Елена Белокобыленко
Анализ адаптации детей в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ адаптации детей в младшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №10 муниципального образования Крыловский район
Выступление па педагогическом совете
«Анализ адаптационного периода
в младшей группе»
2018г
Подготовила воспитатель: Белокобыленко Е. М.
Публикация «Анализ адаптации детей в младшей группе» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Темочки
Адаптация – это процесс приспособления организма к изменяющимся условиям внешней среды. Каждому человеку попавшему в новую, непривычную обстановку требуется немало времени и моральных сил для того чтобы освоиться. Гораздо сложнее приходится в подобной ситуации ребенку. Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, ведь они попадают в новую среду к незнакомым людям. В жизни ребенка происходит множество изменений: чёткий режим дня, отсутствие родителей, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания. Все эти перемены приводят к стрессу и эмоциональному дискомфорту. Поэтому необходимо, чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался и прошел как можно быстрее и легче для ребенка. Залогом успешного протекания процесса адаптации детей в детском саду, является обеспечение педагогом защиты, эмоционального комфорта и интересной и содержательной жизни в детском саду и дома.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин: от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; от состояния здоровья; от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении; от разницы в методах воспитания.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду проходил более успешно, мы используем разные направления работы с детьми:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно правильно организовать предметно-развивающую среду. В процессе адаптации ребенка мы используем такие формы и методы работы как: элементы телесной терапии, исполнение колыбельных песен перед сном, релаксационные игры (за основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению).
2. Формирование у ребенка чувства уверенности (познавательной осведомлённости).
Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т. д.
Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой; знакомство с детским садом.
3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным.
В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
Также необходимое условие успешной адаптации — установление контактов с родителями, согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. С родителями мы проводили родительское собрание «Давайте ознакомимся». На собрании родители малышей получили анкеты знакомства, рекомендации и консультации от педагогов, медсестры и заведующего, а также ознакомились между собой, что породила дружеские отношения между взрослыми. Беседы, консультации на информационном стенде для родителей всегда наполнены полезной информацией, где родителям даны подробные рекомендации для облегчения адаптационного периода у детей и другие интересные темы.
Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода :
1. Легкая степень адаптации : временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней); - аппетита (норма по истечении 10 дней); - неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д., изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней. Легкую адаптацию прошли 18 детей.
2. Средняя степень адаптации : все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность 20 дней, речевая активность 30-40 дней, эмоциональное состояние, 30 дней, двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Адаптация средней тяжести длилась у 5 детей.
3. Тяжелая степень адаптации : (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Тяжелая адаптация длится у двоих детей (Завадский Саша и Королев Вова) так как практически не посещали ДОУ.
В настоящее время группу посещает 25 детей, из них 9 девочек и 16 мальчиков.
Прием детей начался с 1 июня и осуществлялся постепенно. В первую очередь были зачислены дети, ранее посещавшие группу кратковременного пребывания. Эти малыши уже прошли первоначальную адаптацию, имеют первоначальные культурно-гигиенические навыки, знакомы с режимом и распорядком дня в детском саду. Затем принимались и остальные дети, ранее не знакомые с детским садом. Этим ребятам требовалось больше времени для привыкания к режиму дня ДОУ, но большая часть детей прошла адаптацию довольно легко.
Поступление ребёнка младшего возраста вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому распорядку дня, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное пребывание в детском саду и в семье. И потому, так актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат ребёнку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей к детскому саду. С этой целью было проведено родительское собрание «Будем знакомы» и анкетирование родителей малышей. На собрании родители знакомятся с режимом работы группы, необходимости постепенного вхождения малыша в новые условия жизни, узнают, что у каждого ребенка свои сроки адаптации, которые зависят от его индивидуальных особенностей и от того, как его подготовили к детскому саду. В летний период родителям и воспитателями группы был организован и проведен субботник по ремонту и благоустройству группы и площадки. Так же в родительском уголке имеются полезные консультации («Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду», «Режим дня и его значение», рекомендации и памятки на волнующие темы.
Важным моментом для установления контакта с детьми в период адаптации является создания предметно - пространственной среды в группе и благоустройство детской площадки. В групповом блоке создана естественная, комфортабельная, уютная, рациональная, организованная обстановка, насыщенная разнообразным дидактическим и игровым материалом. Предметно-развивающая среда имеет домашний вид и уют. В то же время она создана с учётом развития ребё нка по всем направлениям: физическому, познавательному, социально-личностному. Среда очень мобильна, многофункциональна, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей. Игрушки находятся в местах, доступных для детей.
Без движений не может осуществиться ни один вид детской деятельности, том числе, и игровой. Играть с ребёнком надо с первой минуты появления его в детском саду. Более эффективного метода в педагогике пока не придумано, особенно это касается самых маленьких. В период адаптации проводились развлечения «В гости к Колобку», «Веселый мяч», кукольные и пальчиковые театры «Колобок», «Репка». Дети научились играть в такие подвижные игры как «У медведя во бору», «Самолеты», «Через ручеек» и др, научись понимать и дидактические игры – «Чего не стало», «Чудесный мешочек» и др. Малыши охотнее шли в группу, мгновенно переставали плакать, если с ними играли, если переключали их внимание на активную двигательную деятельность, да ещё с игрушкой. Совместные движения приносили детям много радости. Общение в процессе выполнения различных движений складывалось значительно быстрее, приобщало малыша к коллективу, к деятельности вместе. Многие двигательные упражнения сопровождались музыкой. В период адаптации применяли метод «песочной терапии». Как известно, песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Он имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Первые контакты детей друг с другом происходили в песочнице. Чтобы ребенок не переутомлялся, педагоги своевременно переключали его с подвижных игр на спокойные игровые действия, привлекая игрушкой, действиями с ней. Проводили увлекательные, способствующие развитию речи, творческой деятельности детей, пальчиковые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизировали моторику рук. Тем самым у них вырабатывалась ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Итогом проведенной работы можно считать то, что все дети к настоящему моменту прошли адаптацию. Все дети знают друг друга и воспитателей, некоторые могут обратиться ко взрослым с просьбой, соблюдают режим дня, знают свои шкафчик, полотенчики. Почти все пользуются унитазом, самостоятельно кушают, частично умеют раздеваться, а некоторые и самостоятельно одеваться.
Таким образом, работая вместе с родителями и детьми, воспитатели надеются на дальнейший успех в развитии детей, их моральных, этических и физических качеств.