Светлана Чистякова
Анализ работы по реализации ФГОС во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
2016г.
Во второй младшей группе № 4 на начало учебного года было 23 ребёнка, в конце сентября поступило еще 3 ребенка, из них 6 детей в возрасте от 2 до 3 лет. Списочный состав в группе на конец года составил 26 человек, из них 15 мальчиков и 11 девочек.
При реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) мы опирались на следующие принципы:
Публикация «Анализ работы по реализации ФГОС во второй младшей группе» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
- на поддержку разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
-личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей;
- уважение личности ребенка.
При реализации Программы для детей нашей группы, мы строили свою работу, прежде всего, в форме игры, в форме познавательной, творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Работу свою строили на основе «Основной образовательной программе МБДОУ детский сад №1 МОЩР станица Старощербиновская», комплексно-тематического планирования, плана работы.
В своей работе опирались на основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьёй.
При реализации стандарта направляли внимание на решение следующих задач:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия наших воспитанников;
- обеспечивали равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка;
- создавали благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
При реализации Программы мы старались обеспечить полноценное развитие личности ребенка во всех образовательных областях, а именно в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно эстетического и физического развития.
Работу проводили в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в индивидуальной работе с детьми. Полученные знания закреплялись в повседневной жизни, использовались разнообразные методы и приё мы: игра, показ действия, наглядно-образный, словесный, использование технических средств, в режимных моментах систематично использовали фольклор.
Организуя деятельность детей, мы старались развивать у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций. Обучение предполагает занятие по подгруппам и имеет интегрированный характер. Назначение этих занятий состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка. Все эти задачи решаются совместно в тесном взаимодействии с семьей, все усилия направлены на познание возможностей развития каждого ребенка, создание благоприятных условий.
Нами была проведена диагностика развития детей на начало и на конец года. Здесь мы видим, что уровень развития детей в конце года выше, чем в начале года.
Вместе с детьми играли в дидактические игры, в подвижные, поощряли участие детей в совместных играх, развивали интерес к различным видам игр, помогали детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий, развивали умение соблюдать в ходе игры элементарные правила. В процессе игр с игрушками, природными и строительными материалами развивали у детей интерес к окружающему миру.
Сюжетно-ролевые игры
В своей работе использовали следующие сюжетно-ролевые игры:
- Продуктовый магазин
- Магазин игрушек
- Парикмахерская
- Ремонтная мастерская
Игры с куклами:
- Кукла Катя заболела
- Построим куклам дом
- Собираемся на прогулку
- Игрушки у врача
- Водители
- Мы едим в гости к бабушке
в индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку.
Учили детей использовать в играх строительный материал (кубы, бруски, пластины)
Подвижные игры
Развивали активность детей в двигательной деятельности, мы организовывали игры со всеми детьми. Поощряли игры с каталками, автомобилями, тележками; игры, в которых развиваются навыки лазанья, ползания; игры с мячами, скакалками, обручами, шарами, развивающие ловкость движений :
- У медведя во бору
- Птички
- Зайчик в домике
- Поровненькой дорожке
- Солнечные зайчики
- Воробушки и автомобиль
- Через ручеек
- Поймай Бабочку
- Зайка серенький
- Солнышко и дождик
- Кошки- мышки
- Прятки и т. д.
Театрализованные игры
Развивали умение имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет, передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением). Инсценировали следующие сказки :
- Курочка ряба
- Репка
- Колобок
Дидактические игры
Развивали умение подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие шарики, собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности. Учили собирать картинку из 4-6 частей («Наша посуда», «Игрушки» и др.).
Играли в следующие дидактические игры:
- Подбери пару
- Что изменилось
- Чудесный мешочек
-Чем играют и что надевают
- Кто живет во дворе
- Спрячь мышку
- Заплети косичку
- Разложи фигуры по местам.
Всю свою работу строили, опираясь на комплексно-тематическое планирование. Например : тематическая неделя «Мамочка моя любимая!», то есть, мы всю неделю планировали все, что связанно с мамой: лепили, пели, рисовали, заучивали, апплицировали, читали.
В течение учебного года в младшей группе № 4 были проведены как традиционные, так и инновационные мероприятия с родителями воспитанников.
Одним из важных принципов технологии реализации «Основной образовательной программы МБДОУ детский сад № 1 ст. Старощербиновская» является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. В нашей группе большинство детей только пришли в детский сад, поэтому основная задача педагогов была - заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого мы знакомили родителей с особенностями дошкольного учреждения, своеобразием режима дня группы и образовательной программы, специалистами, которые будут работать с их детьми.
В начале учебного года провели анкетирование «Социальный паспорт семьи», который показал: всего семей 26, из них полных 23, неполных 3. Многодетных семей 8.
Одна из задач взаимодействия с родителями - познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей младшего дошкольного возраста и адаптации их к условиям дошкольного учреждения. Для этого в течении учебного года были проведены следующие мероприятия с родителями:
- Родительское собрание «Знакомство родителей с Федеральным государственным образовательным стандартом», целью собрания являлось актуализация значимости Федерального государственного образовательного стандарта.
- В ноябре состоялся круглый стол «Музыка в жизни ребенка», который был проведен совместно с музыкальным руководителем Турчаниновой Т. Л. Родителям был предоставлен видеопросмотр праздника «Золотая осень».
