Наталья Овсяникова
Анализ программ по развитию эмоциональной сферы дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ программ по развитию эмоциональной сферы дошкольника.
Развитию эмоциональной сферы ребенка, в отличие от его интеллектуального развития, не всегда уделяется достаточное внимание. Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. Положительно, что за последнее время, в печати стало появляться все больше материалов по данной проблеме.
Публикация «Анализ программ по развитию эмоциональной сферы дошкольника» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Автором тренинговой программы эмоционального развития дошкольников «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» является С. В. Крюкова.
Цель - ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.
Задачи программы - научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
Программа представлена в виде подробных сценариев занятий. Автор подчеркивает, что ее разработки могут служить и основой для создания собственных сценариев с учетом потребностей и особенностей каждой конкретной группы.
Несомненной ценностью этой программы является четкая логика построения, психологически обоснованная последовательность проведения групповых занятий и упражнений.
Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.
Часть 1. Вводная
Цель: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедурные работы - приветствия, игры с именами.
Часть 2. Рабочая
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры:
элементы сказкотерапии с импровизацией;
элементы психодрамы;
игры на развитие навыков общения;
игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;
игры направленные на знакомство с различными чувствами;
рисование.
Часть 3. Завершающая
Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности.
Каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:
упражнения на мышечную релаксацию (снижает уровень возбуждения, снимают напряжение);
дыхательную гимнастику (действуют успокаивающе на нервную систему);
мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);
двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствует межполушарному взаимодействию);
чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности).
Программа рассчитана на детей 4-6 лет и включает в себя 17 занятий.
Занятия проводятся один раз в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 30-40 минут. Оптимальное количество детей в группе - 10-15 человек.
Программа эмоционального и личностного развития для дошкольников «Я-Ты-Мы» (автор О. Л. Князева).
Цель программы : Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Возраст детей от 4х до 6 лет.
Задачи программы : программа реализует 3 основные задачи гармоничного развития ребенка :
1. Просвещение. Глубокое изучение различных чувств, эмоциональных состояний и жизненных ценностей.
2. Профилактика. Применение полученных знаний в сюжетно-ролевых играх.
3. Коррекция. Снятие психоэмоционального напряжения в процессе проигрывания конфликтных жизненных ситуаций или внутренних противоречий.
Программа содержит три раздела: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды», «Социальные навыки». Каждый раздел делится на определенные темы. В тематике существует определенная логика последовательности преподнесения материала. Причем, усложнение идет как по линии содержания, так и в соответствии с возрастом.
Каждому чувству посвящено одно занятие. Вначале дети изучают базовые чувства (радость, грусть, злость, страх). Затем мы переходим к более тонкой дифференциации эмоций. И мы чередуем изучение неприятных, условно «негативных» и позитивных, ресурсных чувств.
Сценарий каждого занятия строится вокруг сказки, направленной на погружение детей в изучаемое чувство. Являясь психокоррекционными, сказки могут использоваться родителями вне занятий, с целью гармонизации эмоционального состояния ребенка.
Каждое чувство мы изучаем, учитывая различные аспекты:
проявление чувства в мимике и жестах;
как и в каких ситуациях, оно возникает;
как проявляется (слова, действия);
как его можно вызвать у себя и у других;
Проигрывание сказочных и игровых ситуаций позволяет ребенку учиться управлять собственными чувствами и приобретать опыт гармоничного разрешения непростых жизненных ситуаций.
«Расти счастливым» Т. Д. Пашкевич
Цель: способствовать успешной социализации детей, основываясь на уверенности в себе и эмоциональной отзывчивости.
Задачи:
- Создание условий адаптации в социуме, активного действования в нем, основанного на уверенности в себе и эмоциональной отзывчивости.
- Формирование уверенности в себе, своих силах и возможностях.
- Становление умений осознанно относиться к своим и чужим чувствам желаниям, стремлениям.
- Формирование здорового адекватного поведения в обществе, умения ориентироваться и адаптироваться в сложном, противоречивом мире.
- Развитие способности действовать свободно и раскрепощенно, но в соответствии с нормами и правилами общества.
Наблюдение педагогов за детьми, их особенностями, содействием в группе в повседневной жизни, а также анализ деятельности детей в процессе специально организованного занятия поможет, по необходимости, спланировать коррекционную работу с отдельными детьми по различным проблемам социально-эмоционального развития ( например: низкая самооценка, конфликтность, агрессивность, чувство страха и т. д.).
