Светлана Жигимонт
Анализ результатов работы по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников при использовании математических игр
▼ Скачать + Заказать документы
1 Описание диагностической и экспериментальной работы по развитию наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста в условиях использования математических игр
Для выявления уровня развития наглядно-образного мышления мы использовали методику исследования интеллекта у детей Д. Векслера. Был использован детский вариант методики, адаптированной Ю. И. Филимоненко и В. И. Тимофеевым.
Были проведены две процедуры диагностики наглядно-образного мышления у детей подготовительной группы в сентябре и в апреле.
Публикация «Анализ результатов работы по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников при использовании математических игр» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Образовательная деятельность с использованием математических игр и упражнений (формирующий эксперимент) проводилась в специально отведенное для этого время и в индивидуальной работе.
Для развития наглядно-образного и наглядно-схематического мышления, у детей старшего дошкольного возраста использовался материал предметно развивающей среды группы и занимательный математический материал.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.
Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания - наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в образовательную деятельность, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления материала.
Занимательный математический материал по данным разделам мы включили как в основную часть основной образовательной деятельности по разделу «Познание», так и используем в индивидуальной работе со старшими дошкольниками.
Игры на составление плоскостных изображений предметов из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур представляют собой части разрезанной определё нным образом геометрические фигуры: квадрата, круга, овала, прямоугольника. Детям интересна конечная цель этих игр: составить увиденное на образце или задуманное, что вызывает у них положительное эмоциональное состояние и стимулирует мыслительную активность.
Первичное ознакомление с каждой игрой проходит по определённым этапам, что позволяет детям подробно познакомиться с каждой из них.
Этапы ознакомления с играми на составление фигур-силуэтов.
1. Знакомство с игрой, называние, обследование, группировка фигур по размеру, форме.
2. Составление новых геометрических фигур из имеющихся, по заданию воспитателя, по образцу, по собственному замыслу. Называние и обследование их осязательно-двигательным и зрительным способом.
3. Придумывание и выкладывание образных изображений на плоскости из неполного набора элементов игры («чтобы ты хотел составить и какие фигуры для этого понадобятся?», по собственному замыслу, заданию, по условию (из 2-х маленьких и 2-х больших треугольников составить мостик, например, в игре «Танграм»).
4. Выкладывание силуэтов из полного набора элементов игры. Использование различных приё мов мотивации деятельности: организация выставки лучших работ, конкурсов.
5. Выкладывание силуэтов, сюжетов («Зоопарк», «Наш город» и др.) из двух одинаковых наборов в игре («Обитатели морей» – игры с расчленением круга «Вьетнамская игра» и «Волшебный круг»).
Нами был составлен сборник игр по развитию наглядно-образного мышления для старших дошкольников.
Математические игры и упражнения по развитию наглядно-образного мышления для старших дошкольников
1 Игры на составление фигур-силуэтов (развитие наглядно-образного мышления)
Перечень игр
«Танграмм»
«Монгольская игра»
«Волшебный круг»
«Вьетнамская игра»
«Колумбово яйцо»
«Пентамино»
Учить анализировать простые изображения, видоизменять фигуры путём разрезания и составлять из частей задуманное или увиденное изображение, уметь передавать сходство с реальным предметом.
2 Игры с фигурами-эталонами (развитие наглядно-образного мышления)
Перечень игр
«Найди такую же»
«Выбери необходимое»
Развивать у детей способность анализировать форму предмета на основе зрительного восприятия, и как следствие возможность воссоздания искомой фигуры из её частей. Повышать уровень проявления мыслительной самостоятельности ребёнка (поэтапно).
3 Игры и игровые упражнения на плоскости (развитие наглядно-схематического мышления)
Перечень игр
«Скопируй»
«Зверушки на дорожке»
«Вышивка крестиком»
«Передвинь игрушку»
«Зашифруй и расшифруй»
«Морской бой»
Уметь создавать пространственный образ по словесному описанию, мысленно прослеживать и запоминать описываемую словами траекторию движения тела на основе двухмерного рисунка.
Учить планировать траекторию своего или чужого движения, работать с координатой, плоскостью, картой, шахматной доской.
Учить читать условные обозначения, также самостоятельно создавать планы, схемы.
К математическим развлечениям относится : головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.
2 Анализ результатов диагностики и развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста в условиях использования математических игр (рисунки представлены в презентации)
В подготовительной группе была проведена первичная диагностика (в сентябре, по результатам которой дети вошли в две подгруппы с высоким уровнем и низким уровнем развития наглядно-образного мышления.
В группу детей с низким уровнем развития наглядно-образного мышления вошли дети, в основном редко посещающие детский сад.
Показатели развития детей и в двух подгруппах соответствуют норме.
На рисунке 1 представлены результаты первичной диагностики.
Рисунок 1 – Результаты первичной диагностики, (в баллах)
Наибольшее значение показателей развития наблюдается по субтестам «Недостающие детали», «Шифровка»
Для развития наглядно-образного и наглядно-схематического мышления, у детей старшего дошкольного возраста использовался материал предметно развивающей среды группы и занимательный математический материал.
После проведения формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика.
Результаты повторной диагностики (в апреле) представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Результаты повторной диагностики, (в баллах)
Показатели субтестов свидетельствуют о существенной динамике развития детей с низкими показателями по первичной диагностике. Почти на одном уровне у детей двух подгрупп находятся показатели субтестов «Недостающие детали» и «Складывание фигур». Наибольшие различия обнаруживается по субтестам «Последовательные картинки» и «Шифровка».
Сравнение результатов первичной и повторной диагностики по подгруппам мы видим на рисунках 3 и 4.
Рисунок 3 – Результаты первичной и повторной диагностики в группе с высокими результатами, (в баллах)
Наиболее значительные изменения в подгруппе с первоначально высокими значениями по результатам двух диагностик наблюдается по субтестам «Недостающие детали» и «Складывание фигур» (рисунок 3).
На рисунке 4 представлены результаты двух диагнотик в группе с низкими результатами.
Рисунок 4 – Результаты первичной и повторной диагностики в группе с низкими результатами, (в баллах)
Наиболее значительные изменения в подгруппе с первоначально низкими значениями по результатам двух диагностик наблюдается по субтестам «Недостающие детали» и «Складывание фигур» и «Шифровка».
Таким образом, по результатам повторной диагностики в обеих подгруппах с высоким уровнем и низким уровнем развития наглядно-образного мышления мы видим значительные положительные изменения по большинству исследуемых параметров.
Данные методики Д. Векслера указывают на существенную положительную динамику развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста, при использовании материала предметно развивающей среды группы, специально организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе и индивидуальных и малогрупповых упражнениях с занимательным математическим материалом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная задача ДОО – создать условия для развития психических познавательных процессов детей, что будет условием успешного психического развития старшего дошкольника. Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности и познавательную речевую активность, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
Повышение качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Данное исследование посвящено изучению актуальной проблемы выявлению психолого-педагогических условий, благоприятствующих целенаправленному развитию наглядно-образного мышления у старших дошкольников.
В результате проведенного исследования были решены следующие задачи:
- проведена диагностику наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста;
- изучено развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста в условиях использования математических игр.
Результаты повторной диагностики в обеих подгруппах с высоким уровнем и низким уровнем развития наглядно-образного мышления свидетедьствуют о значительных положительных изменениях по большинству исследуемых параметров. Данные методики Д. Векслера указывают на существенную положительную динамику развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста, при использовании материала предметно развивающей среды группы, специально организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе и индивидуальных и малогрупповых упражнениях с занимательным математическим материалом.