Наталья Пряничникова
Аналитический отчет старшего воспитателя за межаттестационный период на первую квалификационную категорию
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитический отчет
за межаттестационный период
с 2017 по 2019 гг.
Введение
Концепция модернизации российского образования ставит задачу: достижение нового современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способного реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения - их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
Публикация «Аналитический отчет старшего воспитателя за межаттестационный период на первую квалификационную категорию» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Сегодня деятельность педагогов в ДОУ регулируют два основных документа: Профессиональный стандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт. Федеральный государственный образовательный стандарт создан для регулирования деятельности образовательного учреждения, а профессиональный стандарт непосредственно регулирует работу кадров. Профессиональный стандарт преследует следующую цель: «Создание единого свода требований к квалификации педагогического работника».
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «Требования к кадровым условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» говорится: «Организация должна быть укомплектована квалифицированными кадрами».
Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм. В «Профессиональном стандарте педагога», акцентируется внимание на «знание педагогом специфики дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста». Таким образом, основным направлением в педагогической деятельности является создание условий для поиска, разработки и освоения современных форм работы с детьми; условий, ориентированных на развитие профессиональной компетентности педагогов, через оптимизацию и совершенствование имеющихся знаний, умений, профессионально-ценностной ориентации педагога, в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы отечественного образования.
Переподготовка педагогических кадров, соответствующая современным требованиям к уровню квалификации педагога, напрямую связана с разработкой соответствующего содержания форм методической работы. Одним из наиболее активно разрабатываемых направлений в процессе подготовки и переподготовки специалистов становится системный подход, важное звено в котором отводится целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, что способствует активизации личности педагога, развитию его творческой активности.
Цель аналитического отчета : проанализировать и дать оценку собственной педагогической деятельности по созданию в дошкольном образовательном учреждении системы методической работы для достижения качества дошкольного образования.
Задачи:
1. Провести самооценку эффективности собственной педагогической деятельности по созданию в дошкольном образовательном учреждении системы методической работы для достижения качества дошкольного образования, с учетом новых нормативных документов;
2. Провести анализ результатов методической работы, направленной на повышение профессиональной компетентности педагогов;
3. Выявить противоречия, возникшие в период педагогической деятельности между реальным состоянием и планируемым;
4. Спроектировать пути решения этих противоречий за межаттестационный период.
Предмет исследования: методы и приемы, способствующие повышению профессиональной компетентности педагогов.
Объект исследования: процесс повышения профессиональной компетентности педагогов в ходе реализации «Программы повышения квалификации педагогических работников».
В процессе анализа своей педагогической деятельности на начальном этапе работы были выявлены противоречия:
- между новыми современными нормативно-правовыми требованиями к дошкольному образованию и недостаточной профессиональной компетентностью педагогов;
- между необходимостью повышения эффективности образовательного процесса и недостаточным сопровождением педагогов по формированию и развитию аналитических и проектировочных способностей для инновационной деятельности.
Отсюда проблема: несоответствие сложившейся профессиональной позиции и практического опыта педагогической деятельности современным нормативно-правовым документам дошкольного образования; невозможность достижения повышения эффективности образовательного процесса без сопровождения педагогов по формированию и развитию их аналитических и проектировочных способностей, необходимых для инновационной деятельности.
Актуальность: Выстроить систему работы по повышению профессиональной компетентности педагогов можно только на основе анализа результатов образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплочённости педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей, запросов педагогов.
Глава 1. Аналитическая часть
1.1. Анализ результатов педагогической деятельности за межаттестационный период
Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого педагога. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Поэтому невозможно согласиться с пониманием методической работы, как только службы корректирования ошибок в деятельности педагога, хотя в ходе ее приходиться решать и эти проблемы. Главным - является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Однако проблема повышения профессиональной компетентности каждого педагога в нашем дошкольном учреждении является одной из самых приоритетных. Ни для кого не секрет, что иногда на организацию мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожна мала. Чем же объяснить все это? Думая, размышляя по этому поводу, пришла к выводу, что традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.
Для анализа результативности и выявления возможных затруднений педагогов осуществляла контрольно-аналитическую деятельность, благодаря которой оценивала состояние работы педагогического коллектива в целом и отдельных воспитателей.
