старой;
15. Как оцениваете руководство воспитателя данной игрой;
16. На основании чего делаете такой вывод;
17. Как бы вы руководили игрой.
Можно развивать следующие стороны игровой деятельности :
• Разнообразие ролей и игровых ситуаций;
• Увеличение продолжительности игры;
• Степень охвата детей.
Можно внести следующие изменения в содержание игр:
• Введение другой тематики;
• Отражение в игре положительных явлений и положительных взаимоотношений между персонажами игры.
Можно внести следующие изменения в организацию игровой деятельности :
• Привлечение детей к предварительному совместному планированию игры;
• Привлечение к продуманному отбору игрового оборудования, изготовлению его ими самими;
• Умение организованно распределять роли, заканчивать игру и переходить к следующему виду деятельности, заранее обсудив дальнейшее течение игры и подведя итоги.