Структура программы
Настоящая программа предназначена для работы детьми от трех до семи лет. Ее содержание направлено на реализацию трех основных разделов «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды» и «Социальные навыки».
Первый раздел программы «Уверенность в себе» предполагает решение следующих задач: помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять что он, как и каждый человек, уникален и неповторим. Для того чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, каждый ребенок должен знать, что он может, а что ему пока не удается. Его возможности еще ограничены, но они совершенствуются и развиваются, завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. По этому педагогу необходимо постоянно поддерживать каждого ребенка в разных ситуациях - как успеха, так и неудачи. Иными словами, в любом случае взрослые должны помогать ребенку, поверить в свои силы.
Второй раздел программы «Чувства, желания, взгляды» призван научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции (чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей. Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствам которого являются позы, мимика, жесты; обучает их пользоваться ими как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других. Педагог способствует постепенному осознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая чужие и свои собственные ощущения и переживания.
Третий раздел «Социальные навыки» предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми: формирование коммуникативных навыков; умения устанавливать и подживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Педагоги обучают детей нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этические ценные формы общения. Педагоги помогают ребенку понять, как легко может возникнуть ссора или даже драка, способствуют осознанию причин конфликтов, обучают способам и приемам их самостоятельного разрешения.
Содержание работы с детьми распределяется по возрастам (3-4; 4-5; 5-6, 6-7 лет). Для каждого возраста определены задачи работы на год, а также предлагаются примерные темы для обсуждения по месяцам. Для реализации тем представлены методические приемы, которые помогут педагогам спланировать занятийную, совместную (игровую, предметно-практическую, музыкальную и др.) деятельность, а также создать условия для возникновения самостоятельной.
Программа развития эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников
(Калинина Р.)
Цель: развитие эмоциональной сферы детей 4-9 лет.
Задачи:
познакомить детей с основными эмоциями : интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом, отвращением, презрением;
способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка; учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.);
дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные; научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки);
способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д.); помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр., препятствующие его полноценному личностному развитию.
обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.
Эта программа направлена на обучение дошкольников распознаванию, называнию эмоций. Занятия проходят в доступной (игровой) форме для дошкольников. Данная программа представлена в виде ряда последовательных шагов. Каждый шаг- это одно или несколько занятий, объединенных одной тематикой. Количество занятий в каждом шаге определяет взрослый (психолог, педагог, ориентируясь на возраст детей, скорость и глубину освоения ими нового материала.
Реализация программы :
- Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами.
- Словесные, настольно-печатные и подвижные игры.
- Рисование эмоций.
- Проигрывание этюды.
«В мире детских эмоций» (Т. А. Данилина, В. Я. Зедгелидзе Н. М. Степина
Цель: Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста.
Задачи:
-формирование умения принимать самого себя и других, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.
-формирования у ребенка умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, т. е. формирования личностной рефлексии.
- формировании умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, принимать ответственность за собственную жизнь, умения делать выбор, в формировании потребности в самоизменении и личностном росте.
-адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.
В ходе реализации программы формируются следующие умения:
-Умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения;
-Умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, удивительно и т. д.);
-Умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.
Формы работы:
Авторы приводят методы диагностики эмоционального развития дошкольников, технику использования проективных методов для выявления эмоциональных особенностей дошкольников, методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Авторы предлагают использовать для изучения эмоционального развития ребенка такие методы как наблюдение, эксперимент и проективные рисуночные тесты. В наблюдении авторы обращают внимание на следующие параметры: эмоциональный фон, выраженность эмоций, эмоциональная подвижность и выделяют ситуации, в которых эмоциональное состояние ребенка проявляется наиболее ярко.
В занятиях предлагается использовать такие методические средства как:
-ролевые игры
-психогимнастические игры
-коммуникативные игры
-игры и задания, направленные на развитие произвольности
-игры, направленные на развитие воображения
-задания с использованием «терапевтических» метафор
-релаксационные методы
-использование эмоционально-символических методов
По мнению авторов, содержание коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:
- комфортная организация режимных моментов
- оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-- оздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры и т. д.)
- игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т. д.)
- арттерапия (рисование, ритмопластика, танец)
- занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия
-психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика)
-телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка
-посещение комнаты психологической разгрузки
- задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов и т. п.
использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т. д.)
Проанализировав приведенные выше программы, мы хотели ли бы подчеркнуть ту особую роль, которая отводится авторами каждой из программ игровому методу. Именно он является основным в решении задач эмоционального развития дошкольников. Все программы уделяют много внимания разработке разнообразных методов и приемов работы с детьми, позволяющих эффективно развивать их эмоциональную сферу.