Анализ контрольно-аналитической деятельности показал, что 19% педагогов испытывают трудности в планировании образовательного процесса, 24% педагогов не прошли курсы повышения квалификации, 23% - не имеют квалификационной категории, 14% педагогов не прошли курсы профессиональной переподготовки.
Подбор дифференцированных активных и инновационных методов работы с кадрами позволяют совершенствовать профессиональную компетентность педагогов.
По утверждению К. Ю. Белой, (кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, важно определить реальные показатели работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов, сформулировать критерии оценки. Для собственной деятельности выделила следующие показатели:
1) мастерство педагогов, выражающееся в повышении квалификационных категорий воспитателей;
2) рост творческой активности педагогов в методической работе города, области;
3) уровень развития детей.
Исходя из вышесказанного, мною была разработана и реализована «Программа повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников», определяющей целью которой является обеспечение роста компетентности педагогических кадров дошкольного учреждения, совершенствование уровня их психолого-педагогических и методических знаний, умений.
Совершенствование профессиональной компетентности, на мой взгляд, включает несколько направлений: повышение компетентности педагогов в процессе самообразования; в процессе овладения информационно-коммуникационными технологиями; совершенствование проектной культуры педагога как часть профессиональной компетентности.
В качестве стимулов, поддерживающих активность начинающих педагогов, с позиции саморазвития, использовались внешние мероприятия:
обучение на курсах,
посещение различных семинаров, методических объединений, знакомство с опытом других педагогов и т. д.
Возможность участия в инновационной деятельности помогает стимулировать интерес к работе.
Для педагогов большой стимул - работа на доверии, возможность обмена опыта с коллегами, предложение работать углубленно по тому или иному направлению образовательной работы в рамках детского сада.
Только система мероприятий, которая подразумевает активную форму обучения и взаимодействие педагогов в детском саду - семинары-практикумы, тренинги, консультации, беседы, позволяет минимизировать такие препятствующие факторы, как собственная инертность и неумение распределять свое время.
В процессе реализации программы повышения квалификации в период с 2017 по 2019 год произошли следующие изменения:
педагоги повысили профессиональную компетентность на курсах повышения квалификации : 2017 году–35%, 2018 году – 75%, 2019 году – 95%; 100 % педагогов прошли курсы повышения квалификации по программам : «Профессиональная компетентность педагогических работников в условиях ФГОС ДО», в количестве 16 часов, «Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи», в количестве 16 часов, повысили квалификацию на семинарах, вебинарах, в 2017 году – 0%, 2018 году – 19%, 2019 году – 28%;
В результате планомерной и целенаправленной работы педагоги уверенно проходят процедуру аттестации на заявленную категорию : в 2017 году – 10%, 2018 году – 20%, 2019 году - 25%.
На 2019 год 5 % педагогов (1 человек) имеют высшую квалификационную категорию, 62 % (13 человек) педагогов – первую квалификационную категорию, 14% педагогов – соответствие занимаемой должности, 19% (4 человека) – без квалификационной категории, так как это молодые специалисты, новые педагогические работники, которые не отработали в ДОУ двух лет.
Для повышения эффективности методической работы в педагогическом коллективе дошкольного учреждения, мною было проведено анкетирование «Профессиональный портрет педагога» и «Способность педагогов к самообразованию».
По результатам анкетирования «Профессиональный портрет педагога» были выявлены следующие результаты:
По результатам анкетирования «Способность педагогов к самообразованию» результаты следующие: 84% - потребность в развитии активно реализуется, 16% - отсутствует система развития
Таким образом, на основании анкетирования, видно, что в детском саду существует группа педагогов, которые находятся на этапе становления педагогического мастерства. Группу составляют молодые, начинающие педагоги. Для работы с ними с января 2019 года организован «Клуб начинающего педагога».
Цель деятельности клуба начинающего педагога: Создание в ДОУ условий для профессионального роста начинающих педагогов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность начинающего педагога.
Помощь начинающим педагогам в организации эффективного взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса (с коллегами, с детьми и их родителями).
В рамках программы «Клуб начинающего педагога» был разработан план на 2019 год
В результате реализации программы повышения квалификации педагоги способны :
• ставить задачи и находить способы их решения;
• находить и отбирать необходимые сведения;
• переходить от простого выполнения требований программ дошкольного образования к осуществлению полноценного и целостного развития воспитанников, формированию их компетентности в различных областях и развития их способностей, обеспечивающих успешность детей в дальнейшем обучении;
• активизировать знания детей, для участия в конкурсах различного уровня.
