Наталия Козина
Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Художественно-эстетическое воспитание детей в старших группах»
▼ Скачать + Заказать документы
по результатам тематического контроля
«Художественно-эстетическое воспитание детей в старших группах» (театральная деятельность)
«Художественно-эстетическое воспитание детей во всех возрастных группах» (ИЗО, Аппликация, Конструирование, Рисование)
Публикация «Аналитическая справка по результатам тематического контроля „Художественно-эстетическое воспитание детей в старших группах“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В период с 19 февраля 2018 года по 02 марта 2018 года в ДОУ был осуществлен тематический контроль «Художественно-эстетическое воспитание детей в старших группах» (театральная деятельность,
«Художественно-эстетическое воспитание детей во всех возрастных группах» (ИЗО, Аппликация, Конструирование, Рисование)
Целью тематического контроля было, определение эффективности воспитательно-образовательной работы по художественно-эстетическому воспитанию детей разных возрастов средствами изобразительной деятельности и детей старшего возраста средствами театральной деятельности,
Объект исследования:
• все возрастные группы;
Предмет исследования: использование нетрадиционных технологий
Методы исследования:
- анализ профессионального мастерства;
- анализ календарно-тематического планирования;
- наблюдение;
- беседа со специалистом и воспитателем;
- анализ работы с родителями;
- анализ наглядной информации по художественно-эстетическому развитию;
- анализ методического материала;
Состав комиссия:
заведующий – Платонова В. Д.
заместитель заведующего – Меньшакова И. П.
старший воспитатель – Козина Н. М.
Группы на контроле : старшие группы комбинированной направленности №4, №9, подготовительные группы общеразвивающей направленности №11, №5. (театральная деятельность)
Все возрастные группы общеразвивающей направленности для детей от 2 до 5 лет (ИЗО, Конструирование, Лепка, Рисование)
В ходе проверки подробно были проанализированы следующие вопросы :
1. Оценка создания условий.
2. Оценка профессиональных умений воспитателя.
3. Оценка планирования воспитательно-образовательной работы с детьми.
4. Оценка взаимодействия с родителями по вопросу художественно-эстетического развития детей.
Использовались следующие формы и методы контроля :
• опрос детей, участие детей в конкурсах, выставках
• анализ просмотренных мероприятий, собеседование с педагогами
• анализ тематических выставок
• анализ планирования
• анализ предметно-развивающей среды
• взаимодействие с родителями (анализ форм работы, анкетирование)
В ходе контроля было отмечено следующее:
Развивающая среда в группах
В МБДОУ «Детский сад №3 «Хрустальный башмачок» созданы условия для художественно-эстетического развития детей. Это необходимые, центры, уголки для художественно-эстетического развития. Произведения разных видов и жанров, театральные, игровые, художественного творчества уголки. Во всех группах имеется в достаточном количестве материал для продуктивного творчества.
В старшей группе №9, (воспитатели Шамина Н. И., Уварова И. Н., в группе №6 (воспитатели Каширина Ю. Н., Бокарева И. П.) уголки изо деятельности и театральные соответствуют возрасту детей, эстетичны.
В группах №7 и №3 уголок ИЗО оснащен частично, т. е не достаточно разнообразного материала для творчества воспитанников данного возраста.
В группах №9, №11, №4, № 5 имеются различные виды театров: пласкостной, пальчиковый, театр-рукавичка, кукольный театр, театр игрушек, ширма, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. В группе №5 театр из камней.
В группах №8, №6, №10 маски сделанные своими руками; картотеки театральных игр, минисценок, этюдов, театральных упражнений. В группе №6 изготовлен теневой театр.
В достаточном количестве оснащены уголки художников и театральные в группах №1, №2.
Эффективно воспитателями всех возрастных групп используются приемные комнаты, в них размещаются выставки рисунков детей, поделки, тематические выставки воспитанников.
Рекомендовано: Обновить уголки ряжения.
Оценка профессиональных умений педагогов
Просмотр ООД в рамках «Педагогического мастерства», позволил сделать вывод: педагоги используют в работе с детьми по данной теме наглядный материал (игрушки, иллюстрации, предметные картинки, персонажи из сказок используя театральных кукол, а также показ слайдов, применялись разнообразные формы обучения (дидактические игры, игры драматизации, загадки, упражнения, беседы, рассказывания).