- В декабре состоялось родительское собрание «Ответственное родительство», обсуждались такие темы: безопасность дорожного движения; ребенок пассажир; елка дома без трагедий; опасность зимних водоемов; уберечь от беды, новый год без трагедий.
Также совместно с родительским комитетом поднимались вопросы по подготовке к «Новому году». Где воспитатели обратили внимание родителей на особенности восприятия малышами новогоднего праздника, о создании атмосферы сказочности и волшебства.
В апреле 2016 года состоялось нетрадиционное мероприятия с родителями «Педагогическая гостиная. «Значение пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста».
Вместе с тем, в этот период происходит и установление личных и деловых контактов между педагогами и родителями. В общении с родителями мы старались показать свою заинтересованность в развитии ребенка, выделяя те яркие положительные черты, которыми обладает каждый малыш, вселяя в родителей уверенность, что они смогут обеспечить его полноценное развитие.
В родительский уголок были предложены следующие консультации:
- «Труд - самообслуживание»
- «Развитие навыков самообслуживания»
- «Режим дня в жизни и воспитании ребенка»
- «Играйте вместе с детьми»
- «Возростные особенности детей»
- «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей»
- «Кника в жизни ребенка»
Родителям раздавались памятки, буклеты:
«Воспитываем грамотного пешехода»
«Как рисовать с ребенком»
«Безопасность ребенка дома»
«Правила общения в семье
«Как развивать творческие способности детей»
«10 заповедей о воспитании»
«Пальчиковые игры в жизни детей»
Также проводились индивидуальные консультации по запросам родителей:
«Творческое развитие - это важно».
«Волшебный пластилин».
«Профилактические меры по предотвращению гриппа у ребенка».
«Театральные игры в развитии ребенка».
Родители приняли активное участие в фотовыставке посвященной ко дню матери «Мамочка любимая.», так же мамочки показали свое мастерство в выставке поделок «Сделают весь мир светлей, руки мамочки моей», к 23 февраля прошла фотовыставка «Мой папа самый лучший», к 8 марта состоялась фотовыставка «Женская красота».
В апреле на базе детского сада состоялась акция «Бумажный листок спасет зеленый росток», родители приняли активное участие, и наша группа заняла первое место по сбору макулатуры.
Родители стали как зрителями, так и активными участниками праздников и развлечений, проведё нных в течение учебного года: «День матери», «Осень золотая», «Новый год», «Женский день 8-е Марта».
Совместно с родителями проводилась работа по пополнению развивающей среды и улучшению материально-технического состояния группы. Путём благотворительных пожертвований пополнилась развивающая среда игрушками и оборудованием военной тематики, приобретена новая раковина, разнообразные материалы и оборудование для групповой комнаты.
Активно приняли участие родители в подготовке к летней оздоровительной кампании. Была проведена покраска, ремонт и пополнение уличного оборудования, замена песка в песочнице.
В мае с родителями была проведена акция «День летнего цветка», в ходе которой были высажены петунья, пионы, ирисы, анютины глазки и другие цветы на клумбы детского сада.
Благодаря постоянной работе с родителями, они стали нашими помощниками, союзниками, единомышленниками и помогают сделать жизнь детей в детском саду ярче, разнообразнее, радостнее.
Развивающая предметно-пространственная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей, развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а так же возможности уединения. Мы постарались в группе создать развивающую среду, которую разделили на игровые центры с учетом возрастных особенностей детей. Размещение оборудования организовали таким образом, чтобы было позволительно детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.
Нами, по мере возможности, была проделана работа по пополнению методических и дидактических подборок, разнообразили новыми сказками и видами театра наш уголок театрализации: кукольный театр, уголок ряженья, инвентарь по физическому развитию, уголок природы, уголок для родителей. Были изготовлены различные игры по познавательному развитию. Подобрана картотека игр на развитие логики и мышления, игры по здоровьесбережению, пальчиковые игры.
Создавая «среду обитания» для воспитанников мы, прежде всего, уделяли внимание ее развивающему характеру. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.
Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.
Создавая развивающую среду группы, мы старались соблюдать основные принципы:
принцип целесообразности, рациональности и насыщенности.
принцип доступности и открытости;
принцип трансформирования;
принцип соответствия развивающей среды возрасту детей.
принцип вариативности
принцип полифункциональности.
Но насыщенность среды в нашей группе не соответствует в полной мере, как должно быть из-за недостатка денежных средств.
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников соответствует квалификационным характеристикам, в течение года менялся педагогический состав группы.
В 2015 году Светлана Викторовна Чистякова поступила в Таганрогский институт имени А. П. Чехова: Направление подготовки – «Педагогическое образование». Профиль обучения – «Дошкольное образование».
На базе нашей группы проходило открытый просмотр педагогической деятельности по теме: «Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для развития общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками», которое проводила Зуева Н. Г.
Воспитатели нашей группы принимали активное участие в субботниках, участвовали в демонстрациях посвященные 1 мая, 9 мая, выполняли различные общественные поручения.
В течение года педагог Чистякова С. В. выставляла материалы на сайте мaam.ru :
Сценарий праздника День матери
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Матрёшка»
Буклет по безопасности «Осторожно! Скутер!»
Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в мир маминых профессий»
В следующем учебном году мы планируем:
Сохранять благоприятный эмоционально-психологический климат в группе,
Поддерживать партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.
Оказывать помощь родителям в овладении психолого-педагогическим знаниями о развитии ребенка 4-5 лет, умением применять их в общении.
Находить и применять инновационные методы и подходы по внедрению привычки здорового образа жизни среди детей и родителей