Елена Артюшенко
Анализ работы по воспитанию осознанного отношения к выполнению правил безопасности
В детском саду, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребёнка знаний и умений безопасного поведения. В течении дня дети занимаются разнообразными видами деятельности, и каждый из них диктует свои особенности поведения и меры предосторожности. Но во время проведения двигательных мероприятий дети наиболее подвержены частым ушибам, вывихам и другим травмам. Излишнее любопытство, отсутствие жизненного опыта, не достаточно развитая координация движений, незавершенное формирование костной ткани - всё это составляющие риска получения травмы.
Публикация «Анализ работы по воспитанию осознанного отношения к выполнению правил безопасности» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Как известно, травмы легче предупредить, чем лечить их последствия. Поэтому важно и необходимо обучать детей безопасному поведению. Обучить безопасному поведению - значит приучить к определённому образу жизни. У ребёнка должен быть выработан защитный механизм, который сработает в нужный момент.
Формирование у ребёнка навыков безопасного поведения должно строиться на воспитании определенных привычек.
При обучении детей безопасному поведению во время проведения непосредственно образовательной деятельности, подвижных и спортивных игр, я учитываю возрастные особенности наших детей.
Начиная с младшего дошкольного возраста я учу детей соблюдать элементарные правила безопасности (не толкать товарищей, не тянуть за предметы одежды, как во время выполнения основных движений, так и во время проведения подвижных игр.
В старшем дошкольном возрасте, когда дети уже достаточно овладели навыками основных движений, ребята знакомятся и с более сложными подвижными играми. А так же с элементами спортивных игр, таких как баскетбол, волейбол, футбол и т. д. В спортивных играх четко определены правила игр и ребята постепенно знакомясь с ними учатся соблюдать их. С точки зрения обеспечения безопасности очень важно научить ребёнка правильно выполнять движения. Например, научившись хорошо ловить мяч двумя руками, можно избежать удара в лицо. Научившись соблюдать дистанцию во время бега, можно избежать столкновения с другими детьми и т. д.
Очень важно, чтобы дети понимали, что соблюдать правила игры нужно не только ради самой игры, как таковой (исполняя, например содержание или сюжет игры, но и ради безопасности своей и своих товарищей. Перед началом освоения детьми новых движений я обязательно провожу инструктаж по технике безопасности. Объясняю детям в доступной для них форме для чего необходимо соблюдать определенные правила и возможные последствия их нарушения.
Четкое выполнение правил безопасности во многом помогает избежать травм.
При соблюдении правил безопасного поведения, во время занятий и подвижных игр, я всегда хвалю и поощряю детей. Если правила не соблюдаются, то стараюсь обговорить с детьми, какие конкретно правила были нарушены, почему, и к каким последствием могло бы привести их не исполнение.
Таким образом, при возникновении опасной ситуации, детям всегда стараюсь разъяснить допущенную ими ошибку и её возможные последствия. Чтобы дети стали лучше осознавать выполняемые действия, я задаю им такие вопросы: «Что ты делал?», «Какие движения выполнял?»
Важно, чтобы дети понимали необходимость быть здоровыми и стремились выполнять всё, что этому способствует. Они должны иметь представление о том, что неправильное поведение во время выполнения основных движений и подвижных игр, может привести к опасной ситуации. Даже такие «безобидные» действия как толкание, подножка, хватание за одежду во время повышенной двигательной активности, могут привести к травме. Ребёнку нужно разъяснять, что может произойти.
Я стараюсь не оставлять без внимания любые ситуации, которые происходят во время выполнения детьми основных движений, подвижных и спортивных игр. Если ребёнок поступил правильно, например, дождался своей очереди и выполнил действия, не мешал другим, то я обязательно похвалю и обращу на это внимание других детей. Если ребёнок поступает неверно, объясняю допущенную ошибку и рассказываю о возможных последствиях. Необходимо так же сказать о правилах безопасности во время проведения других режимных моментов, связанных с физической культурой, таких, как утренняя и бодрящая гимнастика. Ребята, приученные к соблюдению общих правил безопасного поведения, будут стараться выполнять их везде, где бы они не находились, поэтому очень важно именно в дошкольном детстве показать детям необходимость в безопасном поведении, как для себя, так и для окружающих.
Нельзя забывать и про оборудование, которое находится на прогулочных площадках. Ребята должны знать об опасностях, которые могут их подстерегать и, чтобы избежать некоторых из них, прибегать к помощи взрослых
Но наибольшему риску получения травмы дети подвержены во время самостоятельной двигательной активности. Другие виды двигательной деятельности детей (занятия, досуги, подвижные игры, динамические паузы) готовятся взрослыми, они продумываются ими, подбираются атрибуты. И риск получения травмы гораздо меньший. А в свободной игре дети двигаются самостоятельно, «не по плану», и очень часто они не могут сами переключиться с одного вида движений на другой. Этому тоже надо детей научить. Можно обратиться к ребё нку: «Ты тяжело дышишь, покраснел, послушай, как бьётся твоё сердечко, ты вспотел. Как ты думаешь, почему у тебя такое состояние? Это полезно или вредно для тебя? как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы почувствовать себя лучше»?
Во время двигательной деятельности, ребята часто используют различное спортивное оборудование (гимнастические стенки, скамейки, туннели) и спортивный инвентарь (мячи, скакалки, кегли, гантели и т. д.) Прежде, чем допустить детей к работе на спортивном оборудовании, оно должно быть проверено на его исправность, неподвижное оборудование должно быть хорошо закреплено и испытано под нагрузкой.