Воспитатели показали нетрадиционные технологии рисования: Чеботарева С. И., Бокарева И. П., Добрякова П. В, рисование ватными палочками, поролоновыми трафаретами; Пьянова С. А. – рисование ладошкой (коллективная работа, Меньчева С. И. – мозаичная аппликация, Кульева В. Е. – граттаж. Были использованы технологии: рисования пальчиками (средняя группа №10) и аппликация вклеивания готовых деталей в старшей группе №9 (Шамина Н. И., которые использовались не по возрасту.
Педагоги (Добрякова П. В, Пьянова С. А., Чеботарева С. И., Косенкова М. С.) творчески подходят к содержанию занятия, учитывая уровень развития детей своей группы.
Рекомендовано: Использовать приемы и технологии соответствующие возрасту и развитию детей.
В ходе ООД учитывалась двигательная активность, физминутки, пальчиковая гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, театрализованные игры, этюды, инсценировки. Не маловажна сменяемость деятельности. В группе №6 (Бокарева И. П.) пальчиковая гимнастика была использована как этап рисования, что позволило сэкономить время на занятии. Педагог Кульева В. Е. (группа №5) не использовала пальчиковую гимнастику.
На должном уровне используются театральные игры, инсценировки, этюды у педагогов в ходе ООД у Кульевой В. Е, Шаминой Н. И., Пьяновой С. А, Косенковой М. С., Меньчевой С. И.
Педагоги обучают детей основам изобразительной грамоты, развивают с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, находят индивидуальный подход к обучению, давая, посильный объем выполняемых работ.
Используя нетрадиционные техниками рисования, педагоги помогают детям преодолеть чувство страха и способствует эмоционально положительному отношению к процессу рисования. А также способствует улучшению содержания и качества детских рисунков.
Нетрадиционные техники использует как автономно, так и в комплексе с традиционными художественными техниками.
При работе используются различные формы: беседы, игры, объяснения, инсценировки, игры-ираматизация, обсуждение и т. д.
Анализ просмотров позволяет сделать вывод: педагоги владеют методами и приемами. Изложение материала логичное, от простого к сложному, используются разнообразные методы и приемы закрепления пройденного материала. Ведется предварительная работа. Все воспитатели уверенны в себе, собранны, обладают педагогическим тактом, эмоциональны.
Рекомендовано:
Использовать нетрадиционные техники рисования и элементы театральной деятельности, здоровье сберегающие технологии в ходе образовательной деятельности и в режимных моментах регулярно.
Обратить внимание на тщательный и своевременный подбор демонстрационного и раздаточного материала к занятиям художественно-эстетической направленности.
Оценка планирования работы с детьми
В календарных планах воспитателей всех возрастных групп планируются занятия по изодеятельности, аппликации, конструированию, планируется ознакомление с художественной литературой, индивидуальная работа с детьми, беседы по различным темам, наблюдения, самостоятельная деятельность детей.
В воспитательно-образовательных планах всех педагогов прописаны театрализованные игры «Дедушка молчок», «Передай улыбку» (группа №8, в группе №11 - обыгрывание сказок «Лиса и журавль», чтение и пересказ сказок и рассказов, в группе №5 используются игры «Угадай по звуку», «Скажи ласково», в индивидуальной работе - чтение стихов. В первых и вторых младших группах, также в планах прописаны театрализованные и музыкальные игры.
В образовательно-воспитательных планах в режимных моментах во всех группах запланированы игры по конструированию, рисованию, лепке:
В группе № 1 в режимных моментах использовались следующие игры:
«Стол для Матрешки», «Дорожки узкая-широкая» (конструирование, «Аквариум (лепка, «Угощение для Мишки (лепка).
В группе №2 : «Построки из кубиков», «Построим башню, дом», «Дом для куклы», Лепка «Зайки», Рисование: «Солнышко нарядись» «Колобок».
