Наталья Маслак
Анализ развивающей предметно — пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно – пространственная развивающая среда в группе организована с учётом требований ФГОС, где прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная,
2) познавательная,
3) речевая,
4) художественно-эстетическая,
5) физическая.
В группе 29 ребенок, из них 16 девочек и 13 мальчиков. Преобладающее количество девочек повлияло на создание развивающей среды. Каждый ребёнок в группе имеет возможность свободно заниматься любимым делом.
Публикация «Анализ развивающей предметно — пространственной среды» размещена в разделах
- Анализ предметно-пространственной среды РППС
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Групповое помещение условно подразделяется на три зоны (активная, спокойная, рабочая, что позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Самую большую площадь занимает активная зона, которая включает в себя:, «Центр познавательного развития и конструирования, «Центр природы и экспериментирования», «Центр безопасности и ПДД», «Центр театрализованной деятельности и сюжетно-ролевых игр», «Центр физического развития»
Спокойная зона включает: «Центр книги», «Центр дежурства», «Центр музыкального развития» .
В рабочей зоне размещено оборудование для организации совместной и регламентированной деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
1)Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательная область – Познавательное развитие.
Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей. Подобранный наглядный и дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.
«Центр природы и экспериментирования» содержит в себе: различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения; инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, пульверизатор, лейки. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют: дидактические игры экологической направленности, серии картин «Времена года», «Животный и растительный мир», муляжи овощей и фруктов, набор «домашние и дикие животные», иллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растения, иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень, стебель, листья, цветок, плод, иллюстрации животных, насекомых, птиц, овощей, фруктов. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды, дневники наблюдений, схемы по уходу за растениями.
Центр экспериментирования представлен многообразием коллекций (почва, песок, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупа, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, песочные часы, медицинские весы, пробирки, ёмкости для измерения, пересыпания, хранения.
Деятельность в данном центре осуществляется под руководством воспитателя. Материал размещён в пластмассовых закрытых контейнерах.
Центр «Центр безопасности и ПДД» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми, макетом проезжей части, светофора, дорожных знаков, наглядно-дидактические пособия, транспорт.
Образовательная область – Речевое развитие
Центр «Книжный» включает в себя уголок с книгами. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели.
Образовательная область – Физическое развитие
«Центр физического развития» включает себя атрибуты для подвижных игр, маски животных, спортивный инвентарь (мячи разных размеров, кегли, кольцебросы, скакалки, обруч, мешочки с песком, массажные коврики и дорожки.
Образовательная область – Художественно-эстетическое развитие
«Центр изодеятельности» - в данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации: бумага разной формы и цвета, картон, трафареты, краски, гуашь, кисти, клей, цветные и простые карандаши, фломастеры, ножницы, раскраски для девочек и мальчиков, пластилин, цветные и восковые мелки, дощечки для лепки, ёмкости для промывания ворса кисти от краски. Выставляются в соответствии с изучаемой темой: дымковская игрушка, филимоновская народная игрушка, хохлома городецкая роспись, гжель.
«Центр музыкального развития» - важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная и музыкальная деятельность помогают сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Этому способствуют музыкальные инструменты: бубны, барабан, колокольчики, дудочки, погремушки, иллюс, музыкально-дидактические игры, магнитофон; в аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора, коллекция дисков со сказками.
«Центр познавательного развития и конструирования», в котором сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, но он достаточно мобилен, можно перемещать в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами : конструкторы разного размера, мелкие игрушки, наборы солдатиков, фигурки домашних и диких животных, настольный конструктор (мелкий, напольный пластмассовый конструктор, машинки, разные виды мозаики.
Образовательная область – социально-коммуникативное развитие
Игровой материал помещен в контейнеры с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства.
В игровом центре размещены настольные, дидактические игры, в соответствии с возрастом и интересами детей
«Центр дежурства» - большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в подготовительной группе. В данном центре имеется схема дежурства, график дежурства, специальные фартуки и колпачки для дежурства, набор принадлежностей для дежурных
В приёмной можно увидеть «Доску творчества», на которой размещаются работы детей. Центр «Патриотический» - в центре размещены материалы: государственная символика родного города, портрет президента нашей страны, флаг Росси.
Насыщенность оборудованием и материалами предметно-развивающей среды составляет 85%.
Вывод: развивающая среда не может быть построена окончательно, поэтому поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.