В рамках реализации «Программы повышения квалификации педагогических работников» методическая работа с педагогическими кадрами была ориентирована на:
1. повышение мастерства каждого педагога
2. достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей
Таким образом, эффективность методической работы подтверждается проработанностью концептуальных оснований воспитания и образования детей дошкольного возраста; ориентированностью педагогов на работу с субъектами образования; профессионализмом кадров, повышением их коммуникативных, проектировочных и аналитических умений, высоким уровнем организационной и информационной культуры.
1.2. Анализ условий достижения результатов за межаттестационный период
За время своей деятельности изучила современные нормативно-правовые и концептуальные документы, регламентирующие образовательную деятельность дошкольного учреждения.
На стадии планирования была определена система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки их выполнения. Данная система мероприятий направлена на достижение поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить: ООП, годовой план работы ДОУ, комплексно – тематическое планирование в ДОУ, учебный план ДОУ, расписание НОД. Под моим руководством педагогическим коллективом была разработана и реализуется основная общеобразовательная программа в соответствии с Федеральным государственными образовательным стандартом дошкольного образования, а также рабочие программы педагогов, основываясь на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса объединяя всех субъектов образовательного процесса.
И завершающей стадией методической работы является контроль, с помощью которого констатируются факты, измеряются уровни отдельных параметров педагогического процесса и сопоставляются с нормативными требованиями: мониторинг освоения детьми основной образовательной программы, контроль проверки планов учебно – воспитательной работы, посещение занятий.
Обеспечивая обогащение методологической концепции педагогов, реализую целостную систему взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом на основе анализа и самоанализа их деятельности, диагностики уровня профессионального мастерства, понимающего, развивающего и поддерживающего подхода по отношению ко всем субъектам образовательного процесса - ребенку, педагогу, родителям.
Работа с родителями и социумом - важное направление в деятельности педагогического коллектива. С целью повышения качества образовательного процесса учреждения и активизации участия родителей в процессе управления образовательным учреждением организую партнёрское взаимодействие педагогов с семьями воспитанников посредством проведения консультаций, информирование родителей на родительских собраниях о содержании работы с детьми по разделам программы, совместной проектной деятельности (совместные праздники, мастер – классы, составление совместно с родителями портфолио ребенка, организации конкурсов, выставок детского творчества, мероприятий и т. д.
При взаимодействии с семьями воспитанников использую как традиционные методы работы: проведение совместных праздников и выставок, показ открытых занятий, выпуск буклетов, так и нетрадиционные: встреча с интересным человеком.
В 2019 году в нашем ДОУ организованы: отряд Юных Инспекторов Дорожного движения (ЮИД) и Дружина Юных Пожарных (ДЮП). В октябре 2019 года были проведены мероприятия, посвященные вступлению детей в отряд ЮИД и ДЮП, на которые были приглашены: старший лейтенант полиции г. Кировграда, начальник пожарной части п. Левиха, и представитель Управления образования КГО.
Ежегодно среди родителей воспитанников проводится анкетирование, позволяющее изучить удовлетворенность родителей работой ДОУ.
95% родителей говорят о высоком уровне дополнительного образования в ДОУ. Охват воспитанников дополнительным образованием составляет 100% :
Для повышения качества образования, выявления, изучения и распространения наиболее ценного опыта педагогической и инновационной деятельности педагогов были спланированы:
советы педагогов: «Использование ИКТ во взаимодействии ДОУ и семьи в интересах развития ребенка», «Внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий в обучении дошкольников», «Планирование образовательного процесса в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»;
круглый стол «Планирование воспитательно - образовательной работы», «Педагогическая диагностика детей»;
деловая игра «Знатоки ФГОС ДО. Внедрение ФГОС в целостный педагогический процесс ДОУ», «Эрудит» и т. д. ;
мастер – класс по созданию личной страницы в сети Интернет
организованы курсы повышения квалификации педагогов : «Профессиональная компетентность педагогических работников в условиях ФГОС ДО», «Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи», «Профилактика ДДТТ в условиях ОО», «Современные подходы к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС», «Психолого – педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»;
Систематическая работа по совершенствованию собственной профессиональной деятельности позволила мне представить свой опыт профессиональной деятельности на мероприятиях разного уровня.