Обобщив данный материал, мы выделили задачи и основные средства, которые воспитатели могут использовать при организации работы по развитию эмоциональной сферы детей :
1. Учить распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние,
Необходимо ознакомить детей с основными эмоциями : интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом, отвращением, презрением; дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные. Знакомя с основными эмоциями, мы одновременно вводим ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помогаем прожить определенное эмоциональное состояние, объясняем, что оно обозначает, и даем ему словесное наименование.
Используются следующие средства:
- беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами;
- рассматривание иллюстративного материала;
- чтение стихов, потешек, рассказывание сказок;
- использование музыкальных средств;
- словесные и подвижные игры;
- рисование эмоций;
- проигрывание этюдов.
2. Учить ребенка выражать собственное эмоциональное состояние (радость, обиду, гнев, удивление, грусть и т. д.) мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией. Развитие эмоциональной экспрессии. Наиболее эффективные средства развития – игровая драматизация, игровая психогимнастика, игровые импровизации. Позитивное влияние игры на эмоциональную сферу дошкольника обусловлено её особыми свойствами (инсценирование движений, характерных для эмоционального состояния героя, воображаемая ситуация – представь, что ты – разгневан и др.)
3. Учить детей рассказывать о своих чувствах, проговаривать их с ребенком. Чтобы научиться управлять своими эмоциями, нужно научиться о них рассказывать, проговаривать их с ребенком, обязательно говорить ему о своих чувствах. Лучший способ приучить ребенка делиться самым важным – как можно чаще с ним разговаривать., Необходимо обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, для того чтобы ребенок мог свободно говорить о них.
Одной из главных задач педагогов и родителей - это научить детей выражать одобрение окружающим. Дети любят получать похвалу и другие положительные отзывы от взрослых, но еще важнее для них заслужить одобрение сверстников.
4. Формирование уверенности в себе, своих силах и возможностях
Необходимо помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять что он, как и каждый человек, уникален и неповторим (программа «Расти счастливым»). Это одна из важнейших задач, которую ставят перед собой педагоги при работе по развитию эмоциональной сферы детей.
Основной целью является развитие самоуважения детей на основе использования их собственной способности к самоанализу и самооценке. Они проигрывают различные экспрессивные этюды – специализированные упражнения, которые целесообразно включать в занятия, связанные с развитием эмоций и чувств. Эти упражнения помогают детям, изображающим персонажей, овладеть экспрессивными средствами, а у наблюдающих вырабатывают способность адекватно воспринимать экспрессию других.
5. Учить распознавать эмоциональное состояние окружающих взрослых и сверстников. Педагогическая работа должна быть направлена: А) осознание детьми факта возникновения эмоций : Б) понимания эмоциональной жизни других, смысла эмоциональных проявлений (причинно-следственные связи); В) осмысление внешних признаков выражения эмоций – положительных, отрицательных, границ их адекватного проявления. Г) расширение словаря эмоциональной лексики, овладение понятиями, соответствующими тому или иному состоянию;
6. Учить адекватно реагировать на эмоции других, формировать адекватные формы поведения, (если человек обижен - пожалеть его; радуется - порадоваться вместе с ним; разгневан - понять причину). От этого зависит отзывчивость ребенка, его эмпатия (сопереживание эмоционального состояния другого как своего собственного, сочувствие и реальное содействие, оказание помощи.). Многие нарушения эмоционального развития связаны именно с неблагополучием в эмоциональных откликах на окружающее. Поэтому это главное направление коррекционной работы - расширение их опыта адекватного эмоционального реагирования. Формирование наиболее успешно проходит в игровой и практической деятельности. В качестве основных методов выделим игровую драматизацию, создание ситуаций морального выбора, побуждающих проектировать поведение Чисто вербальные методики - словесное описание эмоционального состояния, варианты разрешения ситуаций – выступают в числе вспомогательных.
7. Снятие психоэмоционального напряжения в процессе проигрывания конфликтных жизненных ситуаций или внутренних противоречий. Любая игра, которой увлечен ребенок, помогает уменьшить психоэмоциональное напряжение, связанное с воздействием какого-либо стрессового фактора. Также используются специальные релаксационные игры, фольклор, упражнения на мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, мимическую гимнастику, двигательные упражнения (программа «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь») которые помогут снять психоэмоциональное напряжение у ребенка, создать у него положительные эмоции, успокоят его.