В группе №3 : «Пирамида», «Дорожка», «Домик для собачки» (конструирование); лепка: «Угощение для Колобка», Аппликация: «Цветок для мамы».
Группа №4 : Конструирование «Дом», «Дорожки для зверей» Лепка: «Подарок маме» Рисование: «Открытка для папы
Группам №5 : Конструирование: «Теремок», Лепка: Пластилинография «Подарок маме» Рисование: «Весна»
Группа №6 : Конструирование: «По дорожке мы идем», «Теремок» Лепка: «Цветок для мам» Рисование: «Моя любимая сказка»
Группа №7 : Конструирование «Башня»; Лепка: «Печенье для зверей», Рисование: «Платочек для мамы».
Группа №8 : «Домик»» (конструирование, Рисование: «Весна пришла», «Лепка: «Угощение для мам».
Группа №9 : Конструирование: «Построим город», «Сказка»; Рисование: «Волшебница весна»; Аппликация «Ваза с цветами», Лепка: «Цветы для мам».
Группа №10 : Аппликация: «Открытка для мам», Пластилинография: «Подснежник», «Сердечко для мамы»; Рисование: «Весна», Конструирование: «Детский сад», «Будка для собаки», «Гараж».
Группа №11 : Конструирование: «Лего-техника», «Гараж», «Детский сад»; Рисование: «По замыслу», «Нароные промыслы, Росписи»; Лепка: «Подарок маме»; Аппликация: «Пластилинография».
Не отражены в планах утренники к празднику 8 марта (планы всех групп).
Рекомендовано:
Всем педагогам нужно прописывать в планах по художественно-эстетическому направлению такие формы работы, такие как: тематические музыкальные вечера, театральные пятницы, недели творчества.
Оценка взаимодействия с родителями
Взаимодействие с родителями по художественно - эстетическому развитию детей педагоги уделяют достаточно внимания. Организуют выставки рисунков, поделок, совместные мероприятия, в которых принимают участие родители с детьми.
Педагоги тесно взаимодействует с родителями: индивидуальные консультации, сменные информационные стенды по актуальным темам, досуги, развлечения.
Оформлена наглядная информация по данному направлению: "Развитие творческих способностей наших детей", "Зачем детям рисовать", "Нетрадиционные техники рисования", "как научить ребенка рисовать", "Малыш начинает рисовать".
Организованы папки-раскладушки для родителей «Театрализованная деятельность в работе с детьми ДОУ» (группы №8, №10, №7).
УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ:
Родители всех групп приняли участие в тематических выставках : «Мой папа лучше всех», «Весна пришла». Наиболее активными были родители группы №11, №10, №9. Родители всех групп посетили досуг «Мой папа лучше всех», утренники, посвященные 8 марта.
Родители группы №5 оказывают помощь в организации театрального уголка.
Рекомендовано: Привлекать родителей к участию в организации развивающей среды по художественно-эстетическому направлению.
Вывод:
Художественно-эстетическое воспитания детей ведется на удовлетворительном уровне.
Рекомендации:
1. Использовать нетрадиционные техники рисования и элементы театральной деятельности на открытых занятиях, а в образовательной деятельности и в режимных моментах.
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели всех групп.
2. Педагогам обратить внимание на своевременную подготовку раздаточного и демонстрационного материала к занятиям художественно-эстетической направленности.
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели всех групп.
3. Использовать приемы и технологии соответствующие возрасту и развитию детей.
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели всех групп.
4. Пополнить уголки художественно-эстетического развития в соответствии с возрастом воспитателям всех возрастных групп.
Обновить уголки ряжения.
Срок: май
Ответственные: воспитатели
5. Педагогам творчески подходить к оформлению детских работ и планированию ООД.
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели всех возрастных групп
6. Педагогам использовать в данном направлении разнообразные формы работы: тематические музыкальные вечера, театральные пятницы, недели и дни творчества
Срок: в течение учебного года
Ответственные: педагоги ДОУ, методическая служба
ПРЕДЛОЖЕНИЯ: Педагогам учесть все рекомендации, предложенные выше и принять к исполнению.
Заведующий ___ В. Д. Платонова
Исполнитель: Н. М. Козина, старший воспитатель,