Анастасия Милосердова
Анализ парциальных программ для осуществления вариативной части. «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
II. Образовательная область «Познавательное развитие"
2.1 Программа «Наш дом – природа»
Автор: Н. А. Рыжова
Возрастной контингент – от 5 до 7 лет.
Цель программы, воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. «Наш дом — природа» — авторская программа, обеспечивающая преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение». Может быть использована дошкольными учреждениями как общеразвивающего типа, присмотра и оздоровления, так и коррекционного.
Публикация «Анализ парциальных программ для осуществления вариативной части, „Познавательное развитие“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Программа "Наш дом — природа" уделяет внимание следующим вопросам: – понимание ценности природы; – осознание ребенком себя как части природы; – воспитание уважительного отношения ко всем без исключения животным и растениям независимо от наших симпатий и антипатий; – понимание того, что в приводе все взаимосвязано, и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения; – воспитание у детей активной жизненной позиции; – обучение основам элементарной экологической безопасности; – формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов в быту (электроэнергия, вода, газ); – формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе и ребенка); – понимание неповторимости окружающего мира. Н. А. Рыжова замечает, что у подрастающего поколения нужно сформировать новое экологическое сознание, суть которого заключается в том, что человек — особая, разумная часть природы, а экология — не просто наука, это целое мировоззрение.
Работая по данной программе, важно показать, что природные компоненты связаны между собой и зависят от среды обитания. Необходимо сформировать у детей первичные представления о цикличности природных явлений, о том, что в природе ничто не исчезает бесследно. Дошкольники должны получить научно достоверную, но адаптированную для их возраста информацию
2.2 Программа «Юный эколог»
Автор: С. Н. Николаева
Возрастной контингент – от 2 до 7 лет.
В программе представлено семь разделов. Первый раздел – это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ. Следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Четвертый прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных. В пятом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Подразделы, отмеченные звездочкой, изучать с С. Н. Николаева. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду» детьми необязательно, они могут быть полезны педагогу в качестве дополнительного материала. Шестой раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности людей (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде. В седьмом разделе даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам. Программа «Юный эколог» может быть использована в любом дошкольном учреждении, где происходит переход от традиционного ознакомления с природой к решению вопросов экологического воспитания дошкольников. В программе намеренно не дается жесткой привязки задач и содержания экологического воспитания к тому или иному возрасту, что позволят начать ее реализацию в любой возрастной группе детского сада. Данные в программе рекомендации к распределению материала по возрастам позволяют воспитателю осуществлять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объем и глубину решения поставленных задач. Во всех разделах программы приведена позиция «отношение», которая поможет воспитателю понять, насколько дети приняли и усвоили новые знания
Задачи программы
Образовательные:
• формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т. е. представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе;
• осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;
• на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;
• формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
• показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;
Воспитательные:
• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
• воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
• воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
Развивающие :
• развитие системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой;
• развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
• формирование навыков рационального природоиспользования;
• охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.
2.3 Программа "Мы"
Программа экологического образования детей
Авторский коллектив: Н. Н. Кондратьева, Т. А. Шиленок, Т. А. Маркова, ТА. Виноградова
Возрастной контингент – от 3 до 7 лет.
Ядро содержания программы Н. Н. Кондратьевой составляют «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умении его осуществлять». При этом главное внимание уделяется рассмотрению связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях. В каждом разделе программы представлены знания как основа экологического сознания, умения экологически ориентированной деятельности, опыт гуманного отношения к природе. В программе также раскрыта идея единства человека и природы.
Цель программы : формировать экологическую воспитанность дошкольников.
Задачи:
• развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;
• формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
• помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
Успех реализации программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
• готовностью педагога к осуществлению экологического образования детей;
• личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения программы;
• постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
• построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;
• активным участием родителей в воспитательном процессе;
• установлением педагогом ДОУ связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
2.4 Программа «Конструирование и художественный труд в детском саду»
Автор: Л. В. Куцакова
Возрастной контингент – от 1 до 7 лет.
Занятия по конструированию и художественному труду развивают творческие способности детей, сноровку, воспитывают трудолюбие, усидчивость, терпение. Накапливая конструкторский и художественный опыт, ребенок получает возможность воплощать свои представления, фантазии в постройках, поделках. В книге представлена авторская программа для детских садов по данному виду деятельности, даны подробные методические рекомендации по всем возрастным группам, включая ясельную. Автор предлагает два варианта реализации программы (типовой и инновационный, применимых в традиционных ДОО и дошкольных учреждениях нового типа, в том числе прогимназиях, частных детских садах, ориентированные соответственно на репродуктивный метод обучения и метод обучения, основанный на сотрудничестве детей и взрослых.
Задачи:
• продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности;
• проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности;
• закреплять умение сохранять правильную позу при работе за столом, мольбертом, быть аккуратными;
• систематически информировать родителей о том, как протекает художественно-эстетическое развитие их ребенка и консультировать относительно того, как организовать изобразительную деятельность в домашних условиях.
• продолжать учить пользоваться ножницами (вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники, клеем;
• продолжать формировать обобщенные представления о конструируемых объектах; представлять одну тему несколькими постепенно усложняющимися конструкциями (например, 5-6 домиков, 4-5 трамвайчиков и др.); организовывать освоение этих конструкций, как по образцам, так и в процессе их самостоятельного преобразования детьми по заданным условиям;
• учить сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта, а также объединенные общей темой (улица, машины, дома и т. п., подбирая тематику с учетом гендерных интересов детей; планировать процесс возведения постройки и определять, какие детали более всего для неё подходят и как их целесообразнее скомбинировать; преобразовывать свои постройки в соответствии с заданными условиями (машины для разных грузов; гаражи для разных машин и др.); понимать зависимость структуры конструкции от ее практического использования;
• научить изготавливать простые игрушки для игр с водой, ветром, оформления помещений в праздники, игр-драматизаций, спортивных соревнований, театральных постановок и др. с учетом интересов и потребностей девочек и мальчиков; познакомить со способами изготовления предметов путем переплетения полосок из различных материалов, а также в технике папье-маше;
• применять способы конструирования из бумаги при изготовлении простых поделок: складывание квадратного листа бумаги: 1) по диагонали; 2) пополам с совмещением противоположных сторон и углов;
• продолжать приобщать к восприятию богатства естественных цветовых оттенков, фактуры и форм природного материала;
• создавать условия для коллективного и самостоятельного художественного творчества
2.5 Программа "Семицветик" Авторский коллектив: В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова
Возрастной контингент – от 3 до 7 лет.
Символ волшебного цветка «семицветика» олицетворяет в данной программе гармонично раскрывающегося и развивающегося ребенка. Семь лепестков, окрашенных в семь цветов радуги, как первые семь лет жизни ребенка, где каждый год по-своему неповторим и самобытен, имеет свою окраску. В программе отражается отношение к ребенку как к чудному и неповторимому цветку, раскрыться которому необходимо помочь. Девиз программы «Семицветик» — «Воспитание через Культуру и Красоту». Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста «Семицветик» предназначены не только для воспитателей дошкольных учреждений, но и для учителей начальных классов. Цель программы : способствовать становлению более совершенного в нравственном, мировоззренческом, творческом плане человека.