Светлана Колганова
Аналитический отчет о работе воспитателя в межаттестационный период
▼ Скачать + Заказать документы
Дорогие мои коллеги!
Хочу поделиться с вами своей радостью!
Сегодня прошла моя аттестация!
Мне присвоили высшую квалификационную категорию на 5 лет!
Хочу поделиться с вами своим анализом профессиональной деятельности в сокращенном варианте.
Аналитический отчет о работе воспитателя ГКУ ЦССВ «Соколенок» Колгановой Светланы Борисовны за 2011г. -2015 г.
Темочки:
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Отчеты и анализы о проделанной работе
- Работа воспитателя
- Темочки
Мой общий трудовой стаж составляет 29 лет, из них общий стаж педагогической работы - 27 лет, в ЦССВ «Соколенок» я уже работаю 11 лет.
В ГКУ ЦССВ «Соколенок» всё делается с одной целью – помочь детям-сиротам обрести близких взрослых, хоть немного похожих на маму, как у детей, воспитывающихся в обычных семьях. Здесь живут дети, в раннем возрасте оставшиеся без попечения родителей.
С 2011г. по 2013г. я работала с детьми от года до 2 лет. Контингент детей в группе по медицинскому и юридическому статусу был разнообразный и часто меняющийся. Много деток попадало к нам прямо из родильных домов, оставленных матерями; подкидыши; были дети, изъятые из неблагополучных семей, с синдромом алкогольного плода.
Анализируя состав детей в течение этих лет, можно отметить, что в группе преобладали дети с задержкой нервно-психического и речевого развития. Большинство из них попадали сюда сразу после рождения и оставались до 3х-4х лет, затем их переводили в учреждения для старших детей. (см. приложения)
Главное в моей работе – создание условий, которые бы приносили детям только положительные эмоции, раскрепощали ребёнка, вселяли в него уверенность, доставляли радость общения, совместного познания, труда, игры, отдыха.
Для решения поставленных задач я использовала:
- «Воспитание и обучение детей в домах ребёнка» под редакцией Р. В. Ямпольской, Э. Л. Фрухт и другие.
Частично в своей работе использую программы :
-«Кроха» под редакцией Г. Г. Григорьевой, 2007г.,
-«Истоки» под редакцией А. В. Запорожца, И. А. Парамоновой,
-«Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Л. Б. Боряева, 2003г.
Парциальные:
-Программа «Красота – радость – творчество». Авторы: Т. С. Комарова и др.
Авторскую программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой.
В июле 2013 года, в составе творческой группы, принимала активное участие и организовывала предметно-развивающую среду к летне-оздоровительной компании.
Оформляя прогулочный участок и группу, заняли 1 место, были отмечены похвальным листом «За лучшее оформление прогулочного участка и творческую организацию предметно-развивающей среды». С осени 2013 года перешла работать на группу младенческого возраста с детьми от 6 месяцев до года. В этом же году приступила к углублё нному изучению темы по самообразованию: «Эмоциональное общение взрослого и ребёнка до года – путь к формированию позитивного восприятия мира».
Прежде всего постаралась творчески подойти к оформлению своей группы, тем самым создала более эмоциональную и уютную обстановку в группе для развития детей с 6 месяцев до года: мною была оформлена детская столовая зона, групповая комната для игр в манеже, театральный уголок для детей (см. приложения).
Были проведены педагогические чтения:
-«Размышления на тему: «Близкие взрослые для детей младенческого и раннего возраста в доме ребёнка и их взаимоотношения», 2013г. ;
-проведено открытое индивидуальное занятие по развитию понимания речи и расширению ориентировки в окружающем: «Веселые прятки» (с детьми от 9-10 месяцев, 2013г.
Был разработан проект программы развития «МАЛЫШИ КРЕПЫШИ» для детей домов ребенка с 9 месяцев до года.
Проект разработан на основе «Программы воспитания и обучения детей в доме ребёнка» Р. В. Ямпольской, Э. Л. Фрухт.
Задача проекта состояла в обеспечении своевременного и полноценного физического и психического развития, оптимального состояния здоровья детей, подготовка их к жизни в обществе, облегчение социальной адаптации, в создании каждому ребёнку условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и способностей, его неповторимости и самобытности. С 2014 года в работе по самообразованию, стараясь увидеть детей счастливыми и раскрепощенными, моё предпочтение было отдано углублённому изучению работы с детьми по теме : «Развитие творческих способностей у детей от 9 месяцев до 3х лет по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, аппликация, с использованием нетрадиционных техник». Только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью, ребёнок понимает – есть в жизни счастье…
На мой взгляд, продуктивные виды детской деятельности являются одними из самых интересных видов творчества детей раннего возраста. От рисования малыш получает лишь пользу. Через рисунок ребёнок выражает свою радость, боль, страх, свои вопросы и фантазии, своё отношение к другим людям, к миру, вещам. Особенно важна связь рисования с мышлением ребёнка. В работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы.
Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребёнка. Сколько радости и счастья видим мы в глазах ребёнка, который занят любимым делом и вкладывает в это частичку своей души.
Главное в моей работе – создание условий, которые бы дали возможность детям поверить в то, что они могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. Для этого я создала развивающую среду, где ребёнок может найти большое разнообразие различных изобразительных средств.
Маленькому ребёнку, как и человеку любого возраста, нужно и важно знать, что он трудится не напрасно: то, что он что-то делает, кому-то нужно. В каком мире смогут найти себе применение нарисованные детьми клубочки ниток или дождик? Такой мир есть – это мир игры! Введение в процесс обучения игры, позволило мне:
-сделать занятия более интересными для детей; -вызвать у них желание овладеть предлагаемым учебным содержанием; -создать мотивацию учебной деятельности;
-в игровой форме руководить и оценивать детские работы; -доставлять ребёнку удовольствие от полученного результата.
Опыт моей работы показал, что все дети желают достичь быстрого результата в своей деятельности в связи со своей непосредственностью. Какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?
Мой выбор пал на использование нетрадиционных способов и техник в обучении детей раннего возраста продуктивным видам деятельности.
Мною была разработана и составлена модифицированная рабочая программа развития творческих способностей детей младенческого и раннего возраста «Крохотные пальчики» с детьми от 9 месяцев до 3 лет».
Срок реализации её – 2 года 3 месяца. Работа начиналась с детьми раннего возраста от простого к сложному. Гуашевые техники помогли мне, они способствовали развитию у детей мелкой моторики рук, творческому мышлению и фантазии, рисование пальчиками и ладошками учили выплеску накопившейся энергии и расслаблению.
Дети, воспитывающиеся в домах ребёнка, по своему психическому развитию отстают от ровесников, растущих в семье. Темп развития этих детей замедлен. Их психическое и физическое здоровье имеет ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях развития.
У многих детей выявляется пассивность во всех видах деятельности, обеднённая речь, слабое внимание, снижение памяти. Почти у всех детей психическое развитие, в той или иной степени отстаёт относительно возрастной нормы в среднем на 3-4 эпикризных срока. Поэтому свою работу по планированию занятий я начинала с изучения диагностических данных нервно-психического развития детей, находящихся в группе. Была заведена тетрадь учёта достижений и усвоения детьми умений и навыков по изобразительной деятельности на занятиях, где отмечались успехи каждого ребёнка; составлена таблица параметров оценки уровня развития детей в изодеятельности по рисованию.
Составляя индивидуальные коррекционно – развивающие планы, опиралась на рекомендации Стребелевой Е. А. Занятия планировала также с учетом индивидуальных особенностей детей. Осуществляла дифференцированный подход к каждому ребёнку путём организации работы с детьми по подгруппам.
При планировании коррекционно-развивающей работы, я учитывала все вышеперечисленные факторы и результаты диагностики нервно-психического развития детей.
С детьми, не справляющимися с программой или отстающими, проводилась коррекционная индивидуальная работа. Она была направлена не столько на то, чтобы научить ребёнка рисовать, сколько на то, чтобы помочь ему преодолеть свои недостатки в поведении, научиться управлять им. Для меня был интересен и важен не столько сам детский рисунок, его содержание и качество исполнения, сколько особенности поведения ребёнка в процессе творчества.
Импульсивным детям, которым трудно было сконцентрировать своё внимание (Олег, Ярослав, Вова, так как они часто отвлекались, торопились, ставилась задача – продолжить начатое, дорисовать рисунок до конца (составление «витражей», где ребёнок сам выбирал цвет для каждой обозначенной области, не выходя при этом за пределы). Такая работа учила быть собранными, концентрировала внимание, учила аккуратности. Детям с агрессивным поведением, предлагалось сначала весь лист закрасить определённой краской спокойных оттенков (зелёная, синяя, голубая, что создавало у ребёнка спокойные, созидательные, умиротворённые ассоциации. Детям инертным, вялым, осторожным давались задания на развитие фантазии. Они занимались смешиванием красок, использовали для этого большие поверхности. Эффективной оказалась и такая форма изобразительной деятельности, как совместное рисование.
Дети разных психотипов (капризные, агрессивные, инертные, импульсивные, все вместе создавали свою коллективную работу. Переживания совместного творчества, эмоциональность общения, дружеского участия и понимания вызывало у детей ряд изменений во внутренней жизни и их поведении.
Планирую пополнить развивающую среду группы в соответствии с внедряемыми технологиями.
Спасибо за внимание!