Ежегодно, совместно с педагогами, участвую в методических объединениях, как на уровне поселка, так и на муниципальном уровне. В решении задач по совершенствованию профессиональной деятельности педагогов большую роль играют конкурсы педагогического мастерства. Они дают возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным обществом его педагогической деятельности, реализацию своего профессионального «Я» в условиях состязания, повысить свой профессиональный уровень.
Результатом работы явилось значительное увеличение по сравнению с прошлыми годами участников конкурсного движения. На сегодняшний день можно констатировать факт о стабильности в реализации конкурсной системы для педагогов ДОУ.
В работе с коллективом целенаправленно внедряю информационно-коммуникационные технологии, что позволяет организовать и осуществлять быструю и эффективную работу с информационными потоками, а именно сбор, обработку, хранение, передачу и подачу информации, сократить временные рамки проведения мероприятий, разнообразить формы организации методической работы.
В настоящее время, существует различные подходы к организации методического сопровождения, педагогические технологии и методики, основанные на использовании информационно-коммуникативных технологий. Расширение информационного пространства за счет внедрение сервисов сети Интернет открывает новые модели взаимодействия с другими педагогами на различных уровнях.
Одним из эффективных средств изменения традиционного подхода к деятельности педагога является создание собственного Интернет-ресурса педагога, который может быть представлен в виде веб-страницы на сайте. На сайте maam.ru педагоги создают свои странички, где размещают сведения о профессионализме, публикуют мастер – классы, фотоотчеты на различные темы, рекомендации для родителей и педагогов на актуальные вопросы.
Проанализировав полученные данные можно сделать вывод о повышение активности педагогов в участии в профессиональных конкурсах и распространении опыта профессиональной деятельности, а также качества подготовки к конкурсам воспитанников.
Таким образом, использование в процессе повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения, указанных и других активных форм и методов обучения обеспечивает практико-ориентированный характер методического сопровождения, способствует включению в инновационную деятельность, формированию потребности в непрерывном профессиональном совершенствовании, позволяет педагогам изучать и активно использовать инновации в образовательном процессе;
Оптимальность комплекса условий, способствующих развитию профессиональной компетентности педагогов, подтверждается положительной динамикой готовности педагогов к ведению педагогической деятельности в условиях внедрения ФГОС ДО, удовлетворенностью участников образовательных отношений процессом и результатом деятельности, улучшением психологического климата в коллективе, соединением потребности развития педагога с целями образовательного учреждения. Рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и условий на методическую работу и самообразование.
Глава 2. Проектная часть
В ходе анализа своей деятельности мною были выделены сильные и слабые стороны методической деятельности.
Сильные стороны методической деятельности заключаются в следующем:
является одним из условий развития и последующего совершенствования профессиональной компетенции педагога;
способствует совершенствованию качества организации воспитательно-образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения;
помогает изучению, обобщению и распространению передового прогрессивного опыта коллег и собственного;
создаёт условия для внедрения инновационных форм педагогической деятельности;
содействует накоплению опыта исследовательской деятельности педагогов и др.
К слабым сторонам методической деятельности можно отнести следующие:
целеполагание методической деятельности не всегда осуществляется с учётом указаний на конкретные желаемые результаты;
не учитывается начальный уровень профессиональной подготовки педагогов при планировании содержания методической работы с кадрами;
выявляется несостоятельность условий для эффективной организации методической работы;
осуществляется формальный подход к запросам и потребностям педагогов в вопросах развития их профессионального уровня.
В связи с тем, что моя деятельность была направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов, становится актуальной проблема индивидуального методического сопровождения педагогов в межаттестационный период в условиях дошкольного образовательного учреждения. Наиболее эффективным способом обогащения профессиональной компетентности педагога в ситуации реальной профессиональной деятельности является индивидуальная траектория совершенствования методического сопровождения в межаттестационный период.
Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога понимается как специально организованное, систематическое взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации профессионального совершенствования, с учетом имеющегося у него уровня профессиональной компетентности.
Грамотная организация процедуры аттестации способствует формированию высокопрофессионального кадрового состава дошкольного учреждения.